Инновации в школах и образовательных учреждениях 2025 года | Жадигерова О.Ж. Косаумасова А. Работа №375948
В статье рассматриваются наиболее актуальные инновации, внедряемые в школьных и образовательных учреждениях в 2025 году. Основное внимание уделяется применению генеративного ИИ и видео-ИИ, персонализированным системам обучения, смешанным и гибридным форматам, инновационным формам оценки и образовательным экосистемам. Также обсуждаются вызовы и рекомендации для успешного внедрения инноваций в школьной среде.
Инновации в школах и образовательных учреждениях 2025 года
Жадигерова О.Ж.
Доцент кафедры «Финансы и учет»
Косаумасова А
Докторант 1-курса по спец «Финансы»
Аннотация: В статье рассматриваются наиболее актуальные инновации, внедряемые в школьных и образовательных учреждениях в 2025 году. Основное внимание уделяется применению генеративного ИИ и видео-ИИ, персонализированным системам обучения, смешанным и гибридным форматам, инновационным формам оценки и образовательным экосистемам. Также обсуждаются вызовы и рекомендации для успешного внедрения инноваций в школьной среде.
Инновации в образовательных учреждениях: тенденции 2025 года
Современные школы и образовательные учреждения уже не могут функционировать по старым классическим моделям глобальные технологические сдвиги, требования рынка труда и ожидания учащихся диктуют необходимость новаторских подходов. В 2025 году мы наблюдаем несколько ключевых направлений инноваций, меняющих облик образовательной среды.
Другая важная инновация развитие гибридных и смешанных форм обучения. Комбинация офлайн- и онлайн-активностей позволяет образовательным учреждениям быть устойчивыми к внешним потрясениям (например, локдаунам) и одновременно гибкими в отношении форматов обучения. Дополнительно, школы начинают внедрять модели смешанного обучения, где часть занятий проводится в виртуальной среде с участием ИИ-ассистентов, а часть в привычной классной среде.
Инновационные методы оценки ещё одно перспективное направление. Концепция «прорывных оценок» (breakthrough assessments) подразумевает использование адаптивных, контекстных задач, автоматизированной диагностики и показательных форматов, выходящих за рамки стандартных тестов. Как отмечают аналитики, именно оценка может потребовать самых радикальных преобразований, поскольку она тесно связана с системой подотчётности и кредитованием.
Эффективным инструментом интеграции инноваций становится подход эволюционного внедрения технологий, а не резкого революционного перехода. Как отмечают исследователи, лучшие результаты достигаются, когда школы постепенно внедряют технологии, адаптируя их под контекст и ресурсы.
Технологии дополненной и виртуальной реальности (AR/VR), геймификация, иммерсивные среды остаются значимыми трендами: они делают обучение более увлекательным, поддерживают визуализацию абстрактных понятий и вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
Особое внимание уделяется экосистемному подходу: школы становятся частью более широких образовательных систем с инфраструктурой, обменом данных, партнёрствами с университетами, технологическими организациями и индустрией. В рамках этого подхода инновации не изолированы, а интегрированы в образовательную среду, с учётом контекста, образовательной миссии и устойчивости.
Тем не менее, внедрение инноваций накладывает ряд серьёзных вызовов. Среди них цифровое неравенство, когда не все школы и учащиеся имеют доступ к качественной инфраструктуре и устройствам; сопротивление педагогов и администраторов, не готовых к изменениям; перегрузка учителя техническими задачами; вопросы приватности, авторства и ответственности за контент, созданный ИИ.
Чтобы инновации приносили реальную пользу, образовательным учреждениям следует:
начинать с пилотных проектов и этапного внедрения,
вкладываться в профессиональное развитие учителей, чтобы они могли эффективно использовать технологии,
выстраивать систему этики, защиты данных и прозрачности,
обеспечивать инфраструктуру и техподдержку,
интегрировать инновации в образовательную стратегию, а не воспринимать их как «дополнение».
В будущем школы, которые смогут гармонично сочетать технологические инновации и педагогическую глубину, будут формировать среду, в которой учащиеся лучше адаптируются к вызовам времени, а образование станет не просто передачей знаний, а трендом развития личности.
Литература
Unggi
Lee,
Yeil
Jeong et al.
«
How Can Video Generative AI Transform K-12 Education? Examining Teachers’ Perspectives through TPACK and
TAM.
»
(2025).
arXiv
Tejas Satish
Gotavade
.
«
Artificial Intelligence Ecosystem for Automating Self-Directed Teaching.
»
(2024).
arXiv
Lixiang Yan et
al.
«
Practical and Ethical Challenges of Large Language Models in Education: A Systematic Scoping
Review.
»
(2023).