Статья Инсценировка как средство развития связной диалогической речи у детей 4-5 лет. Автор: Голенко Виктория Владимировна

Автор: Голенко Виктория Владимировна
Развитие связной диалогической речи детей происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения детей с окружающими людьми.

Развитие связной диалогической речи происходит при помощи разных средств, в том числе и с помощью инсценировки

Инсценировка - это переработка для театра не драматических произведений

Цель инсценирования в детских дошкольных учреждениях не ранняя подготовка актеров, а развитие общих задатков и способностей каждого ребенка, в том числе и выразительной речи, пластики, коммуникативности.

Инсценировка представляет собой распространенный вид детского творчества.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к инсценировке побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.


Автор: Голенко Виктория Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Научно - теоретические основы развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста…………………………….6

1.1. Понятие связной диалогической речи………….....……………………6

1.2. Особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста в онтогенезе.................................................................................………….8

1.3. Задачи развития связной диалогической речи детей в старшей группе.........................................................................................................................11

ГЛАВА 2. Инсценировка как средство развития связной диалогической речи детей 4-5 лет…………………………….....................……………………….14

2.1. Инсценирование как вид творческой деятельности..………………...14

2.2. Возможности использования инсценировки в развитии связной диалогической речи детей 4-5 лет…………………………...…………………….16

2.3. Методика проведения инсценировки с детьми 4-5 лет………............20

2.4. Опыт педагога по проблеме исследования…………………………....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....…………………………………………….......26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Язык и речь традиционно рассматриваются в философии, психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития ребенка, как основа его социального развития. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры и необходимым условием его развития. [6]

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

По А.Г. Арушановой, диалог - форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога. Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.
         А.Г. Арушанова подчёркивала необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. [4]

У дошкольника ярко выражены потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. Но дети испытывают большие трудности в общении. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. Очень часто дети не умеют использовать доступные вербальные не вербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться. [16]

Также дети испытывают большие трудности в усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером.

В.И. Яшина, А.А. Павлова, Е.И. Тихеева, Н.М. Юрьева и другие специалисты, которые занимались вопросами развития связной диалогической речи, пришли к выводу, что диалогу нужно учить, а возраст 3-5 лет является сензитивным для усвоения диалогической речи детьми. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Поэтому особое значение приобретают первые контакты ребенка с взрослыми и детьми, добрые взаимоотношения его со сверстниками. Все это возможно при хорошо развитой диалогической речи, которая требует специальной подготовки. [14]

Поэтому вопрос развития связной диалогической речи является актуальным. Инсценировка является одним из средств, с помощью которого происходит развитие связной диалогической речи.

Объектом исследования является процесс развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является инсценировка как средство развития связной диалогической речи детей 4-5 лет.

Цель работы: выявить педагогические возможности инсценировки в развитии связной диалогической речи детей 4-5 лет.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие связной диалогической речи.

2. Раскрыть понятие инсценировка.

3. Определить роль инсценировки в развитии связной диалогической речи детей 4-5 лет.

4. Изучить опыт работы педагогов по проблеме исследования.

Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы.

 


ГЛАВА 1. Научно - теоретические основы развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста

 

1.1. Понятие связной диалогической речи

 

Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». [9]

Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

- процесс, длительность говорящего;

- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

- название раздела работы по развитию речи.

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее законченные отрезки, связанные и объединенные между собой темой.

Связная речь - развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно. [1]

Высказывание - это и речевая деятельность, и результат этой деятельности; определённое речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - в диалоге и в монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в нем может быть неполной, сокращенной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью, протекает в определенной ситуации. В диалоге часто используются шаблоны и клише, речевые стереотипы, устойчивые формулы общения, привычные, часто употребляемые и как бы прикрепленные к определенным бытовым положениям и темам разговора. [19]

Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.

