Информационно- творческий проект "Математика вокруг нас" ☼
Автор: Евтифеева Галина Григорьевна
Информационно- творческий проект "Математика вокруг нас"
Срок реализации : 1 год
Подготовил : воспитатель:
Евтифеева Г.Г.
-2014-
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Разработчик | Евтифеева Галина Григорьевна |
Руководитель | Евтифеева Галина Григорьевна |
Наименование учреждения и адрес |
п. Новогуровский ул. Школьная д. 10 |
Цель | Продолжать учить детей познавать мир и себя в нем. Уметь применять знания в жизни. Вызвать интерес к предмету . Уметь решать задачи, считать ,пользоваться линейкой, шаблонами. Развивать логическое мышление, умение находить выход из разных ситуаций , творчество, умение ориентироваться в обществе и на местности, речь. Уметь пользоваться нестандартным решением, отстаивать свои позиции. Воспитывать устойчивое сознательное внимание и дисциплину, культуру речи, колликтевозм и дружбу. |
Задачи | Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей. К концу дошкольного возраста ребенок должен иметь определенный уровень знаний по математике. Эти знания ребенок получает как на занятиях так и в повседневной жизни.
Ребенок должен хорошо овладеть следующими математическими навыками:
знать цифры от 0 до 9 называть предыдущее и последующее число называть числа в прямом и обратном порядке соотносить числа и количество предметов знать и уметь использовать математические знаки решать примеры, а также решать задачи в 1 действие уметь сравнивать больше или меньше знать название геометрических фигур, различать и находить их в окружающей обстановке измерять и сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте ориентироваться на листе бумаги, на листе в клеточку; закреплять знания в повседневной жизни. |
Телефон учреждения | 8 (48753) 79-1-77 |
Электронная почта учреждения | detsad.gurovo@yandex.ru |
Срок реализации | с сентября 2013 г. по май 2014 г. |
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость в нашей жизни Ее важное участие во всех видах деятельности. Проводя занятия по другим видам деятельности доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем , что результатами обучения математики являются не только знания , но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, кратность, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
ЦЕЛЬ:
Продолжать учить детей познавать мир и себя в нем. Уметь применять знания в жизни. Вызвать интерес к предмету . Уметь решать задачи, считать ,пользоваться линейкой, шаблонами.
Развивать логическое мышление, умение находить выход из разных ситуаций , творчество, умение ориентироваться в обществе и на местности, речь. Уметь пользоваться нестандартным решением, отстаивать свои позиции.
Воспитывать устойчивое сознательное внимание и дисциплину, культуру речи, колликтевозм и дружбу.
ЗАДАЧИ:
Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей.К концу дошкольного возраста ребенок должен иметь определенный уровень знаний по математике. Эти знания ребенок получает как на занятиях так и в повседневной жизни.
Ребенок должен хорошо овладеть следующими математическими навыками:
знать цифры от 0 до 9
называть предыдущее и последующее число
называть числа в прямом и обратном порядке
соотносить числа и количество предметов
знать и уметь использовать математические знаки
решать примеры, а также решать задачи в 1 действие
уметь сравнивать больше или меньше
знать название геометрических фигур, различать и находить их в окружающей обстановке
измерять и сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте
ориентироваться на листе бумаги, на листе в клеточку;
закреплять знания в повседневной жизни.
Основное средство:
На разных этапах деятельности реализации программы являются:
- игровые формы работы
- рабочие тетради
- исследовательская, информационная, творческая деятельность
- проектная деятельность
Сроки реализации:
с сентября 2013 г. по май 2014 г.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;
становление готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, применять знания в играх;
участие родителей группы в организации работы по проекту;
желание поделиться с педагогами и детьми своими знаниями;
размещение проекта в интернете;
накопление методической литературы и дидактического материала;
расширение взаимодействия с образовательными учреждениями.
ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА:
1ЭТАП РАБОТА С ДЕТЬМИ.
