Интерактивное обучение как один из методов обучения современной педагогики.

Автор: Косырькова Ольга Леонидовна

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

st1\:*{behavior:url(#ieooui) }

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Интерактивное обучение как один из методов обучения современной педагогики

 

                                                   Косырькова Ольга Леонидовна,

                                                    учитель русского языка высшей              

                                                  квалификационной категории

                                 МБОУ «СОШ № 1»

 

           В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – "интерактивное обучение". Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности.

           Понятие "интеракция" (от англ. Interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего "Я" в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Таким образом, интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

           Чтобы доказать преимущество активного обучения, воспользуюсь таксономией когнитивных  целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе. Если следовать разработанной Б. Блумом таксономии, то знания – это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) –  высшего порядка.

  Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен так:

1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.

2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения. Б. Блум выделил три типа режима понимания: 1) перевод – воспринимать изложенный материал и переносить в другую форму (другие слова, графики, схемы, конспекты); 2) интерпретация – перестраивание идей в новую конфигурацию; 3) экстраполяция – оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации.

3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны.

4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации.

5. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое.

6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах.

  Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.      Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов:

1. Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных.

2. Целеполагание. Позволяет  дальнейшую деятельность учащихся сделать направленной,  преподаватель учит учащихся формулированию целей урока.

3. Предоставление новой информации. Рекомендую начинать этот этап с работы с возникшими у обучающихся  аасоциациями, ключевыми словами или появившимися вопросами по теме урока.

4. Интерактивные упражнения. Практикую работу в малых группах. Во время работы  необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать учащимся  включаться в общение, оказывать  помощь в решении проблемы.

5. Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта  предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы, высказать свою точку зрения, выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

6. Рефлексия.  Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку?

7. Оценивание.  

8. Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного: написать сочинение – миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент. Считаю, что такие задания в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.

  Правила организации интерактивного обучения на уроках:

1.  В работу должны быть вовлечены  все участники.

2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. В этой связи полезно поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть более 30. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах.

4. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам  было легко пересаживаться для работы в  группах.

5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их.

6. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности.    Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

           Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия материала, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности,  как  устойчивость внимания, воображение, умение его распределять, наблюдательность,  способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места". В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию,  управления своим поведением, познания самого себя. Таким образом, можно говорить об эффективности использования учителем интерактивного метода обучения школьников. 

 

Список литературы.

1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]: – М.: Просвещение, 2003. – 169с.

2. Кажигалиева, Г.А. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе [Текст] / Кажигалиева, Г.А., Васенкова М.В // М.: Педагогика.-  2005. -  №2.- 214с.

3. Горлова, Л.А. Нетрадиционный урок – урок творчества: из опыта работы гимназии № 12 г. Талдыкоргана  [Текст] / Л.А. Горлова //Открытая школа (РК).- 2005. – № 3. – С.18-19.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x