Интерактивные стратегии в системе работы классного руководителя

Автор: Апросинкина Наталья Владимировна

Интерактивные стратегии в системе работы классного руководителя

 

Автор: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики, классный руководитель 9 А класса МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края

 

В современных условиях изменились цели воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность жизнеспособную, самодостаточную, творческую, раскрывающую свои таланты и дарования.

Сочетание слов "классный руководитель" понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. 

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. 

Система образования вынуждена оперативно реагировать на вызовы времени, и возможно это только при условии высокой компетентности педагогических работников.

Сущность воспитательной работы с детьми в условиях современной школы рассматривается как «целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие классного руководителя, педагога, ученика, родителей и специалистов, в которой реализуются задачи развития личности».

В сложившихся условиях актуализируется значимость классного руководителя как высококвалифицированного специалиста, творческой личности, способной к достижениям, умеющей ориентироваться в образовательном пространстве и инновационных процессах.

Современному   классному руководителю школы необходимо активнее применять интерактивные способы работы с семьей, менять подходы к постановке задач, к структурированию содержания уже известных методик, которые   позволяют решить проблемы формирования основных ключевых компетенций в вопросах воспитания, особенно, в области социализации личности.   

Чаще всего работа с семьей в практике классного руководителя сводится к проведению бесед и родительских собраний, где преобладают репродуктивные способы общения, когда родители рассматриваются как объекты воспитательного воздействия учителя, как и их дети. Важным в условиях меняющихся приоритетов в образовательной политике, когда родители являются заказчиками педагогических услуг, научить родителей грамотно оценивать качество воспитательной работы в школе, тем самым создавать предпосылки для социально-общественного управления образовательным процессом в школе.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.

В современном педагогическом процессе на смену «сидячим» мероприятиям приходят интерактивные акции по интересам - мероприятия, способствующие социализации, творческой самопрезентации личности: ролевые игры, социальные проекты, IТ-проекты, научные общества, тренинги, дискуссионные клубы, надпредметные недели, творческие лаборатории, ток-шоу, «сейшны», видеопроекты, «event-мероприятия», сценические представления, семейные клубы, социально-патриотические; экологические акции, конкурсы прикладного и детского литературного творчества и т.д.

Интерактивные методы воспитания нацелены на реализацию приоритетных направлений воздействия на личность:

- познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;

- найди себя как человека — гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение умениями в различных видах деятельности;

- реализуй себя как социально мобильный субъект — товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны — через становление социально активной личной, гражданской позиции.

Интерактивное обучение – «обучение, основанное на взаимодействие». В рамках интерактивных технологий могут быть использованы разнообразные стратегии и методы обучения, достаточно известные и апробированные в педагогической практике: стратегии кооперативного и проблемного обучения, технологии организации учебной дискуссии.

Интерактивные технологии можно считать интегрирующими. В них обобщены наработки многих технологий: они обеспечивают и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в состав интерактивных технологий, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся или ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися.

Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используются проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

При использовании интерактивных форм участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Эффективность современного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В современном обществе институт семьи испытывает существенные трудности: увеличивается число разводов; усиливается расслоение семей по уровню доходов, по социальному статусу; разрушается традиционная структура семьи; происходит разрыв возрастных, интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций; испытывается дефицит мужского влияния в воспитании детей при повышении занятости женщин на производстве, в бизнесе. Имеет место резкое сокращение межличностных внутрисемейных отношений, отсутствие доверия между членами семьи. Оказывается, чрезмерно низким уровень организации и совместного проведения семьей свободного времени. Родители не всегда своевременно получают психолого-педагогическую   поддержку. Изменяются общепринятые нормы поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение родителей к воспитанию. В связи с этим возникает необходимость организации эффективной помощи семье в вопросах воспитания детей, которую способен оказать классный руководитель, используя интерактивные формы работы с родителями и детьми. Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Именно от работы классного руководителя зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родителя являются первыми и основными учителями ребенка. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Дети, родители, учителя - члены одного коллектива.

Сотрудничество классного руководителя и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. С этой целью классные руководители школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной и неформальной обстановке.

Развитие отношений учитель – родитель – ребенок позволяет перейти от формального отношения к проблемам ребенка к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии.  

Кратковременные беседы педагогов с родственниками вне плана, так называемые разговоры на ходу, по мере возникновения проблем, являются педагогически более целесообразными, чем заранее подготовленные выступления и сообщения. 

Интересно зарекомендовали себя беседы-консультации по поводу конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашенных специалистов разных направлений или одних родителей. Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.

 Главными условиями эффективной работы является системность, планомерность педагогической деятельности, моделирование будущего образа воспитанника и его жизнедеятельности, вовлечение учащихся и родителей в процесс коллективного воспитания,  доверительное отношение к ребёнку, снимающее психологический барьер, атмосфера искренности, любви и доброжелательности, способствующая успешности учебно-воспитательного  процесса.

      Школа не стоит на месте, стремится идти в ногу со временем, жить дружным единым коллективом: дети, педагоги, родители, общественность.

 

 

Литература

1.     Борытко, Н.М. Система работы классного руководителя / Н.М. Борытко//Справочник классного руководителя. - 2008. - с. 13-29.

2.     Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л. М. Николаевой. - М.: Педагогика, 1981.

3.     Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями учащихся/ Р.М. Капралова. - М.: Просвещение, 1980.

4.     Ковалев, СВ. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

5.     Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x