С.Л. Рубинштейн выделил две формы связной речи: контекстную и ситуативную. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи, в отличие от ситуативной, ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Несмотря на то, что в большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога, по мнению Д. Б. Эльконина, неверно отождествлять ситуативную речь с речью диалогической, а контекстную речь с речью монологической, так как последняя может иметь ситуативный характер. [18]

Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

 

1.2. Особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста в онтогенезе

 

«В формировании связной речи  отчётливо выступает тесная связь  речевого и умственного развития  детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности», - отмечал Ф.А. Сохин. [11]

Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения.

В раннем детстве речь ребенка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или с помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим его речь, как указывает Д.Б. Эльконин, представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование в удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном выполнении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Появляется новая форма речи-сообщения. У дошкольников возникает необходимость договориться об общем замысле деятельности, распределении функций, контролем, за выполнением правил и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь, и возникают новые ее формы-указания, оценки, согласование действий. [13]

Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А.Г. Рузской. Она отмечает, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.

А.Г. Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей с 2 до 7 лет. Для детей двух-трех лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор. Дети трех-четырех лет начинают беседу не без интереса, но после двух-трех вопросов начинают отворачиваться, ерзать на стуле и, наконец, заявляют: «Я не умею так, я не хочу в это играть» У детей четырех-пяти лет приглашение к беседе не вызывает смущения или желания избавиться от нее. Она протекает даже оживленно. Дети пяти-шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения с взрослым. У детей шести-семи лет во время беседы появляются инициативные обращения к взрослому. Беседа доставляет им большое удовольствие. Ребенок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения с взрослым сложные и сокровенные темы. [10]

Особенности диалога младших дошкольников раскрыла Т. Слама-Казаку, отметив, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:

- у детей кроме простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»;

- многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;

- диалог принимает форму либо простого или сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;

- у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового;

- диалог между ребенком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчеркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придает более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребенком-слушателем;

- структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник;

- в диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики;

- неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнерами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнер включается в диалог, другой выходит);

- непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Когда один из говорящих, внезапно увлеченный новым интересом, начинает говорить о чем-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, ее часть переключается на новую тему. [12]

Дети четырех-пяти лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами.

 

1.3. Задачи развития связной диалогической речи детей в старшей группе

 

Задачи обучения связной диалогической речи определяются программой дошкольного учреждения. В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы, во всех программах диалог рассматривается в качестве основной формы общения и подчеркивается, что дошкольный возраст – важный период освоения разговорной речи.

Основная цель развития диалогической речи дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

О. А. Бизикова выделяет три взаимосвязанные и взаимодополняющие группы задач по формированию у детей речевых и социально-этических умений, позволяющих овладеть диалогической речью:

- формировать умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением;

- способствовать усвоению основных правил ведения диалога, его культуры;

- обучать дошкольников правилам речевого этикета. [5]

У детей на пятом-шестом году жизни формируют умение охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей, не отвлекаться. Особое внимание уделяется умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним). Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости. Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета (Сережа, могу я тебя попросить принести одежду из сушилки?; Спасибо. Было очень интересно и т. п., употреблять их без напоминания.

Развитие связной диалогической речи детей происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения детей с окружающими людьми.

 


ГЛАВА 2. Инсценировка как средство развития связной диалогической речи детей 4-5 лет

 

2.1. Инсценирование как вид творческой деятельности

 

Слово инсценировка произошло от латинского in — в, на и scaena (scena), что в переводе означает — сцена, то-есть: на сцене (в сцене).
Инсценировка - это переработка для театра не драматических произведений, обладающая лишь относительной художественной самостоятельностью; ориентируется на воспроизведение идейного смысла, сюжета и стиля первоисточника, что не исключает его творческого достраивания. [15]

Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Если инсценирование идет в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. [3]

Таким образом, инсценировка произведений является одним из видов драматизации.

Инсценирование предполагает воплощение текста художественного произведения в действии.

Инсценирование – новый вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений – выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, воплощаться в образ, верить в условность, а также ряда общих психических качеств личности: памяти, внимания, воображения, коммуникативности.

Театр – всегда условность, всегда игра. А игра для дошкольника, как известно, – основной вид деятельности, основной способ постижения мира и себя в этом мире. Поэтому психологически инсценирование воспринимается как игра в понравившееся словесное произведение.

