Статья интеллектуальная викторина-игра "История казачества". Автор: Лысенко Елена Михайловна

Автор: Лысенко Елена Михайловна

Участвуют две команды по 5-6 человек.

Каждая команда представляет выпущенные стенгазеты (о казачестве, о его истории, традициях, заповедях) «Казаки – вольные люди»

1этап- информационный раздел

2 этап - конкурс "Узнай меня" (вопросы, загадки)

3 этап - Презентация интеллектуальная игра

4 этап - подведение итогов. награждение команд


Автор: Лысенко Елена Михайловна

Интеллектуальная викторина "История Донского казачества"

Данная методическая разработка может использоваться внеурочной деятельности и во внеклассной работе по предмету История Донского края.

Цели мероприятия:

Воспитание гражданской позиции, патриотических качеств и чувства любви к малой Родине.

Обобщение знаний об истории родного края, о традициях и казачестве;

Тип мероприятия: урок-игра

Оборудование:

Кабинет

украшенный символикой казачества, рисунки учащихся с изображением казаков, фонограммы казацких песен, накрытый стол самовар, бублики.

презентация «История казачества»;

презентация «Интеллектуальная викторина ».

Условия:

Участвуют две команды по 5-6 человек.

Каждая команда представляет выпущенные стенгазеты (о казачестве, о его истории, традициях, заповедях) «Казаки – вольные люди»

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие друзья!

Мы с вами живем на территории Ростовской области, расположенной на донской земле. Это наша с вами малая родина. Здесь всегда жили, живут и будут жить казаки. Кто родился и вырос на Дону, тот никогда не перестанет любить этот край.


Отчий край.

Отчий край, надышусь ли прохладой,

Налюбуюсь ли ширью твоей ?!

Без тебя я ни ряда, ни лада

Не придумаю жизни своей.

Есть какая-то тайная сила

В том, что Родиной малой зовём:

Без неё мы, наверно, Россию

До конца никогда не поймём.

В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля,

Очаровала ты меня навеки,

Моя Донщина, родина моя.

Любовь к Родине – важнейшее  чувство для каждого человека.

«Казак – это не тот, кто носит казачью форму,

а тот, кто дух казачества содержит в себе».

Патриарх Кирилл. 

 

 

 

Мы собрались для того чтобы поближе узнать историю нашего Донского края.

I. Этап.   «История казачества»

Ведущий 1: Знатная дата 3 января 1570 г. Иван IV, Январская грамота московского государя донцам - первая из дошедших до нас. В 1570 г. "казачьи юрты объединились в Великое Войско Донское, представляющее собой военную общину. Донское казачье войско было абсолютно независимым.

Ведущий 2. В 1584 Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иоанновичу.

В 1612−1615 годах войско присягало на верность Михаилу  Федоровичу Романову.

На сегодняшний день донские казаки – это самое многочисленное и первое по старшинству войско из всех казачьих войск на территории Российской Федерации.

Вед 1:. Они живут в этой степи с незапамятных времен – вольной, удалой жизнью. Кто же такие казаки? Это жители донской земли, воины. Они были смелыми и отчаянными, храбрыми наездниками, охотниками. Коня своего холили и уважали, как верного друга. Прекрасно владели саблей, луком, пикой.

Казаки жили вольной жизнью и оберегая свою волю, они верно стояли на защите южных границ России, и считали это важным патриотическим делом. Главными среди казаков были атаманы, которых выбирали сами казаки на кругу. У Войска Донского была своя печать и свой гимн.

 

Гимн донского казачества (исполнить)

Вед 2: Казаки – вольные люди, которые больше всего на свете любили волю, свято берегли свою честь и достоинство, и мели заповеди, которые нарушить было нельзя.

 

Заповеди казаков.

Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

По тебе судят по всему казачеству.

Служи

верно

своему народу, а не его вождям.

Держи слово! Слова казака дорого.

Чти старших, уважай старость.

Сам погибай, а товарища выручай.

Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни воля – не своеволие!

Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость.

Помни! Храбрые всегда добрые потому,

что они сильные.

Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий.

 

Ведущий 1Казаки — южнорусский и украинский субэтносы, появившиеся в XV веке на литовско-крымском пограничье (проходившем по рекам Днепр и Дон). С конца XV века огромные просторы донских степей всё больше привлекали решительных и смелых русских людей,  мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества.  Бежавшие  из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь, полную тревог и опасностей.

