Инновационный проект «Информационно-коммуникативные технологии как средство развития патриотического самосознания старших дошкольников»

Автор: Голикова Юлия Владимировна

Инновационный проект

«Информационно-коммуникативные технологии как средство развития 

патриотического самосознания старших дошкольников»

Только человек,

лично заинтересованный в судьбах Родины, 

по-настоящему раскрывается как личность; 

...самое главное – открывать глаза на дорогое и родное.

В.А. Сухомлинский

 

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.

В последние десятилетия произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; СМИ усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни; рост научно-технического прогресса, новые открытия и изобретения – все это отодвинули на второй план духовные ценности.

Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается внутренне незащищенным. 

В наш информационный век многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации. Но всё-таки необходимо, чтобы наши компьютеризированные дети помнили о своих корнях – предках, семейных традициях.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времён», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, способность к общению, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней раскрываются отдельные стороны воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Доступны ли чувства гражданственности, патриотизма малышам? Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Целью инновационного проекта «Информационно-коммуникативные технологии как средство развития патриотического самосознания старших дошкольников» – разработка модели работы и создание комплекта мультимедийных пособий в сфере патриотического воспитания дошкольников с использованием исторического и этнографического материала. Компьютерные технологии не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно дополняют и восполняют.

Занятия по ознакомлению детей с историей и культурой России, проводимые в ДОУ с использованием ИКТ, подразумевает три этапа: на докомпьютерном этапе педагог активизирует внимание детей, стимулирует познавательный интерес; на компьютерном – осуществляет работу с электронными ресурсами; на посткомпьютерном – подводит итоги работы, организует различные игры (подвижные, дидактические и т.д.). 

В образовательный процесс мы включили видеолектории – организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика их обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей. 

Такая подача материала для детей более интересна, эмоционально окрашена, такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показать явления в процессе и т.д.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Создание мультфильмов, особенно с привлечением детей, способствует более глубокому погружению дошкольников в историю родного края, знакомству с национальными традициями.

Также активно используются компьютерные презентации, удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности. Презентация – это обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличный способ рассказать ребенку об окружающем мире не выходя из дома и не летая в дальние страны.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Изучение истории родной земли, боевых, трудовых и культурных традиций народов было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей  и подростков патриотизма, чувства любви к малой и большой Родине. 

Критериями эффективности проводимой работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.

В заключении хочу заметить, что использование ИКТ в образовательной деятельности приводит к целому ряду положительных эффектов:

1. Значительно расширяются возможности распространения воспитательно-образовательной информации.

2. Расширяется комплексное воздействие на разные каналы восприятия, память, что обеспечивает возможность оперирования большими объемами информации. Формы воспитательных мероприятий сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями

3. Обеспечивается партнерское взаимодействие с семьями воспитанников и педагогической общественностью

Перспективой профессиональной деятельности педагога является общение педагога с ребенком. И общение это должно быть на одном языке, поэтому воспитатель должен владеть современными интерактивными методиками и новыми педагогическими технологиями. 

Приоритетное направление своей профессиональной деятельности на 2016-18 годы определили, как обязательное освоение интерактивной доски и использование её возможностей во взаимодействии с участниками образовательного процесса; планируемые ИКТ-проекты «Мастера земли русской», «Путешествие в прошлое России», «Военная слава России», «Моя малая Родина"

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x