Иноязычная развивающая среда

Автор: Ильина Наталия Александровна

 

 

                                         Творческая работа на тему:

 

 

«ИНОЯЗЫЧНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА»

 

Подготовила : учитель немецкого языка МБОУ «ООШ с. Титоренко» Саратовской  области , Энгельсского района

Ильина Н.А.

Современные концепции обучения иностранным языкам развиваются в гуманистическом 

Направлении , которое связано с новыми подходами к определению целей , содержания и

 технологий обучения. Под подходом понимается доминирующая стратегия  образования и воспитания , действующая в конкретный исторический период и отвечающая потребностям личности и общества , целям воспитания и образования , в том числе  целям обучения. На практике это находит выражение в государственном образовательном стандарте ,  программах , средствах обучения ( учебниках  и учебных пособиях ) и формирует реальный учебно- воспитательный процесс. В настоящее время  в статьях и научных трудах встречаются три  названия для подхода , актуального в наши дни, - гуманистический ,  , личностно-ориентированный  и культуроцентрический. Рассмотрим эти понятия.

  Гуманистический подход  означает , что в центре учебного процесса находится обучаемый , и создаются  наиболее эффективные условия  для развития и раскрытия личности обучаемого , для педагогической коррекции. Такой подход  в свое время был  противопоставлен  автократическому подходу к обучению и воспитанию , который предполагал неуклонное поддержание авторитета учителя  как главного организатора , стимулятора  и контролера в учебном процессе , а также предусматривал наличие  только одного комплекта учебных пособий как универсального источника знаний.

  Личностно-ориентированый подход строится на изучении условий и обстоятельств включенности человека в систему определенных отношений  ( в данную систему входят учителя , сверстники , конкретные условия обучения . средства обучения и многое другое) . где именно обучаемый  выступает в качестве активного субьекта  учения , а учитель является скорее консультантом . стимулирующим и направляющим действия учащихся.

Из этих двух определений видно , что  гуманистический и личностно-ориентированный подходы сходны между собой . так как базируются на примерно одинаковых принципах и пользуются  примерно одной терминологией.

  Культуроцентрический подход  акцентирует внимание на принципе  культуросообразности , предполагающем  « наличие ценностно-нормативной системы знаний . формирующей «образ» личности как целостного и органичного субьекта культуры». Он учитывает последние достижения социолингвистики . психологии общения и других наук.

 Данный подход также основан на том , что ученик является субьектом обучения. При этом  внимание акцентируется на том , что в наш век  информации и космополитизма  человек должен знать и уважать чужую культукру , воспитывать в себе толерантность к ее необычным проявлениям.

Формирование иноязычной  коммуникативной компетенции (ИКК)  как цель обучения и теория о том , что обучать  следует не только  языку и речи , но и культуре  поддерживают эту точку зрения. Формирование  ИКК  происходит в акте коммуникации , который представляет собой  передачу информации . А.А. Миролюбов в своих работах  делит информацию  на индивидуальную  ( полученную в результате личного опыта )  т.е. такую которой владеет каждый из собеседников  отдельно , и общую . образующую исходный пункт для общения. Из этого следует , что содержательные знания о мире , входящие в общую информацию  , снижают  вероятность ошибок и затруднений , возникающих  при расхождении в культуре ( правила поведения , быт , образ жизни  . ценности , нравы ).

В настоящее время  в методике обучения  ИЯ  используется термин  « межкультурное общение « , под которым понимают  « функционально обусловленное коммуникативное  взаимодействие людей , которые выступают носителями  разных культурных сообществ в силу осознания ими  и другими людьми их принадлежности к разным геополитическим  , континентальным , региональным , религиозным , национальным и этническим сообществам , а также социальным субкультурам»

Говоря  об иноязычном  межкультурном общении надо иметь в виду  , что речь идет о процессе  «соизучения родного и неродных языков» и в качестве инструмента  в данном случае выступает язык  . неродной для всех или некоторой части  участников  этого межкультурного взаимодействия.  Мы будем говорить о личностно-ориентированном подходе , который включает  другие перечисленные выше подходы.

