Статья Использование активных методов обучения на уроках математики. Автор: Лежнева Марина Сергеевна

Автор: Лежнева Марина Сергеевна
    Содержание               

                    1.        Идея педагогического опыта                                                            

2.                Условия формирования педагогического опыта                            

3.                Теоретическая база                                                                            

4.                Актуальность и перспективность                                                       

5.                Новизна                                                                                               

6.                Технология педагогического опыта                                                    

7.                Адресность педагогического опыта                                                   

8.                Условия использования активных методов обучения                       

9.                 Иллюстрация активных методов обучения                                  

10.            Результативность опыта                                                               

11.            Заключение                                                                                    

                         Приложения                                                                                  

 


Автор: Лежнева Марина Сергеевна

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр №1» г. Челябинск

454136, г. Челябинск, ул.Молодогвардейцев, 56-б, Тел/факс 8 (351) 742-29-83

e-mail: maouoc1@mail.ru 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

по теме  «Использование активных методов обучения

на уроках математики»

 

 

 

 

 

Лежнева Марина Сергеевна,

учитель математики и информатики

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

Челябинск, 2019 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Идея

педагогического

опыта

3-4

Условия формирования

педагогического

опыта

4-5

Теоретическая база

5-6

Акту

альность и перспективность 6

Новизна 6-7

Технология педагогического опыта 7

Адресность педагогического опыта 8

Условия использования активных методов обучения 8

Иллюстрация активных методов обучения 8-2

2

Результативность опыта 2

3

-26

Заключение 2

5

Приложения 2

6

-

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование активных методов обучения на уроках математики

 

Только те знания прочны и ценны,

которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием,

которое вы сделали сами.

 

Корней Чуковский

1. Идея опыта

Ведущей идей моего опыта является отказ от авторитарного характера обучения в пользу поисково – творческого с использованием активных методов обучения.

Эффективность обучения школьников математике во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

активность обучения;

самостоятельная выработка

решений обучаемым

и

;

высокая степень

вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

преимущественная направленность на развитие или приобретение

 

математических умений и навыков;

постоянная обратная связь с обучающимися, а также контроль

над самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр, облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активной познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету), предварительный выбор обучения в зависимости от целей.

 

2. Условия формирования опыта

Задача развития навыков мышления - одна из главных задач в школе. Математика — область знаний, осваивая которую, ученик учится думать. Большинству выпускников школ она никогда не понадобится в чистом виде, но практика мышления, которую ученики приобрели, изучая математику, является прочным фундаментом любой сферы деятельности. Не зря еще древние греки видели в геометрии необходимую пропедевтику для философии, об этом свидетельствует известная надпись на дверях Академии Платона, запрещавшая переступать порог всякому, кто чужд геометрии.

Главная цель моей деятельности — создание условий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся, формирование у них умений самостоятельно учиться, планировать, организовывать, корректировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность, проявлять жизненную активность.

Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки математики помогали:

воспитывать гражданина, способного к активной жизненной позиции

, толерантного по отношению ко всем участникам образовательного процесса

;

осознавать необходимость математических знаний для становления личности

;

развивать

творческие способности учащихся:

сформировать навыки самостоятельной деятельности и объективного оценивания каждым учащимся своих знаний и умений

.

Изучая методическую литературу, слушая консультации специалистов и принимая активное участие в работе методических объединений, я определила идею формирования собственного педагогического опыта.

Условия формирования опыта:

работа с методической литературой, каталогами;

участие в работе методических объединений педагогов,  семинаров, конференций, тренингов;

получение консультаций специалистов на курсах повышения квалификации,

изучение передового педагогического опыта коллег;

изучение новаторских идей педагогов-практиков.

3. Теоретическая база опыта основана на исследовании методик, посвященных изучению и внедрению активных методов обучения на практике.

Теоретической базой для опыта стали публикации:

Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2004

Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003

Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.

Шлаков С.А. Игры учащихся. – М., 2004.

Яковлев И.М. Методика и техника урока. –

М., 2005

 

4. Актуальность и перспективность опыта

Работая в современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:

между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;

между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.

Учитывая все выше сказанное, перед учителем поставлены следующие цели и задачи:

Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «

Использование активных методов обучения при изучении математики

».

Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.

Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.

Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.

Применять способы мотивирования учащихся к предмету.

Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.

5. Новизна опыта

Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.

Также новизна моего опыта выражается в применение активных методов обучения на разных этапах урока математики. Разработана система уроков по темам с использованием данной технологии, которая размещена на сайте учителя математики и информатики.

 

 

 

6. Технология опыта

Технологическая схема цикла активных методов обучения делится на 6 этапов.

I этап — постановка педагогической проблемной ситуации, при которой у ребёнка возникают вопросы, реакция на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью различных вербальных и технических средств.

