Автор: Кузнецова Ольга Сергеевна
Инклюзивное образование учащихся с интеллектуальной недостаточностью: за и против
Кузнецова Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ школы №499
Аннотация. В представленной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова. Инклюзивное образование, равные права, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, особые образовательные потребности, специальное образование, адаптация, массовая школа, инклюзивная школа.
Введение
Когда в семье есть ребенок, родители начинают задумываться: Что ждет моего сына или дочь в будущем? Какое образование он получит? Эти вопросы задают себе и родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право каждого человека на образование. В настоящее время система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в состоянии активного обсуждения. Эта тема содержит множество дискуссионных вопросов. Один из самых актуальных — где должны обучаться дети с ОВЗ? В специальных образовательных учреждениях или вместе с нормально развивающимися сверстниками в массовой школе?
Федеральный закон «Об образовании» определяет понятие «инклюзивное образование» как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»[1].
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Система дифференцированного обучения, а именно система специальных коррекционных школ, выстраивается в первую очередь с учетом «особых образовательных потребностей» ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Однако со временем эта система перестала восприниматься как единственно правильная и логичная модель. Мы все чаще говорим об инклюзивном образовании.
«Таблица 1»
Положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Возможность учиться и общаться со здоровыми сверстниками для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни.
| Психофизические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью: - неспособность к отвлеченным обобщениям, к установлению связей и зависимостей, к анализу и синтезу, недостаточность процессов сравнения, слухового и зрительного восприятия, нарушения пространственной ориентировки, моторики значительно замедляют процесс усвоения учебного материала. Им нужны специальные программы и учебники, разработанные с учетом психофизических особенностей этих детей. -Дети с интеллектуальной недостаточностью гораздо медленнее усваивают учебный материал. Им необходимы многократные повторения изученного, подбор наглядных средств, игровые формы обучения, применение специальных методов и приемов работы, что требует участия специалистов – дефектологов (олигофренопедагогов), логопедов, психологов. |
Для здоровых учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним. | Недоступный уровень образования для учащихся с интеллектуальными нарушениями в массовой школе. - Школа VIII вида, обеспечивает специальное образование детям с умственной отсталостью. Обучение в этой школе не является цензовым, потому что имеет качественно иное содержание, в отличие от массовой школы. -Основное внимание в коррекционной школе уделяется социальной адаптации и профессионально - трудовой подготовке. Знания по общеобразовательным предметам усваиваются учениками в доступном им объеме. -В программу коррекционных школ включаются специально организованные индивидуальные и групповые занятия, имеющие коррекционно-развивающую направленность, что не предусмотрено в массовых школах.
|
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью в массовой школе
Если все-таки родители ребенка с интеллектуальной недостаточностью настаивают на обучении в массовой школе, то они должны понимать следующее:
-Педагоги массовых школ не владеют методикой обучения данной категории учащихся. Непонимание педагогами особенностей и возможностей ребенка с интеллектуальными нарушениями и необходимости использования специальных методов и приемов в работе с ними вызывает огромное количество вопросов учителей массовой школы к специалистам коррекционно-развивающей педагогики. Один из вариантов - курсы повышения квалификации, но краткосрочные курсы повышения квалификации редко меняют подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями в массовой школе. Насколько эффективным будет обучение детей с нарушением интеллекта в инклюзивной школе, во многом зависит от взаимодействия учителя и специалистов, а также от использования всех требуемых вспомогательных средств и организации коррекционно-образовательного процесса.
-В массовой школе нет учебников и учебных пособий для обучения детей с интеллектуальными нарушениями, нет учебных программ. Имеющиеся учебные программы под ред. В.В. Воронковой и учебники разработаны для коррекционных учреждений VIII вида и могут только частично использоваться в школах, реализующих инклюзивное образование. Программы общеобразовательной школы и программы коррекционных учреждений VIII вида имеют очень существенные различия: по содержанию, по темпу прохождения программы.
Возможно, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью может частично освоить учебный материал по программе 1-го класса общеобразовательной школы, только если он уже освоил учебный материал 1-го класса коррекционной школы VIII вида. Но и в этом случае для него используются специальные методы и приемы, применяемые специалистами при подборе учебного материала. Но даже в этом случае возникают проблемы: ребенку с интеллектуальными нарушениями требуется больше часов на изучение каждой темы, а некоторые темы вообще недоступны для понимания.
Освоение программы уже 2-го и последующих классов вызывает большие сомнения.
Что делать педагогу, если ребенок с интеллектуальными нарушениями пришел в класс
1) Нужно адаптировать учебные программы для коррекционных школ VIII вида и общеобразовательной школы, при создании которых необходимо:
Ø учитывать уровень особенного ученика, его стартовые возможности;
Ø учитывать психофизические особенности ребенка;
Ø конкретизировать учебный материал;
Ø определить объем учебного материала (учебная нагрузка).
В адаптированном варианте планирования разделить темы на три группы:
Ø необходимые для изучения
Ø предложенные в варианте ознакомления
Ø темы недоступные для изучения
По каждой изучаемой теме специалисты должны разработать задания и упражнения, что должно помочь учителю инклюзивной школы при отборе необходимого материала к урокам для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задача специалистов: создание всех условий для того, чтобы ребенок с интеллектуальной недостаточностью в инклюзивной школе обучался в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и уровнем знаний, что возможно только с помощью учителя-дефектолога.
В классе учитель не может ему обеспечить тот же уровень из-за несоответствия изучаемых тем, отсутствия адаптированных учебных пособий и трудностей в усвоении учебного материала детьми с интеллектуальными нарушениями.
2) Как оценивать учащихся с интеллектуальными нарушениями.
В общеобразовательной школе предметное обучение и уровень образованности учащихся должны соответствовать ФГОС, для детей с нарушениями интеллекта такой уровень требований недоступен. В основе оценки учащегося с ОВЗ ‒ принцип положительного стимула к посещению занятий по предмету, выполнению посильных заданий, а также к дальнейшему общению с учителем и со сверстниками.
Заключение
Возникает много вопросов по осуществлению инклюзивного образования учащихся с интеллектуальными нарушениями.
На мой взгляд, гораздо эффективнее проходит процесс обучения и воспитания таких учащихся в специальных коррекционных школах, в одной из которых я работаю уже более десяти лет, где для их успешного обучения созданы специальные условия: учебные программы, учебники, малая наполняемость классов. С ними работают специалисты, учителя-дефектологи, знающие особенности этих детей и владеющие методикой обучения данной категории учащихся.
Что же касается положительной стороны - возможности общаться со здоровыми сверстниками для учащихся, то это общение и так происходит в повседневной жизни. Ведь дети с интеллектуальными нарушениями также посещают все детские мероприятия, как и их сверстники, не имеющие интеллектуальных нарушений: ходят в музеи, театры, ездят на экскурсии гуляют и играют на детских площадках, что позволяет осуществлять главную задачу - адаптацию к жизни в обществе.
Кроме того одна из целей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, способствовать социальной адаптации и интеграции в общество детей с интеллектуальными нарушениями. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной педагогики.
Интеграция детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к ОВЗ. Из своего опыта инклюзивного образования в Санкт-Петербурге, я могу выделить следующее:
Активно проводятся:
1. Городские семинары по темам инклюзивного образования
2. Дистанционное обучение в рамках вебинаров с привлечением педагогов-практиков, на которых активно обсуждаются вопросы инклюзивного образования детей с ОВЗ, но вопрос инклюзивного образования детей с интеллектуально недостаточностью остается пока открытым.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
comments powered by HyperComments