Интернет-ресурсы на уроках английского языка.

Автор: Моргунова Рушания Мударисовна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";

mso-fareast-theme-font:minor-fareast;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Интернет-ресурсы

на уроках английского языка.

 

            В наше время информационных технологий  всё  чаще  поднимается  вопрос  о  применении  новых в средней школе. Это не только  новые  технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый  подход  к  процессу обучения. Основная  цель обучения иностранным языкам -  это  формирование и  развитие  коммуникативной  культуры  школьников,  обучение  практическому овладению иностранным языком.

      Задача учителя состоит в  создании соответствующих  условий  практического овладения языком, подбора  таких  методов  обучения, которые  позволили  бы  каждому  ученику  проявить  свою  активность,   своё творчество, активизировать  познавательную  деятельность учащегося   в   процессе   обучения    иностранным    языкам.    Современные педагогические технологии такие, как обучение  в  сотрудничестве,  проектная методика,  использование  новых  информационных  технологий,    Интернет-ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход  в  обучении, обеспечивают   индивидуализацию   и   дифференциацию   обучения   с   учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

               Формы  работы  с  компьютерными  обучающими  программами   на   уроках
иностранного языка включают:
      - изучение лексики;
      - отработку произношения;
      - обучение диалогической и монологической речи;
      - обучение письму;
      - отработку грамматических явлений.
      Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет  создаёт  условия  для  получения  любой  необходимой  учащимся   и учителям  информации,   находящейся   в   любой   точке    земного    шара: страноведческий материал, новости из  жизни  молодёжи,  статьи  из  газет  и журналов, необходимую литературу и т.д.

            Назрела необходимость  привести  методику  преподавания английского  языка  в  школе  в   соответствие   с   развитием   современных информационных технологий. На уроках английского языка с  помощью  Интернета можно решать целый ряд дидактических  задач:  формировать  навыки  и  умения чтения,  используя  материалы  глобальной  сети;   совершенствовать   умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся;  формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

