"Инновационные подходы в профессиональной деятельности"

Автор: Березина Анна Владимировна

 

                                            Статья

 

  Тема «Инновационные подходы в профессиональной деятельности»

 

Образование – это индустрия,

 

 направленная в будущее.

 

С.П. Капица

 

 

 

  Развитие  –  неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя  способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем  самым постоянно   развивается.

 

Образование должно быть доступным, качественным, эффективным. Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

 

В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

 

 Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические  инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические.

 

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

 

Инновационные образовательные технологии способствуют повышению эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов.

 

Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники и способов ее применения, твердые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности.

 

Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают и так называемые инновационные технологии в профессиональном образовании. К инновационным технологиям в образовании можно отнести:

 

  • практико –- ориентированное обучение;
  • проблемное обучение;
  • блочно-модульное обучение;
  • проектов;
  • кейс-технологии;
  • педагогическая технология «ПОРТФОЛИО»;
  • тестовые формы контроля знаний;
  • технологии развивающего обучения;
  • игровые технологии;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • дистанционные технологии обучения
  • Модерация
  • Технология развития критического мышления

 

    Из всех перечесленных  педагогических технологий  в своей педагогической  деятельности использую и применяю элементы таких технологий как:

 

     Применение практико-ориентированнных технологий повышает интерес у обучающихся интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счёт сочетания новых и традиционных методов обучения.

 

 Сущность практико-ориентированнной технологии вытекает из её названия и включает следующие аспекты:

 

- формирование профессиональных компетенций обучающихся;

 

- перенос обучения на рабочие места.

 

- совместная деятельность педагога и обучающегося

 

Целями практико-ориентированного обучения являются:

 

- обеспечение возможности применить теоретические знания на практике и пополнение их;

 

- решение задачи профессионального самоопределения обучающихся;

 

- развитие познавательных потребностей.

 

  Технология  проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты. Эта технология широко применяется нашими  поварами, кондитерами на протяжении нескольких лет.

 

  К инновационным технологиям относят применение на занятиях тестирования.  Применяю при актуализации знаний для проверки ранее изученного и отработанного. Тест - стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках. Тестовый контроль знаний и умений наиболее удобен при проведении поэтапной аттестации обучающихся . Для определения уровня теоретической подготовки обучающиеся проходят тестирование, а для выявления практических навыков обучающиеся готовят блюдо по темам пройденной программы.

 

   Среди множества путей воспитания интереса к обучению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

 

   Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока - закреплению знаний, лучшему усвоению определённых навыков работы, приближению обучающегося к уровню творческого решения задач и т.д. Только в таком случае игра называется обучающим элементом урока.

 

Элементы игровых технологий применяются на уроках спецдисциплин,  игру использую  перед тематическим контролем знаний или перед зачетом , если дисциплина составляет небольшое количество часов. Контрольно-обощающий урок, ( игра «Шанс») . Обучающеся активно работают на этом занятии. 

 

Не внедрять информационные технологии - это значит отстать от быстрого, экспрессивного и жёсткого развития прогресса.  Компьютерные  технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера.Наличие компьютерных классов позволяет  применять информационные технологии как при проведении уроков теоретического  обучения , так и при организации внеурочной деятельности обучающихся.Направления применения информационных технологий различны:

 

- использование видеороликов - учебный видеофильм является уникальным средством подачи производственной хроники. Например, при изучении дисциплины «Микробиология» были  были использованы  видеоролики  на тему Лаборатория на предприятии , демонстрация которых на уроке позволила раскрыть тему урока доступно и в полной мере, обучающимся

 

- создание обучающимися презентаций для закрепления изученного материала и развития творческого мышления. Преимущества презентаций состоят в том, что с их помощью урок становится наглядным, информация, произведённая на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения. Компьютерные презентации - один из приёмов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным.

 

Обучающиеся самостоятельно создают презентации в качестве домашнего задания, для закрепления изученного материала, развития творческого мышления и решается еще одна задача –это самостоятельная работа  студента, а это одно из требований стандарта СПО.

 

В последние годы итоговая государственная аттестация проходит с использованием мультимедийных проекторов.Будущие повара и технологи  готовят презентации по теме своей квалификационной (выпускной) работы.  Создана большая картотека презентаций. Этот материал успешно используется при изучении новых тем по различным группам товаров на 1,2 курсах.

 

Использование электронных наглядных пособий, электронных учебников при изучении различных тем программы: у поваров - «Холодные блюда», «Закуски», «Соусы», «Первые блюда», «Приготовление изделий из теста», «Приготовление сладких блюд, напитков» и другие.

 

- стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций  в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

 

- использование компьютеров для составления калькуляционных карт при подготовке поваров.

 

-  Мастер – классы у поваров проводятся с помощью с помощью документ-камеры, когда всё происходящее выводится на экран.

 

Освоение компьютерных технологий является необходимым условием профессиональной деятельности продавцов – работа на контрольно-кассовых аппаратах с программным управлением.

 

Практика показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности для творчества как педагога, так и обучающихся, повышает интерес обучающихся к предмету, своей профессии и специальности, стимулирует освоение обучающимися довольно серьёзных тем, главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

 

 Результатом последних знаний об учебной презентации (курсы повышения квалификации) является то что:

 

- обязательно светлый фон;

 

- темные буквы

 

- анимация только санкционирована;

 

- количества текста должно быть таково, чтобы он свободно читался с последней парты;

 

- количество объектов на одном слайде, должно быть хорошо видно с последней парты;

 

-красный , зеленый – для важных моментов

 

-синий цвет- подчеркиваем , выделяем.

 

В завершение можно сделать вывод, что:

 

• эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения;

 

• выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

 

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x