Понимание и знание психологии человека  , его культуры и субьективной реальности  составляют  необходимую основу  для построения профессионально грамотного педагогического процесса , для выявления  механизмов общения  и сотрудничества  учителя и обучаемых и для реализации целей  гуманистического и развивающего образования.

Личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы , затрагивающей по сути все аспекты ее функционирования. В его рамках особое значение имеет учет условий обучения , создание благоприятной  образовательной среды.

Термин «среда» в образовании не нов , он давно используется в дидактике. В конце 19 века  П.Ф.Лесгафт  опубликовал книгу  «Семейное воспитание ребенка и его значение « , в которой  был произведен  анализ  связи определенного  типа личностного развития с соответствующим типом  педагогической среды. В 1919году  была издана книга  Я.Корчака  «Как любить ребенка» , где были представлены типы  «воспитывающей среды». Было разобрано четыре типа :  «догматический» , «идейный» ,  «безмятежного потребления» , «внешнего лоска и карьеры» , давалось их подробное описание.

В 1919 году  была создана  первая опытная станция  по народному образованию наркомпроса РСФСР , руководителем  которой был С.Т.Шацкий. Одним из главных принципов применяемой  в данной школе  системы обучения  былла  «открытость социальной среде» , т.е. открытость школы социальным потребностям. Это создавало  специфическую обучающую среду  , нацеленную на  раскрытие личности ученика в процессе общения с окружающим миром , познания его. Тем самым школа явилась  примером закономерности  , позднее четко сформулированной  в работах отечественных дидактов В.И.Андреева , Ю.К.Бабанского , В.В.Краевского и др.

Данный закон был положен в основу таких систем , как  система Монтессори , Вальдорфская школа . М.Монтессори построила свою систему на основе многообразной  практической деятельности детей от трех до девяти лет со специально подготовленным дидактическим материалом. В ее системе преобладают методы самообучения , когда ребенок делает самостоятельные шаги в специально  разработанной среде обучения.

Вальдорфская школа также базируется на принципах антропософии. «Развитие и образование человека в антропософской интерпретации представляется  как целостное взаимодействие его телесных , душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира». Задачей педагога поэтому является наблюдение за развитием ученика и создание благоприятных условий для этого развития.

Отечественные и зарубежные дидакты уже давно пользуются  термином «среда». Значение понятия  «образовательная среда» связано с процессом  формирования  личности . исходя из целей обучения. В этой связи  К.Д.Ушинский отмечал :» Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения  этого идеала в отдельных личностях».

Наиболее  четко это понятие сформулировано в работе В.А. Ясвина  . который под образовательной средой понимает «систему влияний и условий  формирования личности по заданному образцу . а также возможностей для ее развития , содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

Социальное окружение  - это учителя ,  сверстники , родители . Социальный компонент  образовательной среды связан с особенностями  социальной организации среды . с возрастными . половыми , этническими особенностями обучаемых и тех с кем они общаются.

С этим определением  связан также  «дух» школы т.е. социально-психологическая  обстановка , настрой педагогического коллектива и учащихся. Предметно-пространственное окружение определяет форму физической среды , в которой учащиеся и учителя работают. Здесь можно выделить два компонента : пространство , которое учитель выбрал для урока ( чаще всего это класс , иногда – двор , улица , парк , картинная галерея и т.д.) и предметное окружение , том числе средства обучения  , включая  оснащение техническими средствами обучения.

Рассматривая первый компонент (например класс)  мы должны продумать  следующие положения :

                    Размер – достаточна ли  комната вместительна для учащихся , не является ли она слишком большой или маленькой?

                    Форма – могут ли все видеть доску или экран  , можете ли вы видеть всех учащихся?

                     Свет – всем ли достаточно света , чтобы писать и читать не отражается ли свет на доске или экране?

                     Окружающая среда – можете ли вы регулировать температуру , чистая ли  и уютная комната , подходит ли она  для занятий иностранным языком , стимулирует  дидактическое оснащение класса – настенные таблицы , картины для развития мотивации к изучению ИЯ.