| Сентябрь-
Веселая геометрия | |
ТЕМА | Наглядность, игры | Самостоятельная деятельность |
1.Путешествие в страну «Геотетринка» на пргулке- беседа
2.Сказка «Как квадрат подружился с прямоугольником» НОД | Игра: «Найди меня» Пример- прямоугольник(окно, дверь и т.д.) Наглядность: геометрические фигуры. Игрушки разной высоты. Макет страны «Геометрика»
Сказка с инсценировкой
Презентация Игра»Узнай меня» | Конкурс «Кто быстрее» Построить игрушки по росту
Галерея рисунков.Дети рисуют картину при помощи геометрических фигур. |
3.Объемные фигуры - игры в уголках | Фигуры. Игра «Построй городок», чья команда быстрее | Геометрическое лото |
4. Инсценировка сказки «Нам вместе веселей»- развлечение | Костюмы , Презентация Игра»Собери свои фигурки» Каждой команде своя фигура- овал, треугольниу и т.д. | Геометрические пазлы |
| «Цифроград» |
|
5..НОД
«Веселый счет» счет до 10 и обратно | Стихотворение С. Маршака «Веселый счет» с иллюстрациями. Игры: «Рассеяный художник», «необычная картина» | Пишем при помощи трафарета- 1, 2 |
6.Путешествие по тропе счета.Из истории цифр. -развлечение | Презентация Игры: «Оглянись вокруг», «Собери фигуру. | Узоры из цифр- рисуем |
7.Посещаем «Цифроград»- где прячутся цифры, следим за Хрюшей.- на пргулке | Иллюстрации Игра: «С кочки на кочку» Геометрические фигуры- воспитатель командует на какую кочку прыгать, например на квадрат, на круг ... | Лепим из песка объмные фигуры по указанию воспитателя. |
8. Учимся решать задачи- НОД | Презентация игрушки Игры: «Гадание на ромашке», «Покажи меня»
| Пишем цифры1,2. и по трафарету- 3,4. |
| Октябрь Планета чудес |
|
1.Сказка «Почему Нук заблудился»-ориентация на плоскости-- НОД | Иллюстрация,макет леса Игры: «Найди меня»- я нахожусь в вверхнем левом углу... «Пойди туда- не зная куда» | Укрась скатерть по моему описанию - в середине листа нарисуйте цветок, ... |
2.На, над, под, слева, справа, за, перед, на, в, ...- на прогулке | Игры: «Найди игрушку» | Составляем задачи на вычитание, применяя увиденное на прогулке |
3.Веселые гномики- дни недели, сутки.- НОД | Макет домика, гномики- дети, картинки. Игры: «День -ночь», «Когда это бывает»- загадки | Рассказ детей «Мой день дома» |
4.Волшебные стрелки- развлечение | Часы, Дед- часовщик. Игры: «время замри», «Узнай по описанию». | Нарисуй картинку под диктовку. Загадки, считалдочки по теме. |
| Поляна «Считалочка» |
|
5.Сказочная математика- к/т «В тридевятом царстве»- развлечение | Театр, куклы | Рассказываем где в жизни применяется математика |
6. Задачи- шутеи | Пальчиковые упражнения «Веселые гномики» Игра: «Собери урожай» | Рисуем и составляем задачи по своему рисунку Акцент на правильную постановку вопроса |
| Ноябрь- мостик «Сравнилка» |
|
1.Башня- «Высотка» -НОД | Измерительные приборы, декорации. Игра : «Встаньте по росту»- чья команда быстрее. | Учимся измерять высоту |
2.Скамейка «Широчинка»- прогулка | Измерительные приборы, декорации. | Измеряем и сравниваем ( Что есть на площадке)- ширину |
3. Пенечки «Толстушки»- НОД | Измерительные приборы, декорации. | Опытно- исследовательская работа- что я могу обхватить руками, пальцами... |
4. Тропинка «Измерь- ка»- прогулка | Измерительные приборы, декорации. | Измеряем длину различных предметов на площадке |
| остров «Смекалка» |
|
5.Сиди на острове и составляем задачи по картинкам- ( на гиперактивной доске)- развлечение | Игра «Поймай нужный предмет» | Кто быстрее и лучше нарисует картинку к задаче. |
6.Метиорит «Логика»- прогулка | Игра «Отгадай-ка»- | Конкурс на составление из несколькиз человек геометрическую фигуру. |
7. Пещера- «Раздели-ка»- ТРИЗ | Д\ игра «Раздели поровну»- ну, например, шоколадку на ... детей. | Игра «Накорми гостей» |
8. Кот Несчитарь- развлечение | Веселые человечки | д\игра «Разложи правильно» |
| Декабр Аллея сказок |
|
1. Сказочные измерения- развлечение( Дюймовочка...) | Гиперактивная доска | Поставь героев сказки по росту |
2.Семь пядей во лбу, пядь родной земли, Богатыри -на прогулке | Иллюстрации | д\ игра «Найди сам» |
3.Пуд соли- развлечение | Презентация, стихотворение | Нарисуй любимого героя и дай ему характеристику ( рост, вес и т.д.) |
4.Путешествие в прошлое. Проводим в избе старины Математика наших предков -НОД | Опытно- эксперементальные задания | Кто быстрее назовет самого-самого...( высокого героя сказок, толстого и т.д.) |
| Беседка «Повторюшка» |
|
5. Где прячутся цифры? Инсценировка сказки «Цифроград»-развлечение | Декорации, костюмы | Прячем цифры за рисунком |
6.Века и тысячелетия- игры в уголках | Презентация Игра «Где это было, когда это былоююю» | Строим Цифроград из объмных фигур |
7. Страна параметров- Нод | ПОСЕЩЕНИЕ МЕД. КАБИНЕТА.
| Эксперементально- исследовательская работа- взвешиваем, измеряем... |
8. По щучьему велению | Д\ игра «Чудесная шкатулка» | Танцевальные упражнения под музыку- делай как я |
Пословицы и поговорки, крылатые выражения с числами
.
- Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Один в поле не воин.
- Одна пчела много меду не таскает.
- Одна голова - хорошо, а две - лучше.
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Трус умирает сто раз, а герой - один.
- Два сапога - пара.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Лентяй дважды работает.
- Двум смертям не бывать, а одной - не миновать.
- Семь бед - один ответ.
- За одного битого двух небитых дают.
- Из двух зол выбирают меньшее.
- Старый друг лучше новых двух.
- Ум - хорошо, а два - лучше.
- Обещанного - три года ждут.
- Без четырех углов изба не рубится.
- Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
- Знать, как свои пять пальцев.
- С пятое на десятое.
- Пятое колесо в телеге.
- Семеро одного не ждут.
- Семеро с ложкой - один с сошкой.
- Лук от семи недуг.
- За семью печатями.
- Семи пядей во лбу.
- На седьмом небе.
- До седьмого пота.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Восьмое чудо света.
- Весна да осень - на дне погод восемь.
- За тридевять земель в тридевятом царстве.
- Не из трусливого десятка.
2 ЭТАП работа с родителями:
- Советы по формированию элементарных математических представлений(лекция)
Родителям были предложены советы по формированию элементарных математических представлений, в том числе умению применять их в жизни, учится видеть и анализировать.Приобретение настольных, дидактических игр и играть вместе с детьми.
- ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Родителям предложила памятки и провела их пояснение.( беседа)
«Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности дома»;
«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» (игры).
- Все обучения проводить в виде игры
- Не принуждать ребенка, если у него пока нет желания обучаться, старайтесь показать необходимость в занятии желательно на примере.
- Предоставьте больше самостоятельности для «открытий» не надо преподносить все в готовом виде
- Связывайте новое с уже усвоенным
- Проявляйте заинтересованность , создавайте эмоциональный фон, поощряйте за успехи.
- Самое главное - объективно оценивать способности именно своего ребенка и не сравнивать его с другими- это может снизить самооценку ребенка.
- Предложила методы и приемы как можно заинтересовать ребенка дома:
(консультация)
- При готовке обратите внимание ребенка -зачем повару математика
- На прогулках обращайте внимание на следующие темы:«Форма, размер, величина, цвет в природе»Гуляя по лесу, городу, поселку- поиграйте в игры: «Какое здание самое высокое», «Какое дерево самое толстое», «Что находится дальше, ближе» и т.д.
- Дома можно давать указания в игровой форме- за сколько минут ты уберешь игрушки, принеси мне все синие предметы из твоего уголка , помоги мне написать цифры и т.д.
- Беседуйте
О временах года. Части суток - «Когда это бывает?»
О величинах - Кто выше
- Украшая к празднику квартиру - посчитайте игрушки на елке, какого цвета шары, что больше(меньше).
3 ЭТАП Совместная работа с родителями и детьми
Сорвместно с родителями провели :
развлечения- «Нам вместе веселей»,
« В тридевятом царстве»,
«Цифроград».
Родители помогали с костюмами реквизитами, участвовали в инсценировках и играх.
Провели конкурсы:
«Лучшая картина из геометрических фигур»- работали дома
«Кто быстрее встанет в ряд(по росту)»- на прогулке
«Лучшее украшение для группы» ( назвать какие геометрические фигуры присутствуют в украшении)- работа дома
4 ЭТАП ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Продукт проектной деятельности:
рисунки детей;
аппликация;
поделки
фоторепортаж
презентации
наглядность
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:
в группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно-дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература;
у детей появился интерес к математике;
установлены взаимоотношения между детьми и родителями.
Таким образом поставленные цели и задачи реализованы полностью. Внедрены иновационные технологии при работе с детьми и родителямиэ Сформированы необходимые знания, умения и навыки по овладению ЭМП. Родители получили консультации и советы.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕКТА:
В своей дальнейшей работе планирую обратить внимание на детей , которым плохо дается овладение ЭМП и детей, у которых не желания получать знания.Это особый контингент. Поэтому планирую усовершенствовать свои методы и приемы для работы с такими детьми. Буду делать акцент для заинтересованности таких детей, находить темы, игры, развлечения, которые им интересны. И больше уделять времени в работе с родителями этих детей.
Литература:
Ж/н «Дошкольная педагогика» №4 – 2011г. Т.А.Пирожкова «Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников».с.30
Ж/н «Дошкольная педагогика» №7 – 2011г. Л.А.Патракова «Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формированию элементарных математических представлений у дошкольников».с.16.
Ж/н «Дошкольная педагогика» №8 – 2011г. Л.П.Бусырева, Л.С.Летягина, Ю.С.Кочура «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников».с.22.
И.И. Щелищева ; И.Б. Румянцева «Математика вокруг нас»
Е.В. Колесникова «Математика вокруг нас»