ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ, КАК ПРЕДПОСЫЛКА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА ☼
Автор: Задорожная Людмила Васильевна
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ,
КАК ПРЕДПОСЫЛКА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение «знаний для знания», потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Поэтому очевидно, что задача педагога — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни.
Система образования перешла на новый этап. Свидетельством тому является появление новых документов – Государственных стандартов образования, которые задают целевые ориентиры развития системы образования, среди которых определен метапредметный компонент.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны ещё в начале XX века для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин, которая досталась нам в наследство от XVII века. Тогда началось бурное развитие научного знания, возникли образовательные модели, ориентированные на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания. Это тут же нашло своё отражение в сфере образования: раздробленность научного знания получила свое закрепление в раздробленности учебных дисциплин. Таким образом, научный прогресс привел к потере неких универсальных оснований, позволяющих ребёнку видеть мир в его целостности. Эта раздробленность сохраняется и усиливается по сей день, благодаря использованию тех образовательных моделей и программ, которые достались нам в наследство от прошлых веков. И чем сильнее в профессиональном смысле учителя – предметники, тем глубже пропасть между разными учебными дисциплинами, потому что каждый из них тянет предметное одеяло на себя, стараясь продемонстрировать ребёнку значимость и важность изучения только той науки, которой служит.
В последнее время жизнь стала ускорять свой темп. Сама обстановка вокруг заставляет нас подстраиваться под новые разработки науки и техники. Вследствие этого возникают новые феномены. Одним из таких является клиповое мышление.
При клиповом мышлении — окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Клиповое мышление характеризуется фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающей среды.
Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ, современные фильмы, построенные на принципах клиповой техники (самый яркий пример — «Матрица», сцены в котором идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга), книги, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ (ай- си- кью –«аська») или дневниковых записей, пресса, наполненная короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламные ролики, которые никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой. Все это способствует формированию клипового мышления.
Это существенно влияет на успешность учебы, у детей наблюдается отсутствие полной картины восприятия окружающей среды. Современным ученикам трудно выстраивать логическую цепочку мыслей, последовательность действий от существующего положения до поставленной цели, анализировать, объяснять причинно-следственные связи.
Ещё одна особенность современных учеников – это некая инфантильность, которая характеризуется неумением включиться в общую работу, учащиеся не пытаются выполнять задания, задают вопросы, не имеющие отношения к делу.
Поэтому всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход», «метадеятельность», «метапредметные результаты»
Все эти понятия объединяет иноязычная приставка "мета", синонимичная русским «за», «над» и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».
метаумения - общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки, к которым относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.);
Метапредметные результаты в своем смысловом контексте, очень схожи с целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. | «ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности» (ГОС ДО) |
Мир, в котором живут наши дети, органичен и целостен. Чтобы понимать его и жить в нём, необходимо видеть взаимосвязи и точки соприкосновения разнородных, на первый взгляд, явлений.
Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
«Что же в этом нового?» – возразите вы. А как же межпредметные связи, интеграция? Ведь всё это мы уже проходили. А значит, эта пресловутая метапредметность – новое хорошо забытое старое? Так, да не совсем.
Если интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом), т.е. сложение/взаимопроникновение ЗУН, то метапредметный подход ориентирован на получение нового знания более высокого уровня. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребёнку, выступают культурные техники и способы мышления и деятельности. Это не ассоциативное наталкивание материала одного предмета на другой по типу соединения математики с музыкой, а освоение универсальных принципов и стратегии познания.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка и от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.
В условиях ГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи. Эта преемственность затрагивает прежде всего, не предметное содержание основных программ, а процесс достижения личностных и метапредметных результатов или освоения универсальных учебных действий.