               Учащиеся  могут  принимать  участие  в  тестировании,  в   викторинах, конкурсах,  олимпиадах,  проводимых  по  сети  Интернет,  переписываться  со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и  т.д. Учащиеся могут получать информацию  по  проблеме,  над  которой  работают  в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа  российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
               Одним из наиболее революционных достижений за  последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире,  стало создание всемирной компьютерной  сети,  получившей  название  Интернет,  что буквально  означает  “международная   сеть”   (англ.   international   net).
               Основная  цель  изучения  иностранного  языка  в   средней   школе -формирование    коммуникативной    компетенции,    все    остальные     цели (образовательная,  воспитательная,  развивающая)  реализуются   в   процессе осуществления  этой  главной  цели.  Коммуникативный  подход   подразумевает обучение   общению   и    формирование    способности    к    межкультурному взаимодействию,  что  является  основой  функционирования   Интернета. Вне общения Интернет не имеет  смысла  -  это  международное  многонациональное, кросс-культурное общество, чья  жизнедеятельность  основана  на  электронном общении миллионов  людей  во  всем  мире,  говорящих  одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который  когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы  создаем  модель реального общения.
          Общаясь в истинной языковой  среде,  обеспеченной  интернет,  учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение  широкого круга значимых, реалистичных, интересующих  и  достижимых  задач,  школьники обучаются  спонтанно  и  адекватно  на  них  реагировать,  что   стимулирует создание оригинальных высказываний, а  не  шаблонную  манипуляцию  языковыми формулами.
           Первостепенное значение придается  пониманию,  передаче  содержания  и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и  словаря  иностранного языка,  которые  служат  этой  цели.  Таким   образом,   внимание   учащихся концентрируется на использовании форм,  нежели  на  них  самих,  и  обучение грамматике осуществляется косвенным  образом,  в  непосредственном  общении, исключая чистое изучение грамматических правил.
           Компьютер  лоялен  к   разнообразию   ученических   ответов:   он   не сопровождает работу учащихся хвалебными  или  порицательными  комментариями, что  развивает  их  самостоятельность  и  создает  благоприятную  социально- психологическую атмосферу на уроке, придавая   уверенность  в  себе,  что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
           Развитие образования в наши дни органично связано с повышением  уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во  многом  определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее  всего  общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном  пространстве необходимо   овладение   учащимися   информационной   культурой,   а   также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации  все больше и больше отдается Интернету.
            Как информационная система, Интернет  предлагает  своим  пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор  услуг  может  включать  в себя:
      - электронную почту (e-mail);
      - телеконференции (usenet);
      - видеоконференции;
      - возможность публикации собственной информации, создание собственной
        домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
      - доступ к информационным ресурсам:
      -  справочные  каталоги  (Yahoo!,   InfoSeek/UltraSmart,   LookSmart,
        Galaxy);
      - поисковые системы  (Alta  Vista,  HotBob,  Open  Text,  WebCrawler,
        Excite);
      - разговор в сети (Chat).
      Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.
         Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно  без практики общения, и использование ресурсов Интернет  на  уроке  иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет  позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя  ее  пользователям возможность аутентичного общения с  реальными  собеседниками  на  актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том,  что  Интернет  -  лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения  оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его  использование  в  процесс урока.
               Интернет - превосходное средство для получения информации о  последних событиях  в  мире.  Таким  образом,  можно  с  помощью  Интернет  превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников  -  в  первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для  старших  классов,  так  как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.
               В  плане  овладения  межкультурной  компетенцией   онлайновая   газета является незаменимым помощником. Она  позволит  учащимся  окунуться  в  гущу мировых  событий,  происходящих  практически  в  текущий   момент,   увидеть происходящее с различных точек зрения. Особенно ценными для классной  работы является ссылка - send us feedback,  осуществляющая  интеракцию  читателя  с издательством. Высказать  свое  мнение  относительно  прочитанного  и  лично побеседовать  с  автором  определенной  статьи   можно   благодаря   разделу “сегодняшние журналисты”  (“Today’s  Columnists”),  где  выбор  определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда  может  появляться  экстра- связь с главным действующим лицом статьи.
               Можно предложить ученикам работать по двое или  по  трое,  исследовать статьи,  охватывающие  все  стороны  жизни:   передовицы,   спорт,   погоду, культуру... Преимущество такой работы  заключается  в  полной  вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий:  сильные  ученики  могут заняться исследованием более трудных статей, в то  время  как  более  слабым можно  поручить  отчет  о  погодных  условиях  или  что-нибудь  из   области  культуры.
            В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого  надо  предложить  учащимся  составить  словарные статьи, опираясь на  прочитанную  информацию.  Возможно  приобретение  новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях.
           Результатом  такой  работы  может  стать  создание  своей   странички, посвященной одному  конкретному  событию,  где  необходимо  попытаться  дать нейтральное видение проблемы, основываясь на  анализе  информации  различных новостных агентств. Здесь же необходимо указать  гиперссылки  на  источники. Для развития межкультурной компетенции исследование статей  на  определенную тему лишь одного из новостных агентств на протяжении длительного  промежутка времени  имеет  также  свои  преимущества:  досконально   изучив   проблему, учащиеся будут в состоянии не только  определить  позицию  данной  страны  к изучаемой проблеме, но и  выявить  основания  для  такой  точки  зрения,  и, соответственно, смогут прогнозировать развитие  событий.  После  проделанной работы необходима дискуссия или телеконференция, где работа каждого  ученика или  группы  будет  являться  отдельным  сектором  общей   проблемы.   Т.о., поделившись результатами своей работы и сложив их в единое  целое,  учащиеся получат многогранную картину события, которая  позволит  им  понять  причины происходящего и, вполне вероятно, нацелит их на поиск  оптимального  решения -  ведь  понимание,  установление   причинно-следственных   связей   -   это единственно правильная основа для выхода из конфликта.
      Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся  получают доступ информации из первых рук, а не к недельной или того более  давности печатным изданиям,  и  оказываются  вовлеченными  в  гущу  мировых  событий, самолично оказывая на него влияние.
               Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты,   которая   для   овладения    межкультурной    компетенцией    может использоваться следующим образом:
      1. Установление дружеской переписки.
      Международный обмен письмами можно осуществлять в любом  классе  и  на любом  уровне  владения  языком.  Помимо   целенаправленного   использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и  изучая  таким  образом культуру, электронная переписка  имеет  свои  преимущества  по  сравнению  с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
      2. Создание совместных учебных проектов.
      Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами  с  разных  концов земного шара, а  совместно  работают  над  каким-либо  проектом:  выбирается тема, разрабатываются методы исследования,  создается  свой  стенд,  куда  и помещаются  полученные  результаты.  Тему  проекта  можно  выбрать  из   уже предложенных  кем-то  на  лист-сервере  или  поместить  туда  свою  и  ждать ответных    контактов.     Страничка     Email     Project     Home     Page    предлагает    к исследованию  следующие  проблемы:  наркотики,  стресс,   питание,   власть, влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на  товары в разных регионах, народная медицина и многие другие.
               Конечной  целью  обучения   иностранным   языкам   является   научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно  реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат  обучения способствовали появлению новых технологий и отказу  от  устаревших.  Сегодня
новые  методики  с  использованием   Интернет-ресурсов   противопоставляются традиционному   обучению   иностранным    языкам.    Понятие    традиционный ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и  выполнением  языковых упражнений, то есть “с разговорами О языке вместо общения НА языке”.  Многие учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры  = язык», и это лежит в основе  процесса  обучения.  Но  ведь  язык  -  это  не математика (хоть и  языковые  структуры  есть  не  что  иное,  как  формулы, необходимые  для  запоминания)  и  не  просто  интеллектуальная  субстанция. Интеллект  не  вступит  в  действие  без  определенной  мотивации  и   редко функционирует без элемента эмоций,  а  именно  этих  составляющих  часто  не хватает в методическом  материале.  Чтобы  научить  общению  на  иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации  (т.е.  то,  что называется принципом аутентичности  общения),  которые  будут  стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку  пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.
              Как известно, все, чему обучается человек, он стремится использовать в предстоящей  деятельности.  Известно  также,   что   использование   знаний, навыков, умений основано на переносе, а  перенос  зависит  прежде  всего  от того, насколько адекватны условия  обучения  тем  условиям,  в  которых  эти знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно,  готовить учащегося  к  участию  в  процессе  иноязычного  общения  нужно  в  условиях иноязычного  общения,  созданных  в  классе.  Это  и   определяет   сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что  процесс  обучения является моделью процесса общения.
               Использование Интернета в коммуникативном  подходе  как  нельзя  лучше мотивировано: его цель состоит  в  том,  чтобы  заинтересовать  обучаемых  в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний  и опыта.  Обучаемые  должны  быть  готовы  использовать  язык   для   реальной коммуникации вне занятий, например, во  время  посещений  страны  изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при  переписке,  при  обмене аудио-  и  видеокассетами,  результатами  заданий  и  т.п.  со  школами  или друзьями в стране изучаемого языка. При  этом  термин  коммуникативность  не должен пониматься узко, чисто прагматически.   «Коммуникативность – по Бим -  это  приобщение личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и  через чтение». Этот подход, реализуемый в Интернете,  привлекает  обучаемых  путем сосредоточения на интересующих их  темах  и  предоставления  им  возможности выбора текстов и  задач  для  достижения  целей  программы.  Коммуникативная способность обучаемых развивается  через  Интернет  путем  вовлечения  их  в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих  смысл  и  достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и  повышает  их уверенность в себе.
               Использование Интернета в коммуникативном  подходе  как  нельзя  лучше мотивировано: его цель состоит  в  том,  чтобы  заинтересовать  обучаемых  в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний  и опыта.  Обучаемые  должны  быть  готовы  использовать  язык   для   реальной коммуникации вне занятий, например, во  время  посещений  страны  изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при  переписке,  при  обмене аудио-  и  видеокассетами,  результатами  заданий  и  т.п.  со  школами  или друзьями в стране изучаемого языка. При  этом  термин  коммуникативность  не должна пониматься узко, чисто прагматически.
                 Интернет  может  использоваться  в  качестве  эффективного приложения  для  развития  грамматических,  лексических  навыков  и  умений, проверки  знаний.  Сюда  входят  всевозможные   тренировочные   лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на  чтение,  грамматику,  IQ- тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты.
                 Большим плюсом использования  ресурсов   Интернета  является  развитие межкультурной  компетенции,  т.е.,  знакомству  с   различными   культурами, определению путей их взаимодействия  и  взаимопроникновения  друг  в  друга, формированию   культурных   универсалий,    необходимых    для    достижения взаимопонимания  и   плодотворного   сотрудничества   при   непосредственном общении.
               Таким образом, используя информационные ресурсы сети  Интернет,  можно, интегрируя  их  в  учебный  процесс,  более  эффективно  решать  целый   ряд дидактических задач на уроке английского языка.
 
Литература:
 
1. Афанасьева, Н. А. Информационно-коммуникационные технологии при обучении иностранному языку / Н. А. Афанасьева // Педагогические технологии. - 2009. - N 2. 

2. Кариер, М. Аудирование в web-среде. Интернет-ресурсы и программы в помощь учителю иностранного языка / М. Кариер ; пер. с англ. О. Корчажкиной // ИКТ в образовании. - 2009.

3. Кочергина, И. Г. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку / И. Г. Кочергина // Иностранные языки в школе. - 2009. - N 3.

4. Мацько, Г. Р. Урок английского языка и информационная культура / Г. Р. Мацько // Английский язык в школе. - 2009. - N 2.                         

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x