II этап — перевод педагогически организованной проблемной ситуации в логическую: состояние вопроса — начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным процессом состоит в том, что возникновение психологической проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому учителю нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы.

Ш этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречий. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IVэтап — «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.

V этап — реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап — отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.

 

 

7. Адресная направленность:

1.Активные методы обучения как образовательная технология является одним из интенсивных методов обучения. Оно может быть использовано в сочетании с обучением, распределенным по времени.

2. Технология активных методов обучения имеет различные разновидности, которые целесообразно применять для различных возрастов, а соответственно и для различных образовательных программ.

3. Данная технология применима как к общеобразовательным программам, так и программам профильного обучения.

8. Условия использования технологии активных методов обучения:

Использование активных методов обучения имеет ряд условий:

Применять данную технологию может лишь педагог, обладающий способностями системного видения материала и свободного владения разными формами учебной работы;

Применять технологию нужно постоянно, а не от случая к случаю.

9. Иллюстрация активных методов обучения

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению

индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

В своей педагогической деятельности я использую следующие формы и методы активного обучения.

1. Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.

Способы создания проблемных ситуаций на уроках математики.

Первый способ: Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

Пример 1. На уроке геометрии по теме «Длина ломаной» ученикам предложена практическая работа в двух вариантах: начертить ломаную (В-I из двух звеньев, В-II из трех звеньев) путем измерения сравнить длину ломаной с расстоянием между ее концами. Результаты у всех, естественно разные. Учитель выписывает их в две колонки на доске.

Длина ломаной                                        Расстояние между концами

15 см.                                                                       13 см.

08 см.                                                                       6,5 см.

11,3 см.                                                                    10 см.

Ученикам предлагается внимательно рассмотреть числа и сделать предположение и зависимости между длиной ломаной и расстоянием между ее концами. После высказывания предположений ищут пути решения проблемы и переходят к доказательству в общем виде.

Пример 2. 11 класс, алгебра, тема «Логарифмирование». До сообщения темы дается самостоятельная работа практического характера. С помощью графика функции y=lg x найти значения lg 1,5; lg 4 и lg 6. Сравнить значение выражений lg 1,5 + lg 4 и lg (1,5*4). После проверки результатов (на доске заранее выписаны выражения из различных вариантов), учащиеся выдвигают гипотезу lg a+lg b= lg (ab), a>0, b>0.

        Второй способ: побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

Пример 1. 7 класс, геометрия, тема: «Сумма внутренних углов треугольника». Перед изучением теоремы ученикам предлагается построить треугольник по трем заданным углам. Учащиеся знают, что это возможно и умеют выполнять такие задания. В предлагаемом задании: <Object: word/embeddings/oleObject1.bin>. Как бы точно ученик не откладывал требуемые величины заданных углов, он не может построить треугольник. Перед ним возникает проблема: «Почему в предлагаемых заданных нельзя построить треугольник, несмотря на то, что известны величины трех углов?» У ученика возникает потребность в познании изучаемого закона. В результате поставленного задания усваивание учеником знания предстает перед ним, как требуемое неизвестное знание. Теперь изучение указанной теоремы индуктивным или дедуктивным путем будет составлять для ученика открытие нового.

        Пример 2. 11 класс, алгебра и начала анализа, тема «Иррациональные уравнения». Дается задание: проверьте, может ли число 5 быть корнем иррационального уравнения <Object: word/embeddings/oleObject2.bin>? (нет, при х=5 уравнение не имеет смысла). А если бы нам нужно было решить это уравнение, то какой способ решения вы смогли бы предложить? (возведение обеих частей в квадрат).

х-6 = 4-х <=> 2х = 10 <=> х = 5.

        Итак, единственный способ решения приводит к корню, который является посторонним. Возникает внешнее несоответствие между фактами, что приводит к проблемной ситуации.

        Пример 3. Тема «Перпендикулярность плоскостей». Учитель начинает урок не с объявления его темы, а с беседы о реальной ситуации, в которой невозможно верно решить вопрос без привлечения математики. Учитель напоминает о кладке стен, которую школьники наблюдали не раз. Вертикальность стен является правилом строителей. Правда, имеется несколько зданий, построенных с нарушением этого условия (наклонные башни в Ницце, шаровой дом в Дрездене), но известно что, с какими трудностями было связано их возведение и какие меры приходится принимать, чтобы эти сооружения не рухнули. Как же осуществляют строители контроль за вертикальностью стен? Выясняется, что для этого используют отвес. Естественно возникает вопрос: правильно ли поступают строители, является ли такая проверка достаточной? Проблема сформулирована, но пока класс ответить на поставленный вопрос не может. Несколько позже, рассмотрев одно из свойств перпендикулярных плоскостей, учащиеся смогут это сделать и только теперь объявляется тема урока. После доказательства теорем о перпендикулярных плоскостях учащиеся возвращаются к выдвинутой проблеме.

