«Инклюзивное образование организационно-педагогические условия, проблемы внедрения и перспективы развития» ☼
Автор: Томчук Елена Валерьевна
Выполнила Томчук Елена Валерьевна. МОУ СОШ №8 г. Егорьевск
На первый взгляд,под сложным термином «инклюзия» (от франц. «inclusif)-подразумевается слово «совместное» обучение всех детей, независимо от физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей по месту жительства в одной общеобразовательной школе. Обязательно стоит учитывать особые потребности детей-инвалидов и оказывать им необходимую поддержку.
Так случилось, что по воле судьбы, 20 лет я проработала в специализированной школе №8 г. Хмельницкого , Украина учителем английского языка. На базе данной школы в 2002 г. был открыт дневной реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Поверь в себя», в котором работают квалифицированные ассистенты учителей и проводят учебные занятия по индивидуальным учебным планам. В этой школе также работают: Социальный педагог, психолог, медсестра. Целью открытия данного центра является адаптация и инклюзия детей с ОВЗ путем инклюзивного обучения в условиях общеобразовательной начальной школы. В этой школе вместе со здоровыми детьми учатся дети с нарушением опорно-двигательной системы, дети с легкой отсталостью психического развития (без интеллектуальной отсталости), дети с хроническими заболеваниями и дети с синдромом Дауна. Важным моментом работы в школе является то, что педагоги работают в команде с другими педагогами и специалистами, родителями, учениками, представителями общественных организаций, чтобы определить, какие изменения необходимы для реализации инклюзивной практики непосредственно в учебном заведении. В школе созданы все условия для успешной реализации проекта. В начале реализации данного проекта были определенные проблемы: недостаток финансирования, низкий уровень обеспечивание педагогическими кадрами, ограниченные материальные и кадровые ресурсы. Учителя были обеспокоенны тем, что дети с ОВЗ будут учиться хуже остальных, дети с нарушением психофизического развития будут чувствовать социальную изоляцию, работа учителя будет очень сложной, это процесс на который нужно определенное время. Поэтому , любому учителю следует переосмыслить собственную учительскую позицию и прийти к выводу, что быть учителем- означает учиться самому в течение всей жизни. Педагоги данного центра стараются развивать у своих учеников критическое мышление, приучают своих учеников к принятию самостоятельных решений, помогают детям с ОВЗ чувствовать полноправным членом коллектива.
В результате дети чувствуют себя востребованными, желанными, становятся самостоятельнее. Дети с ОВЗ в Хмельницком реабилитационном центре успешно адаптируются в коллективе, у них появляются новые друзья, пропадает ощущение изолированности. Здоровые дети становятся более добрыми, милосердными, готовыми помочь в любой момент. И хотя, инклюзия требует от всех участников учебно-образовательного процесса существенного пересмотра традиционных взглядов. Вывод очевиден, инклюзивное образование имеет свои перспективы развития.