Цель инсценирования в детских дошкольных учреждениях не ранняя подготовка актеров, а развитие общих задатков и способностей каждого ребенка, в том числе и выразительной речи, пластики, коммуникативности. Инсценировать можно драматические произведения, написанные специально для постановки на сцене, эпические произведения, детскую игровую поэзию, потому что в этих произведениях есть фабула, ярко выраженное действие.

Обращение к инсценировке сказок позволяет воспитателю реализовать основные задачи:

Образовательная. Во время подготовки к инсценировке дети знакомятся с народным творчеством, некоторыми свойствами сказки как литературного произведения, учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.

Развивающая. Инсценировка помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.

Воспитательная. Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.

Задача малышей-актеров – показать, что же происходит с героями произведения.

Итак, инсценирование осуществляется в несколько этапов:

1) выбор произведения;

2) драматизация текста – перевод его в драматическую форму (в случае необходимости);

3) знакомство детей с оригинальным произведением и создание мотивации для его инсценирования;

4) подготовка детей к инсценированию (анализ произведения, установление причинно-следственных связей между событиями, целей персонажей, мотивов их поступков, их чувств, переживаний);

5) инсценирование (работа над сценической речью и сценическим движением);

6) создание костюмов и декораций (в случае необходимости). [3]

 

2.2. Возможности использования инсценировки в развитии связной диалогической речи детей 4-5 лет

 

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Инсценировка представляет собой распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли. Это творчество детей, нужное и понятное им самим.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к инсценировке побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. [8]

В средней группе воспитатели разыгрывают с детьми ситуации, в которых содержатся правила знакомства и разговора по телефону, способы благодарности, приветствия и др. Задача для дошкольников усложняется тем, что используются тексты с вопросно-ответной формой, т. е. предполагается, что дети обращаются к репликам-вопросам или обращениям и ответам на них. Например, воспитатель показывает (на фланелеграфе, настольном театре и т. п.), как колобок знакомится с волком, зайцем и т. п., обращаясь к репликам из сказки. Затем предлагает детям самостоятельно разыграть друг с другом знакомство сказочных персонажей. Дошкольники разыгрывают готовые диалоги, повторяя и заучивая реплики. [2]

Так, например, по мотивам сказки «Телефон» детям можно предложить придумать и разыграть ситуации разговоров по телефону, по сказке «Айболит»  – придумать, кто еще мог приходить за помощью к Айболиту и что говорить ему. Подобные задания не только развивают творчество ребят, но и совершенствуют навыки ведения диалога.

Задача сценариста – представив происходящее на сцене, обозначить реплики участников и кратко в ремарках описать действия каждого. Но, как показывает практика, самый неудачный способ инсценирования стихотворений – просто проговаривание реплик героев: исчезает динамика действия, актеры становятся иллюстраторами текста и перестают действовать на сцене.

Как инсценировать английскую небылицу «Мэри-Всенаоборот». В это стихотворение можно играть: условие сценической игры, которую разыгрывают актеры перед зрителями, – придумать самое необыкновенное, совершенно невозможное занятие для девочки, которую зовут Мэри-Всенаоборот.

Мэри:

– Мэри Трот, Мэри Трот,

Мэри-Всенаоборт!

Первый игрок:

– Мэри ходит в огород,

Поливает бутерброд (вручает Мэри бутерброд),

Мэри:

– Не редиску, не фасоль?

Второй игрок:

– А сосиску с колбасой (вручает Мэри сосиску и колбасу),

Мэри:

– Не картошку, не цветы?

Третий игрок:

– А сапожки и зонты (отдает Мэри сапожки и пару зонтиков)…

В этой инсценировке развивается выразительность речи детей, широко используется ее образность, неожиданные рифмованные концовки создают комедийный эффект. Стимулируется развитие фантазии детей, диалоги героев побуждают к построению предложений по определенной схеме. Актеры должны выдерживать определенные смысловые паузы, «чувствовать» стихотворение.

Воспроизведение готовых диалогов, например, из рассказов Н.Н. Носова «Автомобиль», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Клякса», «Огурцы», не только помогает детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

Например, инсценировка диалога из «Фантазеров»

На лестнице мальчики встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

- Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его не ела, Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою половину мороженого дам, — сказал Мишутка.