        Третий способ: побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Пример 1. 10 класс, тема «Возрастание и убывание функций». До объявления темы урока предложить учащимся решение двух уравнений:

Х3 = 27                                                                     х2 = 9

Х3 =33                                                                       х2 = 32

х = 3                                                                        х = 3

Уравнения решены одним и тем же способом и относятся к одному классу. Верно ли решены уравнении? (Второе уравнение решено неверно, кроме корня 3 имеет еще корень х = -3). У учащихся возникает вопрос почему? Решая эти уравнения мы выяснили при каких значениях аргумента х функция х3 принимает значение 27, а функция х2 – значение 9? Результаты получились различные. В чем же дело? Очевидно дело в функциях х3 и х2. Вероятно, что между функциями х3 и х2, которые относятся к одному классу функций существует весьма существенное различие? Для его отыскания ученикам предлагается начертить схематически графики функций и выяснить сколько раз функция х3 может принимать значение равное 27, а х2 – значение 9? После этого ученики легко видят, что каждое свое значение х3  принимает только один раз, что нельзя сказать о функции х2. Вспоминают как называются такие функции. Затем сообщается тема урока и идет работа над определениями возрастающей и убывающей функций.

Пример 2. Геометрия, 10 класс, тема «Перпендикулярность плоскостей» «Два перпендикуляра к плоскости». До сообщения темы урока учащиеся повторяют признаки параллельности прямых на плоскости, делают схематические рисунки. Затем с помощью моделей убеждаются, что второй признак параллельности прямых на плоскости в пространстве оказывается ложным высказыванием, то есть зависимости между параллельностью и перпендикулярностью прямых, которая существует на плоскости, в пространстве не существует. Тогда возникает вопрос: «Какова же зависимость между параллельностью и перпендикулярностью в пространстве?» С помощью моделей учащиеся выдвигают соответствующие гипотезы.

Пример 3. 10 класс, тема: «Взаимное расположение двух плоскостей. Признак параллельности плоскостей». После рассмотрения взаимного расположения двух плоскостей и введение учащимся определения параллельных плоскостей по аналогии с определением параллельных прямых им предлагается выполнить упражнение: «Верно ли утверждение, что плоскости параллельны, если а) прямая лежащая в одной плоскости, параллельна прямой другой плоскости? б) две прямые, лежащие в одной плоскости, соответственно параллельно двум прямым другой плоскости?» Возникает вопрос, при каком же условии две плоскости параллельны? Учащиеся сами формулируют проблему, и после сопоставления фактов выдвигают гипотезу об условии параллельности плоскостей.

2. Анализ конкретных ситуаций (case-study)один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.

Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.

Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.

Пример. Фрагмент урока по теме «Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» с использованием технологии кейс-стадии.

Работа производится с кейсами (Кейс 1, Кейс 2, Кейс 3, Кейс 4).

Работа с кейсами производится в группах по плану:

I. Ознакомьтесь с материалами Кейса.

II. Изучите ситуацию, обсудите её, встречаются ли такие ситуации в жизни.

Ш. Ответьте на вопросы после кейса. Для выполнения задания можно использовать любою информацию из кейса.

Групповая работа

1 группа. 

Кейс: В соревнованиях двух малярных бригад, первой была объявлена благодарность за выполнение в срок работы по оклейке стен обоями в помещении с окном и дверью. Вторая бригада с вынесенной благодарностью была не согласна. Они считали, что в этом соревновании победа присуждена не заслуженно, потому что первая хоть и выполнила в срок работу, но имеет большое количество отходов после работы.

Вопросы к кейсу: 

- Почему так важен правильный расчет площади оклеиваемой поверхности?

- Справедливо ли вынесено решение о победе первой бригады?

2 группа

Кейс: В городе сорвалось открытие приюта для бездомных животных. Директор приюта обвинил в безответственности строительную бригаду, потому что они не выполнили в срок условия договора, в котором было указано, что к определенному сроку должно быть выкрашено полностью помещение для животных прямоугольной формы. По мнению бригады строителей, виноваты сметчики, которые неверно рассчитали расход краски для окрашивания помещения, и ее не хватило, чтобы завершить работу.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав: директор приюта или строительная бригада?

- Чем и кому грозит не выполнение в срок договорных обязательств?

3 группа.

Кейс. При организации Новогодних праздников требовалось протянуть гирлянду по каркасу куба (по всем ребрам). При выполнении работ остался кусок гирлянды. Организатор праздника обвинил рабочих в расточительстве, а рабочие в свою очередь обвинили организаторов праздника, которые не просчитали длину необходимой гирлянды и купили лишнюю.

Вопросы к кейсу: 

- Справедливое замечание получили рабочие?

- Могли ли последствия быть более серьёзными?