Некоторые вещи вы как учитель можете изменить ,  некоторые – нет , но в любом случае  , воспользовавшись помощью учеников , затронув их эмоциональную сферу вы добьетесь большего интереса  мотивированности по отношению к обучению  ИЯ.

Много классов организовано таким образом , что все учащиеся  сидят лицом к учителю. Смысл этой организации ясен :

                                                      - учитель доминирует ,

                                                     - вся информация должна исходить от учителя,

                                                      -общение учащихся друг с другом недооценивается.

Общение на уроке  ИЯ должно стимулироваться  окружением , важно , чтобы расстановка мебели  была на это направлена.

Если  класс обсуждает  какую-нибудь тему  сообща  , можно попробовать  «избавиться» от столов . Так , пространство покажет , что  мы открыты друг другу. Побудить учащихся  принять идею  «передвижной мебели» требует особых усилий. Можно часть освободившегося пространства  использовать для физкультминуток в целях разрядки. Известно , что небольшие физические упражнения в классах  создадут  естественный  и полезный мини-перерыв в процессе обучения.

Если мебель закркплена  на своих местах  , то лучший способ в данном случае разделить учащихся на группы  и попросить часть из них повернуться  спиной к доске  и общаться с сидящими сзади. Кроме того , если все свои действия мы сопровождаем  комментариями на  ИЯ  , это послужит дополнительным стимулом  к общению.

 Говоря о предметном  компоненте  пространственно-предметной сферы  , следует помнить , что средства обучения  в широком смысле слова  - доска , учебник , кодоскоп , эпипроектор ,  диапозитивы , аудио- и видеомагнитофон  должны использоваться сообразно с их функциями. Использование ТСО  должно соотноситься  с задачами общения , быть нацеленным на создание эмоциональной атмосферы , на решение коммуникативных задач. Такое средство обучения , как учебник , создает с помощью своего содержания  (если оно включает  занимательные задания , рифмовки , кроссворды , ребусы , загадки ) определенную атмосферу в классе.

ТСО и в первую очередь использование компьютера , а также новейшие технологии , например метод проектов  , помогают раздвинуть стены класса  и выводят учащихся за пределы школы. Информационные технологии – Интернет , электронная почта , дистанционное обучение , организуют  общение , которое происходит  почти непосредственно  с носителями языка.

Учителю важно помнить , что предметно-пространственное окружение  может и должно иметь  огромное влияние  на обучение и воспитание учащихся .

Социальное и пространственно-предметное обучение  делятся на педагогически организованные и спонтанные. Выше были приведены примеры педагогически организованного типа окружения . В свою очередь , спонтанные  взаимодействия и взаимовлияния неизбежны , они не подвержены контролю и могут выполнять как  позитивную развивающую функцию  , так и негативную.

Само понятие  «окружающая среда» до сих пор остается спорным  , так как раскрыты еще не все  его аспекты  и нет общего определения . Так например коллективом ученых , педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО  ( В.И. Слободчиков , В.А.Петровский , Н.Б.Крылова  , М.М.Князева и др.) разрабатывались философские аспекты  понятия  «образовательная среда» , приемы и технологии ее проектирования .Конструирование  образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрено в работах  О.С. Газмана , М.М. Кларина , И.Д. Фрумина , В.А. Ясвина). Уделялось внимание  данному вопросу и в трудах основоположников  системы  развивающего обучения. В.А.Давыдов  , например , ввел в образовательную практику  понятие  «школа взросления» , также в работах сотрудников Института психологии  РАО  В.В.Рубцова, В.И. Панова , Б.Д. Эльконина .

Образовательная среда  при обучении  ИЯ  -  это система условий , создаваемая в целях  достижения конкретного уровня  иноязычной коммуникативной компетенции , включающая  предпосылки  для личностного  развития учащихся  . обусловленные  социальным и пространственно-предметным окружением  , используемым  в учебно-воспитательном процессе средствами  , а также  приемами и технологиями обучения.