-  И я тебе свои полпорции отдам, вот только разочек попробую и отдам, — пообещал Стасик.

Особое внимание следует обращать на невербальные средства общения: мимика, жесты, положение тела в пространстве при высказывании той или иной фразы.

При инсценировании происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность инсценировки как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. [17]

 

 

 

 

2.3. Методика проведения инсценировки с детьми 4-5 лет

 

При обучении детей средствам речевой выразительности с помощью инсценировки необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Подготовка к инсценировке произведения или его отрывка происходит поэтапно:

Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т. п., читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

Распределения ролей

.

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

- Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

- В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т. д.

4. После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

Непосредственная работа над ролью включает в себя:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т. д.

- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпо ритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с использованием грима.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях. [7]

Постановка готовится в течение нескольких недель, ребенок начинает жить этой деятельностью, поэтому результаты ее должны быть социализированы: представлены на утреннике, на новогодней елке и т.п. Но не забудем и о том, что в этом возрасте для ребенка интерес вызывает сама деятельность, и результат ее менее важен, чем процесс.

 

2.4. Опыт педагога по проблеме исследования

 

Инсценировка русской народной сказки «Колобок» проводилась в средней группе. Пьеса показывалась в одном действии, двух картинах. Автор пьесы - Поляк Лора

При подготовке к мероприятию проводилось чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке, обсуждение с детьми внешности, характера  сказочных персонажей, их поступков, распределение ролей и заучивание реплик персонажей, обсуждение и подбор  вместе детьми атрибутов для инсценировки  сказки, изготовление декораций, афиши, оформление сцены.

Разыгрывание сказки происходило в стихотворной форме, с использованием музыкального сопровождения. Педагог поставила задачи, которые решались в ходе инсценировки:

«Социализация»:  учить в театрализованной деятельности разыгрывать ситуации по несложным сюжетам, развивать эмоциональную отзывчивость, побуждать детей включаться в совместную со взрослыми и сверстниками деятельность.

«Чтение художественной литературы»: формировать устойчивый интерес к процессу чтения и запоминанию прочитанного.

«Музыка»: продолжать развивать любознательность, активность, интерес к разным видам музыкальной деятельности.

«Коммуникация» Развивать умение выразительно читать стихи, используя средства интонационной речевой выразительности, передавая свое отношение к героям и событиям.

«Художественное творчество»: продолжать содействовать проявлению созидательной и творческой активности детей.

«Безопасность»: формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций.

Антонида Александровна указала, что участие воспитателя в инсценировке (показ и проговаривание текста) зависит от степени подготовленности детей. При первом показе следует говорить и действовать больше самим, но с помощью детей. В следующих показах — помогать детям вести игру более самостоятельно.

После показа сказки последовала беседа. Детям задавались вопросы:

Понравилась ли вам сказка? Как повел себя Колобок, убежав из дому? Почему? Как будут чувствовать себя Бабушка и Дедушка, узнав о том, что Колобка съела Лиса? Нужно ли им посочувствовать?

Далее совместно с родителями дети вылепили сказочного персонажа Колобка из соленого теста, украсив его различными дополнительными деталями из бросового материала (бусины, ленточки, пуговицы и т.п.)

Готовые поделки размещаются на выставку «Колобки у нас в гостях». В конце последовало совместное чаепитие с испеченными заранее колобками из теста.

Инсценировка была успешно показана зрителям-родителям, детям очень важна оценка их деятельности родителями, их похвала, гордость. В ходе досуга педагог решила поставленные задачи. Совместная деятельность детей и родителей способствовала их сплочению, все испытывали радость от пребывания вместе. Досуг удался.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопрос развития связной диалогической речи является актуальным. Специалисты, которые занимались вопросами развития связной диалогической речи, пришли к выводу, что диалогу нужно учить, а возраст 3-5 лет является сензитивным для усвоения диалогической речи детьми.

Связная речь - развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.

Диалогическая речь представляет собой естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения.