4 группа

Кейс: Свои выходные Сергей Петров, стажер строительной фирмы, решил подработать у родственника – положить плитку в ванной комнате. Рано утром Сергей был на рабочем месте. Молодой человек сразу приступил к работе. Выкладывая рядами плитку, он начал понимать, что ее не достаточно для завершения работы в полном объеме. Сергей решил уложить всю имеющуюся плитку и лишь потом сообщить хозяину квартиры. Когда вся имеющаяся плитка была уложена, не доставало плитки еще на два ряда. С этой проблемой Сергей и пошел отчитываться о проделанной работе. Хозяин квартиры не только не похвалил его за срочность выполненной работы, но и обвинил в некомпетентности.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли некомпетентен Сергей?

- Какую важную ошибку допустил молодой человек? Что могло случиться?

Представление принятого решения.

3. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии старшеклассники учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать. Так, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры. Данные активные методы обучения я применяю при разборе задания практического содержания при подготовке к ГИА (реальная математика) и ЕГЭ (В1 – В4).

«Круглый стол»это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от учеников они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди детей, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между педагогами и учениками.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

 

Приложение № 1

4. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

творческое усвоение школьниками учебного материала;

связь теоретических знаний с практикой;

активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Пример. Урок алгебры в 9 классе: «Различные способы решения систем алгебраических уравнений»

Класс разбивается на  четное количество групп по 8-9 человек.

На экране появляется система уравнений: <Object: word/embeddings/oleObject3.bin>      

Первая группа – «генераторы идей». Они должны в течение двух минут предложить как можно больше вариантов - способов решения системы уравнений. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один ученик, который, не участвуя в обсуждении, только фиксирует все возникающие способы решения системы.

Вторая группа – «аналитики». Они получают от первой группы списки способов решения системы уравнений и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждый способ, выбирая наиболее разумный. Выбранные предложения  затем объявляются, назначенный ученик из группы аналитиков решает данную систему избранным способом, решение оформляется этим учеником на доске, все остальные ученики решают в тетрадях. Если способы решения однозначны с точки зрения разумности, то решаются несколькими аналитиками всеми способами.

На экране появляется система уравнений: <Object: word/embeddings/oleObject4.bin>

Группы меняются своими функциями, то есть аналитики становятся генераторами идей  и наоборот.

Во время проведения мозговой атаки учитель выступает в роли заказчика (предлагает систему за системой) и дирижера. Он кратко излагает задачи урока и правила проведения мозговой атаки. При этом строжайше запрещается критика любых мнений и предложений.

5. Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

К деловым играм нельзя относить все появляющиеся новые приемы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делается как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен, урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и вообще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особенностям и условиям организации, которые определяют технологию активного обучения. В викторине, соревновании ученик может принимать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его, приведут к потере игрового момента и положительной настроенности на деятельность. В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса. В практической деятельности я использую метод деловой игры при изучении следующих тем: «Теория вероятности и математическая статистика» (9 класс).

С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний.

Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста.

Пример 1. Деловая игра «Строитель» Тема: «Площади многоугольников» (IX класс). Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75Х8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунке.

Пример 2. Деловая игра «Конструктор». Тема: «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике; Геометрические места точек» (8 класс). Учитель рассказывает, что детали роботомеханизма имеют форму геометрических фигур. В процессе выполнения роботом отдельных операций его детали перемещаются в пространстве и некоторых плоскостях. При создании роботов важно знать, какие траектории будут описывать определенные точки некоторых деталей при заданном движении других точек.

6. Уроки творчества - это уроки составления и решения задач. Ценность составления задач учащимися состоит в том, что: присутствует элемент исследования решения, устанавливается связь между всеми видами задач, легко обозрима система задач по теме, присутствует элемент творчества. Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делаю не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении. Самостоятельно придуманная сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.

Применяю сказки по математике на различных этапах учебного процесса.

Целеполагание. Сказки математического содержания или отрывки из них, прочитанные в начале урока, способствуют повышению внимания учащихся, их мотивации, которая приводит к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы (Приложение 2, пример сказки «Сказка о геометриоландии, разделившейся на две части»).

Изучение нового материала. Сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала. Нестандартная форма изложения научных понятий позволяет увидеть рассматриваемые объекты с "непривычной" стороны, что способствует более глубокому и прочному запоминанию материала (Приложение 3, пример сказки «Сказка о герое с планеты «Фиалка», используемой при изучении темы «Единицы измерения площадей»)

Закрепление материала. Задания типа "продолжи сказку", "проанализируй сказку", "найди в сказке ошибки" закрепляют и углубляют программные знания, открывают для учащихся изученное с новой, непривычной стороны, что способствует развитию их творческих способностей (Приложение 4, пример сказки «Сказка о равнобедренном треугольнике»).

Контроль за усвоением материала. Сочинение собственных сказок по изученной теме с необычным целеполаганием: для учащихся других классов в параллели, для публикации в школьной прессе и т.д.

