Интерактивная доска как средство активизации учебного процесса. ☼
Автор: Маслова Галина Николаевна
Как известно, в любом образовательном учреждении учителя сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к обучению у учащихся. Естественно, у каждого ученика есть «любимый предмет», т.е. интерес к каким-либо отдельным дисциплинам и, как правило, интерес к отдельному предмету не всегда устойчив. Но учитель должен научить каждого ученика и дать ему хотя бы минимум знаний. Как известно, без мотивации и интереса не может получиться желаемый результат. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать ученика, сформировать потребность в получении знаний. Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому я стараюсь не допускать, чтобы в глазах моих учащихся появилось разочарование. Я боюсь равнодушных лиц на уроке. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Для этого есть много разных приемов, и каждый учитель делает это по-своему.
Для меня главной помощницей в этом вопросе является интерактивная доска. Использование интерактивного оборудования, в частности интерактивной доски, создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся.
В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Почему школы не жалеют денег на приобретение столь дорогостоящего оборудования для кабинетов?
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателя:
• позволяет преподавателю объяснять новый материал, меняя слайды, передвигая таблицы, рисунки, не будучи привязанным к компьютеру;
• поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
• позволяет сохранять изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
• вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;
• позволяет экономить время при подготовке к уроку (хотя педагоги. делающие первые шаги в работе с интерактивной доской, утверждают обратное, но это утверждение меняется на противоположное вместе с приобретением опыта работы)
Преимущества для учащихся:
• делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
• учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
• позволяет демонстрировать работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
• дает возможность создавать рисунки на интерактивной доске без использования компьютерной мыши и многое другое.
Примерные задания по математике в начальной школе с использованием интерактивной доски.
• Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру (фигуры выбираются из коллекции которая есть в каждой интерактивной доске, либо добавляются из других источников).
• Разбей фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры дети двигают маркерами, приложенными к доске.
• Собери новую фигуру (Это задание очень нравится малышам, оно развивает творческие способности и воображение.).
• Обведи фигуру (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской)
• Составьте закономерности из фигур.
• Удалите или добавьте лишнюю фигуру
• Докажи, что площадь одной фигуры больше или меньше другой (путем наложения).
• Соединение фигуры с соответствующей формулой площади и периметра (можно соединять разными способами).
Особенно хочу отметить необходимость использования доски в период обучения грамоте, когда дети составляют схемы, слова, слоги. Все это можно делать на интерактивной доске, передвигая буквы и значки. А если уроки проходят в мобильном классе, дети это легко делают на ноутбуках. Следовательно, отпадает необходимость пользоваться такой неудобной разрезной азбукой.
При работе с интерактивной доской не обходится и без трудностей. Это наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы. И, конечно же, использование интерактивной доски должно быть ограничено во времени по санитарным нормам. Еще хотелось бы дать коллегам совет: не используйте интерактивную доску только как доску для письма, поверьте, у нее гораздо больше возможностей, чем вы себе представляете.
Несмотря на все сложности, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества. А самое главное, позволяют сделать учебный процесс более интересным, захватывающим, повысить мотивацию к учебным дисциплинам. Об этом свидетельствуют результаты моей работы.
К результативности данного опыта можно отнести:
• рост положительной учебной мотивации (по результатам диагностики)
• качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
• повышение уровня обученности учащихся.
И в заключении хотелось бы сказать, что начальная школа – это особый мир. Дети приходят сюда с самыми лучшими намерениями и желаниями. И наша с вами задача – не только научить их читать. Писать и считать, самое главное - не потерять этого детского доверия и любви. Поэтому постоянно приходится учиться: осваивать новые технические и методологические пространства, используемые в образовании. И всякий раз понимаю, что я так мало ещё знаю и умею, и это здорово, так как любое незнание порождает желание учиться и овладевать новыми знаниями.