Иноязычная развивающая среда ☼
Автор: Ильина Наталия Александровна
Творческая работа на тему:
«ИНОЯЗЫЧНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА»
Подготовила : учитель немецкого языка МБОУ «ООШ с. Титоренко» Саратовской области , Энгельсского района
Ильина Н.А.
Современные концепции обучения иностранным языкам развиваются в гуманистическом
Направлении , которое связано с новыми подходами к определению целей , содержания и
технологий обучения. Под подходом понимается доминирующая стратегия образования и воспитания , действующая в конкретный исторический период и отвечающая потребностям личности и общества , целям воспитания и образования , в том числе целям обучения. На практике это находит выражение в государственном образовательном стандарте , программах , средствах обучения ( учебниках и учебных пособиях ) и формирует реальный учебно- воспитательный процесс. В настоящее время в статьях и научных трудах встречаются три названия для подхода , актуального в наши дни, - гуманистический , , личностно-ориентированный и культуроцентрический. Рассмотрим эти понятия.
Гуманистический подход означает , что в центре учебного процесса находится обучаемый , и создаются наиболее эффективные условия для развития и раскрытия личности обучаемого , для педагогической коррекции. Такой подход в свое время был противопоставлен автократическому подходу к обучению и воспитанию , который предполагал неуклонное поддержание авторитета учителя как главного организатора , стимулятора и контролера в учебном процессе , а также предусматривал наличие только одного комплекта учебных пособий как универсального источника знаний.
Личностно-ориентированый подход строится на изучении условий и обстоятельств включенности человека в систему определенных отношений ( в данную систему входят учителя , сверстники , конкретные условия обучения . средства обучения и многое другое) . где именно обучаемый выступает в качестве активного субьекта учения , а учитель является скорее консультантом . стимулирующим и направляющим действия учащихся.
Из этих двух определений видно , что гуманистический и личностно-ориентированный подходы сходны между собой . так как базируются на примерно одинаковых принципах и пользуются примерно одной терминологией.
Культуроцентрический подход акцентирует внимание на принципе культуросообразности , предполагающем « наличие ценностно-нормативной системы знаний . формирующей «образ» личности как целостного и органичного субьекта культуры». Он учитывает последние достижения социолингвистики . психологии общения и других наук.
Данный подход также основан на том , что ученик является субьектом обучения. При этом внимание акцентируется на том , что в наш век информации и космополитизма человек должен знать и уважать чужую культукру , воспитывать в себе толерантность к ее необычным проявлениям.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) как цель обучения и теория о том , что обучать следует не только языку и речи , но и культуре поддерживают эту точку зрения. Формирование ИКК происходит в акте коммуникации , который представляет собой передачу информации . А.А. Миролюбов в своих работах делит информацию на индивидуальную ( полученную в результате личного опыта ) т.е. такую которой владеет каждый из собеседников отдельно , и общую . образующую исходный пункт для общения. Из этого следует , что содержательные знания о мире , входящие в общую информацию , снижают вероятность ошибок и затруднений , возникающих при расхождении в культуре ( правила поведения , быт , образ жизни . ценности , нравы ).
В настоящее время в методике обучения ИЯ используется термин « межкультурное общение « , под которым понимают « функционально обусловленное коммуникативное взаимодействие людей , которые выступают носителями разных культурных сообществ в силу осознания ими и другими людьми их принадлежности к разным геополитическим , континентальным , региональным , религиозным , национальным и этническим сообществам , а также социальным субкультурам»
Говоря об иноязычном межкультурном общении надо иметь в виду , что речь идет о процессе «соизучения родного и неродных языков» и в качестве инструмента в данном случае выступает язык . неродной для всех или некоторой части участников этого межкультурного взаимодействия. Мы будем говорить о личностно-ориентированном подходе , который включает другие перечисленные выше подходы.
Понимание и знание психологии человека , его культуры и субьективной реальности составляют необходимую основу для построения профессионально грамотного педагогического процесса , для выявления механизмов общения и сотрудничества учителя и обучаемых и для реализации целей гуманистического и развивающего образования.
Личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы , затрагивающей по сути все аспекты ее функционирования. В его рамках особое значение имеет учет условий обучения , создание благоприятной образовательной среды.
Термин «среда» в образовании не нов , он давно используется в дидактике. В конце 19 века П.Ф.Лесгафт опубликовал книгу «Семейное воспитание ребенка и его значение « , в которой был произведен анализ связи определенного типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды. В 1919году была издана книга Я.Корчака «Как любить ребенка» , где были представлены типы «воспитывающей среды». Было разобрано четыре типа : «догматический» , «идейный» , «безмятежного потребления» , «внешнего лоска и карьеры» , давалось их подробное описание.