Итоговое повторение. Сочинение собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть в сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между математическими героями (объектами).

 

Создание сказок при обучении математике является одним из самых оригинальных и эффективных средств всестороннего творческого развития школьников.

 

10. Результативность:

1. Позитивная динамика успеваемости и качества знаний за время применения технологии:

В течение 5-ти лет нет неуспевающих учащихся.

Качество знаний учащихся по предмету (качественная успеваемость, результаты ГИА в новой форме, результаты ЕГЭ-2013):

2017-2018 учебный год - результаты экзамена в новой форме по алгебре выпускников основной школы - качественная успеваемость - 65 %, абсолютная успеваемость — 100%, средний балл — 4,01, средний тестовый балл – 17,63 ( Качественная успеваемость по итогам 2017-2018 учебного года по алгебре составила 30,8 %, абсолютная успеваемость — 100 %; по геометрии качественная успеваемость – 44,6 %, абсолютная успеваемость — 100 %; по информатики – качественная успеваемость – 64,6 %, абсолютная успеваемость — 100 %; качество знаний в 2017 – 2018 учебном году – 40% (алгебра), 52,5 % (геометрия), информатика – 78 %; абсолютная успеваемость 100 % (алгебра, геометрия и информатика); качество знаний в 2017 – 2018 учебном году – 45% , информатика – 82,5 %; абсолютная успеваемость 100 % (алгебра, геометрия и информатика).

В диаграммах представлены изменения качества знаний учащихся по предметам образовательной области «Математика» за три года. Сравнительный анализ показал, что эффективное использование активных методов обучения влияет на повышение качества знаний (Диаграммы 1, 2, 3).

Результаты выпускников средней школы выше аналогичных результатов по Калининскому району города Челябинска, городских показателей, и результатов по Челябинской области.

2. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня:

2015 г. - 4 победителя школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике среди учащихся 6-9 классов. Я активно привлекаю учащихся к участию в Интернет – проектах. В 2017 году 25 обучающихся 7, 10, 11 классов, в 2016 году 48 учащихся 5, 8, 10, 11 классов приняли участие в международном математическом конкурсе - игре «Кенгуру. Математика для всех». По результатам математического конкурса – игры «Кенгуру – 2016» - 1 победитель муниципального уровня среди учащихся 5-х классов. В 2014-2016 учебном году 4 учащихся стали победителями заочного тура Южно-Уральской олимпиады школьников по математике среди учащихся 7-х классов, а также 3 победителя заочного этапа среди учащихся 11 класса.

3. Опыт работы по теме «Активные методы обучения на уроках математики» обобщен в образовательном учреждении.

 

4. Публикация в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Управление введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов как основа непрерывного общего образования». Выступление на заседании методического объединения учителей математики в рамках районной педагогической конференции «Современные подходы к оценке качества образования на разных уровнях управления» по теме «Повышение качества знаний обучающихся на уроках математики через активные методы обучения».

5. Участие во Всероссийском Интернет - конкурсе педагогического творчества в 2013год. Разработки уроков и внеклассных мероприятий по предмету также размещены на Интернет – портале «ПРОшколу.ru», электронных образовательных ресурсах «Открытый класс», сайте «Айти-технологий», сайте ЭОР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Заключение

Технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.

Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент перед правительством и учителями.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

 

 

 

Приложение 1

Урок математики в 5 классе по теме «Натуральные числа. Обыкновенные дроби». Обобщение изученного материала.

Ход урока

I. Организация и начало урока:

Команды занимают свои места в зависимости от цвета заготовленных “ладошек”. На столах приготовлен раздаточный материал, на доске плакаты с рисунками, высказывания. За отдельным столом располагаются ученики-специалисты: гомеопаты, диетологи, инструкторы по спорту

II. Постановка целей и задач урока:

Учитель сообщает, что на уроке отрабатываются практические навыки действий с натуральными числами и обыкновенными дробями. Через содержание задач проводится пропаганда ЗОЖ, методов оздоровления организма.

III. Обобщение, повторение, систематизация материала

Вступительное слово учителя:

Учитель: Что дороже денег?

Конечно, здоровье. Недаром народная мудрость гласит “Здоровье потеряешь – все потеряешь”. Почему же мы болеем и теряем свое здоровье? Это и плохой воздух, отравленный выхлопными газами автомобилей и ядовитыми выбросами промышленных предприятий (на экране через мультимедийный проектор высвечиваются слайды с окружающими школу автомобильными стоянками и промышленными предприятиями).

Поэтому сразу возникают вопросы: как уберечь себя от болезней, которые могут возникнуть вследствие загрязнённой атмосферы, как сохранить здоровье на долгие годы? Конечно, это здоровый образ жизни, профилактика заболеваний и знание некоторых способов “лечения без лекарств”.

Самым щедрым и полезным другом для человека является лес (появляются слайды с репродукциями леса).