Таким образом  образовательную среду  составляет совокупность  психологического , социального  и пространственно-предметного факторов , куда входят также  материальный фактор и межличностные отношения . Все данные факторы взаимосвязаны . они дополняют  , обогащают  друг друга и влияют на каждого субьекта  образовательной среды . В качестве субьектов выступают ученики , учителя , друзья  по переписке , партнеры по школьным обменам  ( носители языка)  и другие лица , включаемые в учебно-воспитательный процесс.

В зарубежной дидактике все больше используется понятие «средо-ориентированное обучение»  -  обучение посредством  особой образовательной среды как совокупности системных формирующих влияний со стороны предметной . социальной и информационных сред . Как отмечает в своих работах С.Ф. Сергеев  , все социальные среды  обладают некоторым оормирующих влияний со стороны предметной .угбучающим  эффектом . Обучающие свойства среды выражаются в появлении новых адаптивных качеств  в психофизиологической системе человека , позволяющих ему ориентироваться в новых условиях  и задачах  и результативнее решать старые . Средо-ориентированный подход в обучении позволяет  перенести акцент  в деятельности преподавателя с прямого педагогического воздействия  на личность ученика  в область формирования обучающей среды . в которой происходит  самообучение и саморазвитие  учащегося . при такой организации образования  включаются  механизмы внутренней активности  обучаемого в его взаимодействиях со средой .

Основные практические задачи , решаемые  в рамках средо-ориентированного обучения :

 - конструирование  многообразия  обучающих сред ;

 - определение их общего и локального обучающего эффекта и его повышение ;

 - анализ влияния  среды на последующее поведение  , на развитие субьекта .

Управление формированием образовательной среды  связано с понятиями  гуманизации и гуманитаризации  образования . Гуманизация и гуманитаризация  общества и школы  не исчерпывается превращением  информационно-словесного способа образования  в практико-ориентированный , творческий .

 Важным направлением этого процесса  является гуманитаризация  содержания образования – возрастание роли гуманитарных дисциплин  , а внутри них проблематики  , формирующей духовную культуру  личности  , и обогащение учебных дисциплин  социально – значимыми аспектами .

Для проблемы управления процессом становления  образовательной среды важно то  , что она может создаваться идивидом  - каждый  развивается сообразно  своим индивидуальным особенностям  , творя свое собственное образовательное пространство как пространство вхождения в культуру .   М. Полани показал в своих работах , что всякое знание личностно . Поэтому  образовательная среда  каждой личности представляет собой личностное пространство  познания и развития . На формирование образовательной среды также оказывает влияние  взаимодействие инновационных и традиционных  моделей обучения , нормативные документы  , такие как стандарты образования  . учебные программы и учебные планы , а также качество взаимоотношений между субьектами образования . Важным качеством  современной образовательной среды  является  взаимодействие множества локальных образовательных сред применительно к каждому конкретному учебному предмету , взаимное использование инноваций , порожденных в образовательном пространстве разных стран , что создает схожие ситуации и способствует развитию сферы образования в целом . Это – проявление определенных тенденций к интеграции образовательных процессов различных государств , постепенному становлению  мирового образовательного пространства .

Но это в перспективе станет возможным  только в том  случае если мы уже сейчас будем  сознательно формировать эффективные обучающие среды в русле личностно –ориентированного , гуманистического . культурологического подхода .   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Сафонова В.В. Культуроведение  в системе  современного языкового образования.

 И.Я. в школе.-2001. -.№3.

2.Сафонова В.В. Языковая педагогика и современные проблемы языкового образования.

Тезисы докладов с конференции . ноябрь 2001 , М., 2001.

3.Бим И.Л. Методика обучения иностранному языку как наука и проблема  школьного учебника . М. Русский язык , 1977г.

4.Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения  иностранным языкам .   И. Я. в школе .- 2001г.- №4.

5.Ясвин В.А.  Образовательная среда – от моделирования к проектированию. М.; Смысл , 2001.

   6.Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам . И.Я. в школе 

                                                                                                                 2004 - №5.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x