Интеграция содержания деятельности ДДТ в рамах духовно-нравственного развития и воспитания

Автор: Мункуева Дарима Дашидондоковна

Интеграция содержания деятельности ДДТ

в рамках духовно-нравственного развития и воспитания

 

         Современное общество отличается катастрофическим состоянием духовно-нравственного воспитания. У подрастающего поколения искажаются общечеловеческие ценности: представления о добре, справедливости, великодушии, милосердии. У людей    все чаще возникает непонимание друг друга, все больше разногласий, раздора. Вот почему проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остается все еще актуальной.

         Дополнительное образование детей и духовно-нравственное воспитание неразрывно связаны в образовательном пространстве.  Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно над воспитанием такой личности работают педагоги Агинского Дома детского творчества.

         Целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления духовно-нравственного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований и предусматривают:

1.    воспитание гражданственности и патриотизма;

2.    воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3.    воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению;

4.    формирование ценностного отношения к учению;

5.    экологическое воспитание;

6.    эстетическое воспитание.

         Духовно-нравственное развитие и воспитание детей осуществляется непосредственно через образовательную деятельность, воспитательную работу, работу с семьей и взаимодействие с социальными институтами.

          Без сомнения, в блоке целеполагания в каждой образовательной программе прописана цель духовно-нравственного воспитания. Но есть объединения, в которых формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. Это детские объединения «Окружающая среда и здоровье», «Булагай эхин», «Посиделки», «Вдохновенье».    

                   Решение проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в Доме детского творчества видят в организации занятости ребят полезной деятельностью: вязанием, бисероплетением, шитьем, рисованием, лепкой, игрой на инструменте, изготовлением поделок, макетов, кукол и т.д.

          Каждый педагог стремится заинтересовать детей, увлечь, зажечь в их сердцах искорку, даже можно сказать, «заразить» своим любимым делом, чтобы  их жизнь была разнообразной, интересной полной положительных эмоций. Именно в атмосфере сотрудничества с детьми есть реальные возможности способствовать формированию гармоничной и нравственной личности. Педагоги стараются на своих занятиях привить способность не только видеть красоту, но и ценить ее, уметь и любить создавать ее своими руками.

         В процессе изготовления поделок у ребят формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки, дети приобщаются к творчеству, переживают радость созидания, преодолевают свои личные проблемы, реализовывают свой небольшой жизненный опыт, смотрят на мир своим взглядом, в котором отражаются любовь, добро.

Формирование духовно-нравственных ценностей направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Именно в Доме детского творчества имеются самые благоприятные возможности воздействия на внутренний мир ребенка. Практика подтверждает, что если подросток готов заниматься в свободное время определенным видом полезно развивающей деятельности, то это оберегает его от многих дурных наклонностей, развивает духовно-нравственное мировоззрение. В процессе доверительного общения подростков с педагогами закладываются основы нравственности: здоровый образ жизни, целеустремленность, настойчивость, работоспособность, ответственность.

В рамках воспитательной работы ДДТ проводятся мероприятия, посредством проведения которых осуществляется духовно-нравственное воспитание наших воспитанников. Это наши традиционные мероприятия, посвященные памятным датам, государственным праздникам, историческим традициям нашего народа, поселка и страны, традиционные муниципальные и районные мероприятия (акции по пропаганде здорового образа жизни, конкурсы исследовательских работ по здоровому образу жизни, экологические акции и т.д.), мероприятия, проводимые для детей с ограниченными возможностями (выставки работ детей с ограниченными возможностями, утренники и праздники).

В Доме детского творчества большое внимание уделяется формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи. Отзывы родителей о работе Дома детского творчества, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в детских объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации работы с детьми.

Взаимодействие семьи и Дома творчества направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

В практике работы Дома детского творчества определились самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:

  • Дни открытых дверей;
  • семейные клубные дни;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные консультации;
  • анкетирование родителей;
  • выставки творческих работ;
  • открытые занятия;
  • творческие мастерские;
  • семейные праздники;
  • праздничные программы (вечер отдыха, конкурсы, концерты..)
  • час общения;
  • круглый стол;
  • спортивно – игровые программы;
  • экскурсия.

В рамках реализации духовно-нравственного развития и воспитания ДДТ тесно сотрудничает со многими социальными институтами:

  • Общеобразовательные школы (совместно со школами проводятся совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, например: акции по пропаганде здорового образа жизни, экологические акции и т.д.)
  • Учреждения культуры (тесно сотрудничаем с окружной библиотекой (совместные праздники, выставки), налажена связь с преподавателями по ИЗО школы искусств им.К.И. Базарсадаева, работниками районного центра досуга, музея природы, музея Г.Цыбикова и т.д.)
  • Учреждения дополнительного образования детей (ЦЭВД, ДЮСШ, Новоорловский ДДТ);
  • Учреждения дошкольного образования (воспитанники выступают в детских садах);
  • Комитет социальной защиты (проводятся встречи с детьми Орловского детского дома,   выезды с концертом в Агинский дом-интернат для пожилых).

 

Мы педагоги Дома детского творчества стремимся, чтобы наши воспитанники приобрели для себя как можно больше полезного, необходимого для жизни, чтобы любимое дело помогло стать настоящим человеком, хорошим семьянином, творческой  личностью, гражданином своей страны.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x