Ребята, как вы думаете, дикие животные болеют? Конечно, болеют и в роли Доброго Айболита играют деревья, цветы, лекарственные травы, которые животные употребляют в пищу.

Давайте мысленно представим, что мы с вами в лесу, на полянке (на экране появляется слайд с изображением поляны). Слово предоставляется экскурсоводу.

Экскурсовод: Нас окружают множество цветов и деревьев, которые имеет свои тайны.

1 тайна. В Средневековье это дерево породило множество легенд. В немецкой мифологии его связывали с именем бога грозы Донара. Считалось, что это дерево защищает людей от злых чудовищ. До сих пор сохранился обычай прибивать его ветки к дверям домов для оберега от злых духов. В медицинской практике сушёные плоды этого дерева применяют в качестве профилактического средства при авитаминозах. (Рябина)

2 тайна. В старину корой этого дерева “заговаривали” зубы и лихорадку. Вырежут из коры треугольник, чтобы отдать дань Богу Отцу, Богу Сыну, святому Духу, и труд дёсны, читая молитву. А потом треугольник прикладывают на место, откуда вырезали. И боль утихает. Видовое название происходит от слова tremere – “дрожать” - по способности листьев дрожать даже от лёгкого ветерка. В народной медицине применяется при неврологии, в качестве противоревматического средства. (Осина)

Какие деревья носят эти тайны?

Учитель: ответить на эти вопросы поможет приготовленное домашнее задание

На доске вывешена таблица

А – 6904

Н - 348

Б – 1521

О - 195228

Г – 84

Р - 6902

Е – 15210

С - 195576

И – 8149

Я - 8075

Группы под четными номерами отвечают на первый вопрос, а группы под нечетными номерами – на второй.

(На экран проецируются слайды с написанием тайн, затем с помощью анимации высвечиваются картинки этих деревьев).

Экскурсовод:

Ребята, посмотрите, какие красивые цветы растут на поляне (высвечивается следующий слайд с полевыми цветами на поляне).

А на доске расположен плакат с рисунком.

Учитель продолжает: для вас следующее задание - назовите цветы, которые занимают большую часть поляны.

Экскурсовод: Научное название рода дано в честь мифического существа кентавра Хирона, который якобы был превосходным врачом и пользовался соком этого растения для лечения ран. Когда Геркулес отравленный стрелой ранил Хирона, Кентавр залечил свою рану этим цветком. Так растение стало известно как цветок Кентавра. Русское название дано по украинской легенде в честь молодого паренька Василия, околдованного и погубленного русалкой, которая увлекла его в поле и превратила в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду. Конечно, вы догадались, что это васильки.

Гомеопат: В народной медицине василёк применяется в качестве мочегонного и противовоспалительного при заболеваниях почек и мочевого пузыря. (На экране появляются слайды с текстом и картинками, на которых изображены васильки).

Учитель: Как не хочется уходить с нашей виртуальной поляны. Но сильно жжёт солнце, на улице очень жарко. Что всегда хочется? Конечно, пить. Но сначала давайте решим следующую задачу:

Сколько порций сока нужно налить в пустые стаканы, чтобы каждый ряд стаканов содержал в целом 26 порций?

 

Каждый стакан сделан из картона. На задней стороне одного из стаканов написан небольшой текст (см. ниже).

Учитель продолжает: Давайте возьмем стакан, в котором больше всего воды. Нам откроется одна тайна…

Диетолог: лучшие утоляющие жажду напитки – отвары сухих фруктов и шиповника, морсы, зеленый чай. Если сахара в напитке больше 1-2%, он слабая подмога при жажде. Поэтому трудно напиться сладкими лимонадами и колами – они для этого чересчур “засахаренные”. Если питье теплее12-15’С, освежающего эффекта не будет. Иногда прохладная вода не только приятна, но и полезна: при запорах она помогает “завести” кишечник. Не стоит пить холодную воду после жирной трапезы (это задерживает пищу в желудке) и после лакомства свежими ягодами и фруктами (тогда живот начнет пучить). Питье воды во время еды замедляет пищеварение. (После этого сообщения, прочитанного одним из учащихся – “диетологом”, ребятам и родителям предлагается морс из чая “каркадэ”).

Учитель: перед этим уроком мы с вами провели анкетирование, где указали свои проблемы со здоровьем. Большинство ребят написали: переутомление. Давайте поговорим об этом. (На экране высвечивается слайд с соответствующими диаграммами).

Учитель: Ребята, доказано, что масса человеческого мозга составляет 1/50 от массы тела,

Вот вам, ребята, ещё одно задание: зная свой вес, рассчитайте, сколько же весит ваше серое вещество.

После вычислений, учитель предлагает ребятам интересные факты:

Содержимое черепа кашалота тянет на 9 кг, что составляет 1/5000 массы его туши.

Мозг слона - 5 кг – 1/1 000 массы.