Казаки – люди вольные за ними закрепилось название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

Вед 2: А какими же чертами характера должна была обладать женщина – казачка, живущая рядом с такими бесстрашными воинами?

Казачки были гордыми, трудолюбивыми, верными женами. Они на реке управлялись с лодкой (коюком), скакали на коне, ловко владели арканом, луком, ведь казак в боевом походе который мог длиться несколько лет), а она отвечает за дом, за детей.

Но несмотря на все трудности жизни, донская казачка оставалась женственной, сердечной и как всякая женщина любила наряды и украшения. Любимый наряд казачки – юбка и кофта, украшенные или расшитые жемчугом.

Но наряды были разнообразными. Так как часть казаки привозили себе жен из тех стран, где им довелось воевать.

 

Вед.1: А платье ныне носят на Дону,

Кому какое прилежит по вкусу:

Кто – польское, кто – тюрскую бурнусу,

А кто – московское, как деды в старину.

Иной – к калмыцкой приобвык поддевке,

Иной одет, как турский делибаш,

Но не услышишь ни над кем издевки,

И осмеяния – таков обычай наш.

 

Вед 2: Жители Дона отличал особый диалект. В своей речи они использовали слова, заимствованные у других народов.

Мы проведем викторину по словам донского говора.

Горище – чердак.

Гутарить – говорить.

Гумно – место для хранения зерна.

Курень – дом.

Вечерить – ужинать.

Шлях – дорога.

Атаман – вожак.

Майдан – площадь.

Станица – большое село.

Хутор – маленькое село.

Кочет – петух.

Чувяки – тапки.

Хворать – болеть.

Цибарка – ведро.

Завеска – фартук.

Баз – сарай.

Нехай – пускай.

Ноне – сегодня

 

II. Этап. Задания для конкурса «Узнай меня».

1.Птица, обитающая в Ростовской области, в названии которой есть нота. (Дрофа)

2.Жвачное животное, обитающее в нашем районе, из семейства оленей. (Лось)

3.Обитатель насаженного леса Ростовской области, питается кореньями, желудями, мелкими грызунами. (Кабан)

4.Это самое могучее дерево донского края величают «великаном лесов». Оно не кланяется ветру, лист его не дрожит, как у осины, ветки не стонут, как у сосны. (Дуб)

5.«Лазорики» - называют этот цветок на верхнем Дону, «кубышки» - именуют жители низовий Дона. (Тюльпан)

6.Самые крупные грызуны нашей степи, живут семьями, имеют рыжеватый мех. В теплый солнечный день сторожат свою нору как солдаты. Обитают в Миллеровском районе, занесены в Красную книгу. (Байбак)

7.Это растение часто называют другом путешественников, туристов. В древней Руси листья использовались для лечения ран, ожогов. (Подорожник)

8.Обитательница и лесной и степной зон, хищница, охотится на грызунов, имеет красивый, ценный мех. (Лиса)

9.Ароматный полукустарничек со стелющимся по земле стеблем, ярко цветет маленькими розово - лиловыми цветочками. Ценное лекарственное растение. В прошлом религиозные люди в свои праздники посыпали этой пахучей травой земляные полы. Растение становится редким. (Чабрец)

10.Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Степная гадюка)

11.Это болотное растение, распространено в основном в дельте реки Дон. (Камыш)

12.Я запасливее всех,
     У меня, друзья, щека
     Вроде сумки для орехов
     Или, скажем, вещмешка. (хомяк)
13. Какое растение на Дону называют «шелковой» травой? (Ковыль)
14. Она как змейка в траве мелькает.
    Хвост оборвёт - другой наживает.(Ящерица)

Загадки : 
1. Лохматый казак, посреди кушак По двору ходит, порядок наводит (веник) 
2. Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь (котенок) 
3. Ходит пани в серебряном жупане (рыба) 
4. Летела пташка промеж рта и чашки (ложка) 

III. Этап

А сейчас мы проведем интеллектуальную викторину. Вы же внимательно слушали выступления ребят. Презентация интеллектуальная игра

IV. подведение итогов

Подсчет баллов, вручение Благодарностей и Грамот победившей команде.

Учитель: Главная задача юного казака всегда была учёба. Сегодня собрались знатоки родного края. Вы – достойная смена отцов. Давайте сохраним то, что досталось нам от предыдущих поколений. Давайте любить свой край и умножать богатства нашей донской земли. Давайте учиться чувствовать, понимать окружающий нас мир, потому что это путь к свету и добру.

Спасибо всем!

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x