Статья «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ». Автор: Скородумова Людмила Владимировна

Автор: Скородумова Людмила Владимировна
Музыка-одно из средств физического рахвитиядошкольника. Музыкальное воздействие на ребёнка-дошкольника формирует у него потребность в здоровом образе жизни.


Автор: Скородумова Людмила Владимировна

«Инновационные формы и технологии

музыкально-оздоровительной работы

музыкального руководителя с детьми в ДОУ»

Скородумова Людмила Владимировна

музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 2 комбинированного вида»

г. Пикалёво.

 

Введение.

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России главная задача педагога, от решения которой зависит будущее процветание страны.

Здоровье – это ценностные ориентиры полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Созданный фундамент здоровья в дошкольном детстве - сформированное здоровье в будущем.

В комплексных программах воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении приоритет отводится мероприятиям, связанных с охраной здоровья ребенка, повышению его возможностей, уровню физического, психического развития и двигательной подготовленности.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем коллективом детского сада. Совместная работа педагогов и медицинского работника по оздоровлению детей может дать положительный эффект.

Музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Музыкальный руководитель учит его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей. Музыкальное воздействие на слуховой рецептор влияет на эмоциональное и на общее физическое состояние ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Цель музыкально-оздоровительного воспитания: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

В результате работы создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями, разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна: использование современных здоровьесберегающих технологий в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольного учреждения и учреждения дополнительного образования.

Результативность: повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Работа ведётся на программах и методических пособиях:

«

От рождения до школы» под редакцией Н.Е.

Вераксы

, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

, «Праздник каждый день»

И.Каплуновой

, «Музыкальное воспитание в детском саду»

М.Зацепиной

, «Музыкальное воспитание дошкольников» О.

Радыновой

, Программа «Элементарное музицирование с

дошкольниками» Т.

Тютюнниковой

, Программа «Ритмическая мозаика»

А. Бурениной

, «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной,

Т.Сауко

,

«Музыкальные шедевры»

О.П.Радынова

, «Музыкальное воспитание детей в системе

арттерапии

», авторы О.В.

Кацер

,

С.А.Короткова

.

Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ.

Музыкально-оздоровительная работа - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого ребёнка, как индивидуальной личности.

Здоровьесбережение - это целенаправленная системная деятельность музыкального руководителя по применению здоровьесберегающих технологий и воздействие музыкой на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальный руководитель учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать. Музыкальная импровизация, активное творческое музицирование - физическое и духовное здоровье каждого ребёнка. Только в гармонии с собой и миром, будет здоров воспитанник.

Цель работы музыкального руководителя - укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя

здоровьесберегающие

технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

Формировать осанку, гигиенические навыки

Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости

.

Принципы работы:

– принцип научности;

– принцип реалистичности и доступности;

- принцип занимательности.

Музыкальные занятия и здоровьесберегающие технологии на занятиях.

Песенки - распевки. Подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов.

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом ( для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом, осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:

-положительно влияет на обменные процессы (кровоснабжение, в том числе и в лёгочной ткани);

-способствует восстановлению центральной нервной системы;

-восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате у детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, улучшается музыкальная память, внимание.

Игровой массаж. Ребенок учится массажу в игре, где воздействия самого массажа влияют на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник и на биологически активные точки тела.

Пальчиковые игры. Пальчиковая игра развивает мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Речевые игры. Игра снимает напряжение, повышает способность к непроизвольному вниманию, обостряет наблюдательность.

Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение (пантомимические и театральные возможности).

Музыкотерапия. Метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Детям полезно слушать классику и колыбельные, они развивают детей и оздоравливают их. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание.

Физкультминутки способствуют укреплению организма ребёнка, повышают его работоспособность, активно позволяют менять деятельность детей.

Заключение.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.

Важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, и использование педагогом в комплексе здоровьесберегающей деятельности в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе музыкального руководителя инновационных форм и технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, при созданных условиях и специализации ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x