Мозг взрослого человека (в среднем) - 1 кг 400гр.

(На экране высвечиваются слайды с соответствующей информацией).

Так что уровень интеллекта не зависит от уровня головного мозга. Ребята, продолжим дальше. Мозг ежедневно забирает 1/5 всей энергии, получаемой из пищи. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.

Какие продукты стимулируют те или иные виды умственной деятельности? Мы с вами ответим на этот вопрос, если выполним следующие задание. Для каждой группы есть кроссворд. Разгадав их, мы узнаем эти продукты.

Ребята разгадывают кроссворды. Звучит легкая инструментальная музыка. Затем идёт проверка. На экране высвечиваются слайды с ответами на кроссворды, с картинками и с полезной информацией.

Диетолог зачитывает:

Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, поэтому перед заучиванием материала неплохо съесть тарелку тёртой моркови с растительном маслом (без масла усвояемость самого ценного в моркови вещества бета-каротина резко снижается).

Черника способствует мозговому кровообращению. Желательно употреблять её в свежем или замороженном виде.

Орехи помогают сконцентрировать внимание. Они стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему. Особенно рекомендуется при длительной напряжённой деятельности.

Лимон освежает восприятие информации за счёт большой концентрации витамина С. Стакан лимонного сока особенно способствует занимающимся иностранными языками.

Капуста снимает нервозность. Салат из капусты перед экзаменом снимает “мандраж”.

Учитель: Много хорошего можно говорить о многих фруктах и овощах, на мне бы хотелось ещё несколько слов сказать об ананасах и луке.

Ананасы давно используют театральные и музыкальные звёзды, коим приходится заучивать много информации.

А лук полезен при переутомлении и психической усталости, улучшает снабжение мозга кислородом. Принимать ежедневно не менее половины луковицы.

Учитель продолжает: Прошло уже немало времени. Настало время для физкультминутки. Как говорят, лучший отдых - это смена деятельности.

Инструктор по спорту проводит физкультминутку.

Учитель: продолжаем заседание нашего круглого стола. Для вас, ребята из групп под чётными номерами, следующее задание:

Заполните клеточки цифрами от 1 до 9 таким образом, чтобы сумма каждых двух клеточек равнялась цифре, написанной в том треугольнике, который примыкает к этим двум клеточкам.

Вы можете вписать только одну цифру в каждую клеточку, причём каждую цифру можно использовать только один раз.

Найдите сумму цифр, записанных в 3, 6 и 9 клеточках. Эта цифра означает порядковый номер буквы в русском алфавите.

Пусть для вас будет подсказкой ответ на загадку:

Стоит посудина долблена,

в ней кашица не варена.

(Улей и мёд).

(Задание выведено через мультимедийный проектор на экран).

Для учащихся остальных групп предлагается интересная логическая задача.

ДОМ

5а – 1

?

НАША

1а + 3

7

ШКОЛА

2а - 5

5

Замените знак вопроса нужным числом. Здесь зашифровано слово. У каждого из вас имеется русский алфавит. Попробуйте определить слово.

(Ребята выполняют задания). После сказанного ответа “Мёд” учитель сообщает интересную информацию.

Знаменитый математик Древней Греции Пифагор утверждал, что он дожил до глубокой старости потому, что постоянно употреблял мед. Древнегреческий философ Демокрит, проживший 110 лет, говорил, что для сохранения здоровья “внутренности следует орошать медом, а наружности маслом”. Выдающийся врач, естествоиспытатель Ибн-Сина (Авиценна) заметил: “Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед”.

Скифы и другие древние народы применяли пчелиный мед для бальзамирования трупов видных государственных деятелей, что свидетельствует о его бактерицидных свойствах. Известно, что тело Александра Македонского, умершего в Индии во время похода, перевозили в столицу Македонии погруженным в мед.

Некоторые народы в глубокой древности имели обычай класть в гробницу, в которую хоронили покойного, медовые пряники или ставить сосуд с медом. В этом сказывалась наблюдательность наших предков: мед принадлежит к непортящимся продуктам. В равной степени и медовые пряники приобрели заслуженную славу не только потому, что они приятны на вкус, а за то, что сохраняются длительное время, почти не черствея.

Великий мыслитель и врач Гиппократ широко применял в своей практике мед в сочетании с лекарственными травами при легочных заболеваниях, при простудных и т. д.

Учитель продолжает: ну что, дорогие ребята, мы потрудились неплохо. Настало время отдыха. Мы с вами отправляемся на аттракцион “Колесо обозрения”. Ваша задача – вставить недостающие дроби.

Ну, и последний вопрос. Как вы думаете, почему мы из множества цветов выбрали именно эти цвета: красный, оранжевый, жёлтый, синий и зелёный? Оказывается, полезные свойства разных продуктов зависят и от их цвета.