Основная цель развития диалогической речи дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.

Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Развитие связной диалогической речи детей происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения детей с окружающими людьми.

Развитие связной диалогической речи происходит при помощи разных средств, в том числе и с помощью инсценировки

Инсценировка - это переработка для театра не драматических произведений

Цель инсценирования в детских дошкольных учреждениях не ранняя подготовка актеров, а развитие общих задатков и способностей каждого ребенка, в том числе и выразительной речи, пластики, коммуникативности.

Инсценировка представляет собой распространенный вид детского творчества.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к инсценировке побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

В процессе исследования был изучен опыт педагога Лапшиной Антониды Александровны из г. Тюмени, которая показала положительный пример применения инсценировки при проведении совместного досуга детей и родителей.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Алексеева,

М.М.

Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

[Текст]

: учеб. пособие

/ М.

М. Алексеева, В.И. Яшина

.

–М

.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду

[Текст]:

методическое пособие

/ Е.

А. Антипина.

– М.: Сфера, 2009. – 128 с.

Артемова, Л.В. 

Театрализованные игры дошкольников

[Текст]:

книга для воспитателя детского сада

/ Л.

В. Артемова.

М.: Просвещение, 1991.

127 с.: ил.

Арушанова

,

А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками

[Текст]

/

А.

Г.

Арушанова

// Дошкольное воспитание.

– 2001. – №5. – с. 51-61.

Бизикова

, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах

[Текст]

: учеб

.

п

особие

/ О.

А.

Бизикова

.

– Нижневартовск: Изд-во

Нижневарт

. гос. ун-та, 2014. – 93 с.

Бородич

, А.М. Методика развития речи детей

[Текст]

/

А.

М.

Бородич

.

– М.: Просвещение, 1981. – 255с.

Губанова, Н.Ф. 

Театрализованная деятельность дошкольников

: 2 – 5 лет

[Текст]

/

Н.

Ф. Губанова.

М.: ВАКО, 2007. – 256 с.

Маханева

, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду

[Текст]

/

М.

Д.

Маханева

.

М.: Сфера, 2001.

– 128 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии

[Текст]

/

С.

Л. Рубинштейн.

– М., 1989. – 468 с.

Рузская, А.Г.

 Отношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения

со

взрослыми [Текст]

/ А.

Г. Рузская // Развитие общения у дошкольников; под ред. А.

В. Запорожца, М.И. Лисиной.

М.: Педагогика, 1974.

с. 179-202.

Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада

[Текст]

/

Ф.

А. Сохин.

– М.: Просвещение, 1976. – 224 с.

Слама

-Казаку

, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей [Текст]/ Т.

Слама

-Казаку // Вопросы психологии.

1961.

№ 2.

76с.

Стародубова, Н.А.

Т

еория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб

.

п

особие для студ.

высш

. учеб. заведений /

Н.

А. Стародубова.

М.: Издательский центр «Академия», 2007.

256 с.

Тихее

ва, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)

[Текст]

/

Е. И. Тихеева.

М.: Просвещение, 1981.

111 с.

 

Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: около 10000 слов

[Текст]

/ Д.

Н.

Ушаков

.

– М:

Аделант

, 2013. – 800 с.

Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб

.

п

особие [Текст]

/ А.

В. Чулкова

Ростов н

: Феникс, 2008. 

220с.

Щёткин

, А.В. Театральная деятельность в детском саду [Текст]

/ А.

В.

Щёткин

.

– М.:

Мозаика – Синтез, 2008.

– 110 с.

Эльконин

,

Д.Б.

 Раз

витие речи в дошкольном возрасте: к

раткий очерк

[Текст]

/

Д.

Б.

Эльконин

.

М.: АПН РСФСР, 1958.

115 с

.

Якубинский

,

Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование

[Текст]

/

Л.

П.

Якубинский

.

– М.: Наука, 1986. – 208 с.

Лапшина

Антонида

Александровна

.

Инсценировка сказки «Колобок» в средней группе в рамках проведения досуга «Пятница с семьей»

.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/rabota-ssemey/news6741.html

Дата

обращения: 14.01.2019.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x