Интегрируемое обучение – одна из современных моделей образования глухих и слабослышащих детей.

Автор: Щеглова Татьяна Михайловна

Интегрируемое обучение – одна из современных моделей

образования глухих и слабослышащих детей.

 

Щеглова Т.М., учитель-дефектолог

КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».

 

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи.

Интеграция детей с нарушенным слухом в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования.

Л.С. Выгодский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.

Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир и не вводит его в настоящую жизнь.

Л.С. Выгодский одним из первых пытался обосновать идею интегрированного обучения.

Совершенно очевидно, что интеграция детей с нарушенным слухом в массовые образовательные учреждения не снимает проблемы их коррекционной и психологической поддержки.

Интегрированное обучение требует создания особых условий для таких детей.

К ним относятся:

·        раннее выявление нарушений слуха и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;

·        ответственный отбор детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение;

·        создание вариативных моделей интегрированного обучения: временная, частичная и комбинированная интеграция в условиях специальных дошкольных групп и классов при массовых учреждениях, полная интеграция в условиях воспитания ребенка в массовом детском саду или школе;

·        наличие коррекционной помощи каждому ребенку с нарушенным слухом;

·        систематический контроль за развитием ребенка и эффективностью его интегрированного обучения;

·        обеспечение необходимых аппаратурно-технических условий успешного обучения  ребенка с нарушенным слухом в коллективе здоровых детей.

Наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают комбинированные детские учреждения, в составе которых есть как массовые, так и специальные группы и классы.

Дошкольный период наиболее благоприятен для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников.

Маленькие дети легко принимают ребенка с отклонениями в развитии, они не очень обращают внимание на его дефект, часто просто не замечают его.

Временная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения.

Как известно, основной контингент специальных групп составляют дети, поступающие в дошкольные учреждения практически неговорящими. Они остро нуждаются в специально организованном коррекционном обучении с учетом состояния их речи и слуха. Вместе с тем уже на первых годах занятий они могут участвовать вместе со слышащими детьми в прогулках, праздниках, развлечениях, в отдельных занятиях.

Однако это должно осуществляться не стихийно, а целенаправленно. Для этого педагог и воспитатели специальной группы проводят подготовительную работу, которая позволит  детям с нарушенным слухом активно участвовать в игре, занятии, просмотре «спектакля» и т.п. Задача специальных и массовых педагогов состоит в том, чтобы со временем дети с нарушенным слухом стали соучастниками этой деятельности, а нормально развивающиеся дети воспринимали их как партнеров, которым нередко требуется их помощь и поддержка.

Для многих детей с нарушенным слухом частичная интеграция, при которой отдельные не слышащие дети  проводят часть дня в обычных группах (классах), становится ступенью к интеграции комбинированной, а позже – полной.

Глухому и слабослышащему ребенку с высоким уровнем психофизического развития, владеющему развернутой фразовой речью, относительно хорошо понимающему обращенную к нему речь взрослых и детей, а также говорящему внятно, понятно для окружающих, может быть рекомендована комбинированная интеграция. К этой модели интегрированного обучения чаще других бывают готовы дети с незначительным снижением слуха, дошкольники, коррекционная работа с которыми начата рано – на первом году жизни, и позднооглохшие дети.

При комбинированной форме интегрированного обучения ребенок в течение всего дня посещает группу (класс) для слышащих детей, а также коррекционные занятия с учителем-дефектологом специальной группы, который проводит с ним индивидуальные занятия, помогает овладевать программой массовой группы (класса), ведет работу по развитию его речи, остаточного слуха, коррекции произносительных навыков. И в этом случае в массовой группе должно быть не более двух детей с нарушенным слухом.

Учитель-дефектолог также посещает  занятия педагогов в тех группах и классах, где обучаются дети с нарушенным слухом, знакомит их с особенностями развития каждого ребенка и помогает в организации и проведении педагогической работы с ним. Он приглашает родителей на свои занятия, помогает им организовывать обучение ребенка дома, дает конкретные задания по работе с ним в семье.

Полной интеграцией можно назвать такую достаточно распространенную модель интегрированного обучения, как воспитание в обычном детском саду или обучение в массовой школе ребенка с нарушенным слухом (по 1-2 человеку в группе или в классе), который не получает повседневной помощи специалиста непосредственно в массовом учреждении. Он выполняет все требования педагогов наравне со слышащими товарищами по группе или классу практически без скидок на дефект слуха.

Полная интеграция может быть рекомендована слабослышащему или глухому ребенку дошкольного или школьного возраста с уровнем психофизического и речевого развития равном или близком возрастной норме, внятно говорящему, хорошо понимающему устную речь взрослых и детей. Но и при полной интеграции сохраняется необходимость оказания индивидуальной коррекционной помощи таким детям.

Полная интеграция может быть организована в разных учреждениях – обычном массовом, массовом интегрированного обучения, комбинированном.

Целенаправленной организации хотя бы минимального социального взаимодействия детей с нарушением слуха со сверстниками служит эпизодическая модель интеграции. Эпизодическая интеграция предполагает, что воспитанники специальных учреждений, практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время.

Социальное взаимодействие обеспечивается в лагерях отдыха, в специально организованных походах, праздниках, конкурсах, фестивалях, совместных спортивных мероприятиях, при организации и проведении выставок детских работ, кружках. Эпизодическая интеграция предполагает возможность проведения совместных занятий, как правило, под руководством учителя-дефектолога или воспитателя специальной школы.

Для того чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и было эффективно, необходима специальная подготовка как педагогов массовых дошкольных и школьных учреждений, так и учителей-дефектологов, а также проработка правовых вопросов интеграции.

 

Таким образом, набор вариативных моделей интеграции глухих и слабослышащих детей в общеобразовательную среду позволяет подобрать каждому ребенку доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x