В 1919 году была создана первая опытная станция по народному образованию наркомпроса РСФСР , руководителем которой был С.Т.Шацкий. Одним из главных принципов применяемой в данной школе системы обучения былла «открытость социальной среде» , т.е. открытость школы социальным потребностям. Это создавало специфическую обучающую среду , нацеленную на раскрытие личности ученика в процессе общения с окружающим миром , познания его. Тем самым школа явилась примером закономерности , позднее четко сформулированной в работах отечественных дидактов В.И.Андреева , Ю.К.Бабанского , В.В.Краевского и др.
Данный закон был положен в основу таких систем , как система Монтессори , Вальдорфская школа . М.Монтессори построила свою систему на основе многообразной практической деятельности детей от трех до девяти лет со специально подготовленным дидактическим материалом. В ее системе преобладают методы самообучения , когда ребенок делает самостоятельные шаги в специально разработанной среде обучения.
Вальдорфская школа также базируется на принципах антропософии. «Развитие и образование человека в антропософской интерпретации представляется как целостное взаимодействие его телесных , душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира». Задачей педагога поэтому является наблюдение за развитием ученика и создание благоприятных условий для этого развития.
Отечественные и зарубежные дидакты уже давно пользуются термином «среда». Значение понятия «образовательная среда» связано с процессом формирования личности . исходя из целей обучения. В этой связи К.Д.Ушинский отмечал :» Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях».
Наиболее четко это понятие сформулировано в работе В.А. Ясвина . который под образовательной средой понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу . а также возможностей для ее развития , содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».
Социальное окружение - это учителя , сверстники , родители . Социальный компонент образовательной среды связан с особенностями социальной организации среды . с возрастными . половыми , этническими особенностями обучаемых и тех с кем они общаются.
С этим определением связан также «дух» школы т.е. социально-психологическая обстановка , настрой педагогического коллектива и учащихся. Предметно-пространственное окружение определяет форму физической среды , в которой учащиеся и учителя работают. Здесь можно выделить два компонента : пространство , которое учитель выбрал для урока ( чаще всего это класс , иногда – двор , улица , парк , картинная галерея и т.д.) и предметное окружение , том числе средства обучения , включая оснащение техническими средствами обучения.
Рассматривая первый компонент (например класс) мы должны продумать следующие положения :
Размер – достаточна ли комната вместительна для учащихся , не является ли она слишком большой или маленькой?
Форма – могут ли все видеть доску или экран , можете ли вы видеть всех учащихся?
Свет – всем ли достаточно света , чтобы писать и читать не отражается ли свет на доске или экране?
Окружающая среда – можете ли вы регулировать температуру , чистая ли и уютная комната , подходит ли она для занятий иностранным языком , стимулирует дидактическое оснащение класса – настенные таблицы , картины для развития мотивации к изучению ИЯ.
Некоторые вещи вы как учитель можете изменить , некоторые – нет , но в любом случае , воспользовавшись помощью учеников , затронув их эмоциональную сферу вы добьетесь большего интереса мотивированности по отношению к обучению ИЯ.
Много классов организовано таким образом , что все учащиеся сидят лицом к учителю. Смысл этой организации ясен :
- учитель доминирует ,
- вся информация должна исходить от учителя,
-общение учащихся друг с другом недооценивается.
Общение на уроке ИЯ должно стимулироваться окружением , важно , чтобы расстановка мебели была на это направлена.
Если класс обсуждает какую-нибудь тему сообща , можно попробовать «избавиться» от столов . Так , пространство покажет , что мы открыты друг другу. Побудить учащихся принять идею «передвижной мебели» требует особых усилий. Можно часть освободившегося пространства использовать для физкультминуток в целях разрядки. Известно , что небольшие физические упражнения в классах создадут естественный и полезный мини-перерыв в процессе обучения.
Если мебель закркплена на своих местах , то лучший способ в данном случае разделить учащихся на группы и попросить часть из них повернуться спиной к доске и общаться с сидящими сзади. Кроме того , если все свои действия мы сопровождаем комментариями на ИЯ , это послужит дополнительным стимулом к общению.
Говоря о предметном компоненте пространственно-предметной сферы , следует помнить , что средства обучения в широком смысле слова - доска , учебник , кодоскоп , эпипроектор , диапозитивы , аудио- и видеомагнитофон должны использоваться сообразно с их функциями. Использование ТСО должно соотноситься с задачами общения , быть нацеленным на создание эмоциональной атмосферы , на решение коммуникативных задач. Такое средство обучения , как учебник , создает с помощью своего содержания (если оно включает занимательные задания , рифмовки , кроссворды , ребусы , загадки ) определенную атмосферу в классе.
ТСО и в первую очередь использование компьютера , а также новейшие технологии , например метод проектов , помогают раздвинуть стены класса и выводят учащихся за пределы школы. Информационные технологии – Интернет , электронная почта , дистанционное обучение , организуют общение , которое происходит почти непосредственно с носителями языка.
Учителю важно помнить , что предметно-пространственное окружение может и должно иметь огромное влияние на обучение и воспитание учащихся .
