Интерактивный метод как средство работы

Автор: Борщ Татьяна Анатольевна

 

 

 

Публикация на тему

 

Интерактивный метод как средство  работы

 

по систематизации словаря у детей

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

 

Борщ Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение и внедрение  в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачу по поиску новых инновационных методов для качественной организации коррекционно-развивающего процесса. 

 

Актуальные изменения в воспитательной политике позволяют использовать в работе с дошкольниками новую дидактическую философию – «Интерактивные методы», которая строится согласно принципам индивидуализации преподавания и развития автономии воспитуемого, поскольку личность, способная себя реализовать, востребована в современном обществе, что отмечено в нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику государства: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Проект Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа» и др.

 

Что же такое интерактивность? Это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем – либо (человеком).

 

Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» - «взаимный, между» и «aktio» - действие. Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка.

 

Интерактивное обучение, ориентируясь на современные дидактические стратегии, позволяет:

 

  • малышу легче понимать и объяснять собственную точку зрения, принимать различные идеи;

  • поддерживать воспитанника в его стремлении аргументировать, задавать и задаваться вопросами, с целью понять осмыслить  определенные идеи;

  • детям кооперироваться  для разрешения задач и выполнения рабочих заданий; облегчает и направляет совместное обучение;

  • воспринимать ребенка  как партнер в процессе обучения, особенно при формировании компетенций и практических навыков;

  • измерять и оценивать компетенций (что умеет делать ребенок и что он знает), акцентируя внимание на качественных элементах (ценности, отношения).

 

Применение интерактивных методов в работе с дошкольниками решает одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между детьми, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку воспитанников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы образовательной деятельности.

 

На данный момент не существует четкой классификации интерактивных методов обучения.

 

О. А. Голубкова, А. Ю. Прилепо классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы:

 

  1. дискуссионные методы

 

  • диалог

  • групповая дискуссия

  • разбор и анализ жизненных ситуаций

 

  1. игровые методы

 

  • дидактические игры

  •  творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры,

  • организационно-деятельностные игры

  • контригры

 

  1. психологическая группа интерактивных методов

 

  • сенситивный и коммуникативный тренинг

  • эмпатия.

    К интерактивным методам можно отнести:

 

  • дискуссию

  • эвристическую беседу

  • «мозговой штурм»

  • ролевые, «деловые» игры

  • тренинги

  • кейс-метод

  • метод проектов

  • групповая работа с иллюстративным материалом

  • обсуждение видеофильмов и т.д.

    В любом случае, как видно из вышесказанного, интерактивные методы необязательно связаны с использованием информационных технологий. Но в современном мире сложно представить обучение без использования компьютерных мультимедийных технологий.

    Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

 

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей

  2. Знакомство дошкольников с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

  3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие - то этапы вызывают затруднения, педагог корректирует действия дошкольников.

  4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) результаты анализируются, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднения, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

    Интерактивные групповые методы классифицируются следующим образом:

 

  • метод преподавания и обучения;
  •  методы закрепления, укрепления и оценивания;
  • творческие методы;
  • методы решения задач;
  • методы исследования.

 

Применение данных методов требует проявление  такта, много времени, богатства идей, творчества, внимательности, дидактической ответственности и, конечно, предполагает наличие в помещении группы необходимого дидактических материалов.

 

Интерактивные групповые методы, которые используются в работе с детьми последовательно и системно, приучают детей разрешать те проблемы, с которыми они сталкиваются, принимать коллективные решения и улаживать конфликты. Любой применяемый метод должен завершаться определенными успехами, которые прививают детям навыки ответственности за следующее рабочее задание. Дети понимают и замечают, что степень их участия различна, однако, поощряемые воспитателем, они смогут развить в себе желание включиться в выполнение групповых заданий. В свою очередь, группа понимает, что не следует отодвигать на второй план партнеров, что нужно проявлять терпение, развивать в себе толерантность.

 

В практической деятельности можно использовать интерактивные формы или в системе, или же выбирать элементы, которые наиболее целесообразны для определенного тематического проекта, возрастной группе детей. Именно интерактивные методы позволяют создавать образовательное пространство, в котором теория и практика усваиваются одновременно, что дает возможность дошкольникам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь, формировать критическое мышление, выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом коррекционно-развивающий процесс организуется так, что воспитанники ищут связь между новыми уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.

 

 

 

Приложения: Речевые дидактические игры:

 

«Секреты здоровья от Карлсона», «Зов джунглей», «Загадки Снежной королевы»,

 

«Летят утки», «Путешествие в Букашкино».

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x