Диетолог:

Продукты красного цвета (свекла, болгарский перец, клубника, помидоры) стимулируют обменные процессы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность. Но его избыток может вызвать перевозбуждение и трудности с засыпанием.

Оранжевые (хурма, абрикосы, персики, тыква, апельсины, мандарины, морковь) помогают восстановлению нервных клеток, обновлению мышечных тканей, улучшает настроение, помогают в борьбе с усталостью и апатией, успокаивают головную боль.

Желтые (лимоны, ананасы, яблоки, бананы, кукуруза, сыры, яичные желтки) стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, снабжают энергией, способствуют очищению крови.

Синие (тёмный виноград, черника, сливы) содержат биологически активные вещества – антоцианы, которые защищают кровеносные сосуды и зрение.

Зеленые (листовые салаты, брокколи, зелёный горошек) подпитывают мозг, повышают активность, снимают напряжение, активизируют иммунную систему.

Ещё хотелось бы добавить и о белом цвете. Белые (молоко, молочные продукты, творог, рис, чеснок, цветная капуста) успокаивают, снимают раздражительность, выводят из организма токсины.

На слайдах высвечивается данная информация с соответствующими картинками.

Подведение итогов.

Учитель: Мы сегодня на уроке решали логические и арифметические задачи. При решении кроссворда вы вспомнили материал не только по математике, но и по геометрии и информатике. Мы сегодня узнали много полезной для себя информации. Хочется надеяться, что полученная информация в повседневной жизни вам пригодится.

В заключение всем присутствующим родителям и детям выдаются памятки.

 

 

 

Приложение 2

Сказка о геометриоландии, разделившейся на две части.

    Давным-давно существовала страна Геометриоландия, ею правили два брата Куб и Квадрат. Всё у них было мирно, короли вместе правили страной и между ними не было никаких разногласий. Все жители были равны между собой, пока не произошла ссора между правителями. А всё началось так... У братьев была сестра Пирамида, все её очень любили и прислушивались к её мнению. Но захотелось Пирамиде установить, кто главнее в стране, ведь жители были разные. У кого-то дом был Пространство, а у кого-то - Плоскость. И вот в одно прекрасное солнечное утро, когда никто и  не  подозревал, что может что-то случиться, Пирамида пришла к своему брату Кубу. Куб внимательно выслушал просьбу сестры об установлении неравенства между жителями. И как это обычно бывает, любимой сестре верят больше, чем всем жителям. Утро стало неприятным, ведь правители начали спорить, кто из них  главнее. " Я живу в Пространстве, поэтому я главнее тебя!" - говорил Куб. " Зато без меня не может жить другое тело!" - утверждал Квадрат. И долго бы они спорили, если бы Пирамида не предложила разделиться на две разных страны. С тех пор существует две страны: Планиметрия и Стереометрия, и живут они,  хоть и близко, но раздельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Сказка о герое с планеты «Фиалка» (тема: единицы измерения площадей)

Сегодня на всей Земле шумел праздник. Впервые в истории человек отправлялся к планете "Фиалка", на которой жили разумные существа.Прошло полчаса полета. И вдруг из-за машинного отделения послышался шум, не предусмотренный инструкциями. К счастью, аварии не было. На корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сообщить о происшедшем в центр управления полетом и продолжать экспедицию. Наконец экипаж достиг неизвестной планеты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообразной формы. Жители Фиалки не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир. Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей. Но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1м - 1 кв. м и т. д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором поместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей стороны 4 квадратика, а вдоль меньшей 3. Затем Коля изобразил еще 1 прямоугольник. В нем поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина 3. Что же делать? - думал Коля.- Стороны прямоугольника равны 4 и 3 квадратикам, а площадь 12, стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а площадь 30. Знаю! - закричал мальчик.- Чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.Коля доложил командиру корабля о выполнении задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Сказка о равнобедренном треугольнике

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была семья: мать-сторона, отец-сторона и сынок- Основание. Жили они не тужили, нока не пришлось сыночку Основанию жениться. Отец и говорит:

- Ну, хватит, сынок. Пришла пора и женой обзаводиться.

А сын у них был настолько беспомощный, что испугался так, что у него колени тряслись с утра до вечера. Думал он думал, и надумал идти в соседнее королевство - попытать счастье. Снарядили его так, как будто он едет за тридевять земель. А в том царстве жили: отец -d , мать-p и дочь-красавица Медиана. Была у неё нянька Геометрия. Дальше в сказке всё едет своим чередом, но нет! Та нянька была вредная, за то её и любили в этом царстве. Она устроила Основанию три испытания:

- Прежде, чем взять в жены Медиану, ответь, пожалуйста:

1) Какой треугольник называется равнобедренным?

2) Какой треугольник называется равносторонним?

3) Что такое медиана треугольника?

Для нашего Основания эти вопросы оказались слишком сложные.

Может быть вы, ребята, ответите?

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x