Социальное и пространственно-предметное обучение делятся на педагогически организованные и спонтанные. Выше были приведены примеры педагогически организованного типа окружения . В свою очередь , спонтанные взаимодействия и взаимовлияния неизбежны , они не подвержены контролю и могут выполнять как позитивную развивающую функцию , так и негативную.
Само понятие «окружающая среда» до сих пор остается спорным , так как раскрыты еще не все его аспекты и нет общего определения . Так например коллективом ученых , педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО ( В.И. Слободчиков , В.А.Петровский , Н.Б.Крылова , М.М.Князева и др.) разрабатывались философские аспекты понятия «образовательная среда» , приемы и технологии ее проектирования .Конструирование образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрено в работах О.С. Газмана , М.М. Кларина , И.Д. Фрумина , В.А. Ясвина). Уделялось внимание данному вопросу и в трудах основоположников системы развивающего обучения. В.А.Давыдов , например , ввел в образовательную практику понятие «школа взросления» , также в работах сотрудников Института психологии РАО В.В.Рубцова, В.И. Панова , Б.Д. Эльконина .
Образовательная среда при обучении ИЯ - это система условий , создаваемая в целях достижения конкретного уровня иноязычной коммуникативной компетенции , включающая предпосылки для личностного развития учащихся . обусловленные социальным и пространственно-предметным окружением , используемым в учебно-воспитательном процессе средствами , а также приемами и технологиями обучения.
Таким образом образовательную среду составляет совокупность психологического , социального и пространственно-предметного факторов , куда входят также материальный фактор и межличностные отношения . Все данные факторы взаимосвязаны . они дополняют , обогащают друг друга и влияют на каждого субьекта образовательной среды . В качестве субьектов выступают ученики , учителя , друзья по переписке , партнеры по школьным обменам ( носители языка) и другие лица , включаемые в учебно-воспитательный процесс.
В зарубежной дидактике все больше используется понятие «средо-ориентированное обучение» - обучение посредством особой образовательной среды как совокупности системных формирующих влияний со стороны предметной . социальной и информационных сред . Как отмечает в своих работах С.Ф. Сергеев , все социальные среды обладают некоторым оормирующих влияний со стороны предметной .угбучающим эффектом . Обучающие свойства среды выражаются в появлении новых адаптивных качеств в психофизиологической системе человека , позволяющих ему ориентироваться в новых условиях и задачах и результативнее решать старые . Средо-ориентированный подход в обучении позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с прямого педагогического воздействия на личность ученика в область формирования обучающей среды . в которой происходит самообучение и саморазвитие учащегося . при такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучаемого в его взаимодействиях со средой .
Основные практические задачи , решаемые в рамках средо-ориентированного обучения :
- конструирование многообразия обучающих сред ;
- определение их общего и локального обучающего эффекта и его повышение ;
- анализ влияния среды на последующее поведение , на развитие субьекта .
Управление формированием образовательной среды связано с понятиями гуманизации и гуманитаризации образования . Гуманизация и гуманитаризация общества и школы не исчерпывается превращением информационно-словесного способа образования в практико-ориентированный , творческий .
Важным направлением этого процесса является гуманитаризация содержания образования – возрастание роли гуманитарных дисциплин , а внутри них проблематики , формирующей духовную культуру личности , и обогащение учебных дисциплин социально – значимыми аспектами .
Для проблемы управления процессом становления образовательной среды важно то , что она может создаваться идивидом - каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям , творя свое собственное образовательное пространство как пространство вхождения в культуру . М. Полани показал в своих работах , что всякое знание личностно . Поэтому образовательная среда каждой личности представляет собой личностное пространство познания и развития . На формирование образовательной среды также оказывает влияние взаимодействие инновационных и традиционных моделей обучения , нормативные документы , такие как стандарты образования . учебные программы и учебные планы , а также качество взаимоотношений между субьектами образования . Важным качеством современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред применительно к каждому конкретному учебному предмету , взаимное использование инноваций , порожденных в образовательном пространстве разных стран , что создает схожие ситуации и способствует развитию сферы образования в целом . Это – проявление определенных тенденций к интеграции образовательных процессов различных государств , постепенному становлению мирового образовательного пространства .
Но это в перспективе станет возможным только в том случае если мы уже сейчас будем сознательно формировать эффективные обучающие среды в русле личностно –ориентированного , гуманистического . культурологического подхода .
ЛИТЕРАТУРА
1.Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования.
И.Я. в школе.-2001. -.№3.
2.Сафонова В.В. Языковая педагогика и современные проблемы языкового образования.
Тезисы докладов с конференции . ноябрь 2001 , М., 2001.
3.Бим И.Л. Методика обучения иностранному языку как наука и проблема школьного учебника . М. Русский язык , 1977г.
4.Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам . И. Я. в школе .- 2001г.- №4.
5.Ясвин В.А. Образовательная среда – от моделирования к проектированию. М.; Смысл , 2001.
6.Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам . И.Я. в школе
2004 - №5.