Информационные технологии в образовательном процессе | Алмагамбетова Жанат Сагадатовна. Работа №209619. Номер работы: №209619
Автор: Алмагамбетова Жанат Сагадатовна
Использование современных информационных технологий позволяет развивать коммуникативные навыки, способности аналитического мышления и самостоятельного принятия решений. В связи с этим, повышение качества образовательного процесса обусловлено широким распространением информационно-коммуникационных технологий.
Под качеством образования подразумевается обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, быстрой адаптации к условиям научно-технического прогресса, владеющих технологиями в своей специальности, умение применять полученные знания для решения профессиональных задач.
Информационные технологии в образовательном процессе
Цифровая эпоха, являющаяся обновленной версией информационных технологий, с неизбежностью делает актуальным вопрос совершенствования образовательной системы. Наступление технологической революции требует таких же изменений образовательных технологий, в число которых входит технология смешанного обучения (blendedlearning).
Современная система образования должна не только давать нормальное, хорошее, базовое образование, но и готовить креативных, созидательных обучающихся, которые должны думать об инновациях, быть более конструктивными. Модели, виды и преимущества смешанного обучения должны быть заранее изучены и внедрены во все звенья системы образования Республики Казахстан. Это позволит нашей стране справиться с вызовами наступившей цифровой эпохи, выполнить программу «Цифровой Казахстан», и успешно войти в число 30 конкурентоспособных стран мира.
В сентябре 2017 г. в ходе республиканского совещания по вопросам цифровизации с участием Президента РК Н. Назарбаева, была презентована Программа «Цифровой Казахстан». Глава государства подчеркнул, что стержнем Третьей модернизации, о которой он объявил в начале 2017 г. в своем Послании народу Казахстана, является цифровизация. При этом Президент отметил важность подготовки высококвалифицированных кадров, что связано с необходимостью пересмотра политики в сфере образования: «Всем казахстанцам – от школьников до пенсионеров – снова надо сесть за книги и изучать новые технологии. Принцип образования на всю жизнь становится потребностью, нормой» [1].
Современный мир является зависимым от информационных технологий, которые широко, интенсивно и эффективно используются во всех сферах человеческой деятельности. На сегодняшний момент становиться все более заметна ориентированность в сторону информатизации системы образования. Создаются электронные учебники и виртуальные лаборатории, разрабатываются автоматические системы обучения, широко используется дистанционное обучение. Все это стало возможным в результате информатизации самого обществаи как результат реформирования системы образования. Для того чтобы повысить современный уровень системы образования надо реально управлять ей как единой системой, т.е. повышается необходимость создания конкурентоспособного учебного заведения, способного завоевать и удерживать свою долю рынка образовательных услуг неопределенное количество времени. Что в свою очередь подразумевает постоянную инновационную активность – способность применять новации в образовательном процессе и организации управления.
Применение потенциальных возможностей информационных технологии в образовательном процессе на качественно новом уровне сочетания традиционных и инновационных форм индивидуализирует обучение, повышает активность и мотивацию студентов, создает благоприятные условия для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков. Визуализация учебной информации, свободный доступ к большим объемам информации, компьютеризация информационно-поисковой деятельности и методического обеспечения дисциплин, организация и контроль за усвоением материала качественно совершенствуют учебный процесс и методы преподавания дисциплин.
Использование современных информационных технологий позволяет развивать коммуникативные навыки, способности аналитического мышления и самостоятельного принятия решений. В связи с этим, повышение качества образовательного процесса обусловлено широким распространением информационно-коммуникационных технологий.
Под качеством образования подразумевается обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, быстрой адаптации к условиям научно-технического прогресса, владеющих технологиями в своей специальности, умение применять полученные знания для решения профессиональных задач.
Под информационными технологиями понимается взаимосвязь методов и способов сбора, хранения, поиска и обработки информации средствами электронных ресурсов. Информационные технологии расширяют возможности получения общего и профессионального образования, что соответственно предполагает поиск новых методов и способов в обучении. Поэтому, в первую очередь, оптимизация деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов определяется уровнем квалификации преподавательского состава. Совершенствование системы технического и профессионального образования на базе эффективного использования постоянно совершенствующихся информационных технологий напрямую зависит от компетентности преподавателя, которая включает в себя способы поисковой деятельности, постановку целей и задач обучения, разработку учебно-методических материалов.
Создание базы учебно-методических материалов позволяет интенсифицировать процессы самостоятельной работы студентов. Грамотное использование потенциальных возможностей информационных и компьютерных технологий, предоставление презентаций, тестов, письменных работ, сбор и анализ информации в системе совершенствования методики обучения способствует формированию развития способностей студентов и обуславливает руководящую роль преподавателя.
Использование преподавателем различных электронных образовательных ресурсов по мере усвоения учебного материала способствует формированию мотивации и готовности к обучению, умения информационного моделирования объектов изучения, самостоятельного исследования явлений и процессов предметной области. Возможность применения информационных технологий в процессе контроля текущей и итоговой проверки результатов учебной деятельности выступают важным условием повышения качества образования и формирования у студентов самооценки и самоконтроля. Применение в профессиональной подготовке баз данных, информационно-справочных систем, электронных учебников и энциклопедий, Интернет-ресурсов, компьютерных тренажеров, контролирующих программ и т.д. существенно повысит качество теоретического и практического уровня подготовки будущих специалистов, способных применять в дальнейшей практической деятельности полученные навыки и умения.
Потенциалом в области использования информационных технологий и соответственно повышения качества образовательного процесса является самостоятельное овладение профессиональными компетенциями с использованием учебно-методического обеспечения. Например, разработанные преподавательским составом методические комплексы обеспечения учебного процесса включают в себя рабочие программы, презентации лекционных курсов и практических занятий, учебно-методические пособия по дисциплинам, банк заданий и задач, тестовые задания и т.д. Медиафайлы, как комплексное средство обучения, содержат графическую, текстовую, звуковую информацию, которая позволяет наглядно представить учебный материал.
Внешние накопители также предоставляют студентам широкий доступ к учебно-методическому обеспечению дисциплин.
Использование на лекционных и практических занятиях спектра возможностей технологий мультимедиа позволяет:
автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов;
автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;
осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
существенно повысить интерес к дисциплинам, что также определяет качество обучения;
получить доступ и опериро
вать большим объемом информации.
Внедрение современных технических средств в систему технического и профессионального образования характеризуется появлением новых компьютерных продуктов, современных методов обучения и навыков работы с электронными ресурсами.
Таким образом применение современных информационных технологий в учебном процессе имеет достаточный потенциал для инновационного развития колледжа, как условие повышения качественной подготовки современного специалиста, адаптированного к будущей профессиональной деятельности.
Литература:
Цифровизация
как путь к успеху //
Казахстанская
правда. – 2017. – 14 сент.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020
годы МОН РК ,2012.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: учебно-методический комплект для системы педагогического образования. М.: АПК и ПРО, 2004. С. 5-13.
Головчин, М.А. Образование: региональные проблемы качества управления /М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А.
Шабунова
. - Вологда: ИСЭРТ, 2012. - 197 с.
Загвязинский
, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И.
Загвязинский
// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень, 2013. — с. 8.