Интеграция общего и дополнительно образования в условиях инновационной площадки КГОАУ "Центр образования "Эврика"

Автор: Зайцева Екатерина Николаевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";}

Основное образование, охватывающее весь контингент учащихся школы, осуществляется школьными учителями с использованием преимущественно традиционных для российской школы форм обучения.

В процесс дополнительного образования включается особый контингент учащихся - те, кто сам захотел углубленно изучать предмет. В рамках дополнительного образования школьников реализуется оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения школьников.

Организация учебного процесса, с одной стороны, базируется на привычной для учеников работе в классе, с другой стороны, учащиеся постепенно начинают осваивать новые формы учебной деятельности. К новым формам учебной деятельности, по сравнению с основным образованием, относятся такие, которые позволяют сформировать умение работать с научной и методической литературой, а не только с учебником, задачником, учебным пособием. Здесь следует отметить и новый подход к работе с печатным материалом: не просто прочтение учебника, решение указанных учителем задач, выполнение заданий, но целенаправленный поиск информации, ее рациональный отбор и самостоятельный анализ и систематизация.

Интересной особенностью дополнительного образования школьников является самостоятельный выбор учащимися необходимого методического инструментарии.

В традиционных школьных курсах, как правило, в практических и лабораторных работах учащиеся просто осваивают предлагаемое учителем оборудование и инструментарий. Они не задумываются над тем, можно ли выполнить данные работы с помощью каких-либо других методов, тем более не аргументируют, почему будут работать, используя именно данные методы, именно с данным набором инструментов.

Сегодня процесс обучения – это не набор готовых конспектов, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Отличительной чертой краевого государственного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Эврика» является непрерывное образование.

По предмету «Информатика» обучение начинается со старшей группы детского сада. На этом уровне такой предмет относится к категории «познавательный». К первому классу учащиеся уже знают основные элементы компьютера, умеют обращаться с мышью и клавиатурой. Это очень облегчает работу как детей, так и педагога. По окончании 4 класса ученики школы «Эврика» переходят в различные школы города. Однако большинство учеников продолжают обучение в КГБОУ «Центр образования «Эврика» по дополнительным образовательным программам. Эти дети значительно отличаются от учеников, впервые пришедших в «Эврику», так как за годы обучения в старшей группе и в начальной школе «Эврики» выработались некоторые универсальные учебные действия (УУД).

В зависимости от возраста виды формируемых УУД в целом не меняются, а только дополняются более сложными.

Говоря о  формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы причем уже с детьми дошкольного возраста. Дети 5-7 лет при соответствующих условиях и совместной деятельности со взрослыми в детском саду способны овладеть данными умениями.

Задача педагога – помочь подобрать материал, провести исследование, найти форму изложения и включить детей в практическую деятельность. Лучший способ донести материал до детей-дошкольников, привлечь их внимание и вовлечь в активную деятельность – игра. В процессе игры используются следующие приёмы активизации познавательной деятельности: нетрадиционное начало, ситуация выбора, использование компьютерной наглядности, карточек-символов, отработки схемы исследований, интеллектуальная разминка, работа в парах, игровые моменты, задания творческого характера. 

Иначе обстоит дело на занятиях с младшими школьниками. Уроки информатики имеют большое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий, поскольку их содержание предполагает моделирование, решение логических задач, поиск информации, ее преобразование и др. В силу этого необходимо постепенно отходить от игровой формы и уделять больше внимания другим методам подачи материала. В ходе уроков становится более очевидной, в том числе для самих учеников, связь теории с практикой. Они (ученики) способны не только получать результат, но и объяснить алгоритм достижения поставленной задачи. Более того, они способны уже самостоятельно ставить задачи перед собой.

Большое место в нашей работе с младшими школьниками занимают задания на моделирование. Как отмечается в материалах ФГОС, «каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые, согласно психологическим исследованиям, должны стать самостоятельным предметом усвоения». Школьникам предлагается по тексту создать графическую модель в Paint, по рисункам составить текстовую модель в MS Word и MS PowerPoint, текст перевести в табличную модель с использованием MS Excel. Учащиеся с интересом выполняют задания на кодирование и декодирование: преобразование слов в ребусы, шифрование посланий, расшифровывание писем, создание собственного алфавита в графической или текстовой форме. 

Благоприятные условия для развития познавательных действий создаются при включении школьников в рефлексивную деятельность. Рефлексия понимается как особый вид аналитической деятельности, позволяющей индивиду конструировать новое знание, понимание, новые способы деятельности, ведущие к приобретению знаний. Особенно значимо рефлексивное управление учебной деятельностью младших школьников, поскольку «интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников». Исходя из опыта работы, мы можем сказать, что элементы рефлексии лучше всего использовать поэтапно на протяжении всего урока, так как цель - не просто позволить ребенку зафиксировать результат, но дать ему возможность выстроить смысловую цепочку, сравнить собственные способы и методы с теми, которые применяются другими.

Если дошкольники и младшие школьники изучают, фигурально выражаясь, азы информатики, то в среднем звене учащиеся углубляют свои знания об информатике на занятиях по общеобразовательному курсу «Информатика и ИКТ».

Современное развитие данного курса  связано с доминированием деятельностного подхода. При этом специфика предметной области должна быть отражена в конкретных учебных действиях.

 С этой точки зрения, для формирования знаково-символических универсальных учебных действий особую важность имеют а) моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель и б)  преобразование модели - изменение модели с целью выявления общих закономерностей, определяющих данную предметную область. Особое значение при моделировании придается знакам как культурным средствам, опосредствующим деятельность человека.

 Вклад «Информатики и ИКТ» в формирование универсальных учебных действий не ограничивается знаково-символической деятельностью. Например, регулятивные универсальные учебные действия могут быть сформированы в процессе отработки с использованием компьютера следующих этапов решения задач:

анализа реальной ситуации и определения целей деятельности;

организации деятельности, направленной на достижение этой цели;

анализа и коррекции результатов этой деятельности и др.

Одной из самых востребованных компетентностей современного человека является информационно-коммуникационная компетентность (ИКК). Она проявляется прежде всего в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и т.д.

ИКК можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.  Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

ИКК можно определить, как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

 Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования ИКК, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличий от других учебных дисциплин:

·                         наличие специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

·                         компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;

·                         ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, но больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);

·                         именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

  Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках для формирования ИКК.

В заключение следует подчеркнуть, что дополнительное образование не существует отдельно от основного. Эти два вида – основное и дополнительное – взаимодействуют и позволяют не только сформировать знания, умения и навыки по предмету, но и добиться наилучшего результата в формировании и отработке универсальных учебных действий. Взаимодействие основного и дополнительного образования способствует также формированию высокоразвитой в плане компьютерной грамотности личности, обладающей высокой степенью компетентности в информатике и информационных компьютерных технологиях.

 

Библиографический список

1.                  Гусинский, Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 2006 / Под ред. В.И.Белопольского и И.Н.Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 1996. - с.29-31

2.                  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – с. 97

3.                  Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М.: Издательство Мозаика-Синтез. 2011

4.                  Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. – с. 236

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";}

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x