Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ | Хаяси Анна Владимировна. Работа №239187

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Хаяси Анна Владимировна
В дошкольном возрасте происходит становление личности ребёнка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Возрастающий объём информации для знакомства, запоминания  и  усвоения  детьми  требует применения более совершенных форм, методов и приёмов в образовательном процессе. Использование компьютерных программ в образовательном процессе ДОУ является эффективным и необходимым как дополнение и расширение возможностей применения традиционных и классических методов обучения и развития. Рассматривалась динамика формирования представлений об окружающем мире детей в зависимости от использования различных технологий по изучаемому блоку «Царство животных». После комплексного применения традиционных, цифровых и специфических технологий мы выявили, что у детей расширился кругозор о мире животных.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ

Хаяси Анна Владимировна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 138

детский сад города Иркутска

Аннотация: Использование компьютерных программ в образовательном процессе ДОУ является эффективным и необходимым как дополнение и расширение возможностей применения традиционных и классических методов обучения и развития. Рассматривалась динамика формирования представлений об окружающем мире детей в зависимости от использования различных технологий по изучаемому блоку «Царство животных». После комплексного применения традиционных, цифровых и специфических технологий мы выявили, что у детей расширился кругозор о мире животных.

В дошкольном возрасте происходит становление личности ребёнка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Возрастающий объём информации для знакомства, запоминания и усвоения детьми требует применения более совершенных форм, методов и приёмов в образовательном процессе. Е.И Бондарчук и Ю.М.Горвиц считают, что использование компьютерных программ в образовательном процессе ДОУ является эффективным и необходимым как дополнение и расширение возможностей применения традиционных и классических методов обучения и развития.

Для этого мы рассмотрели, как изменяются показатели речи у детей старшего дошкольного возраста с применением традиционных приёмов образования и внедрением цифровых и специфических образовательных технологий.

Цель данного исследования заключалась в том, чтобы рассмотреть влияние внедрения цифровых технологий (аудио-видео записи, видеофильмы, компьютерные презентации, видеоэкскурсии, фотогалерея, мультимедийные приложения, слайд-шоу,) и специфических технологий (синквейн, Рафт, приёмы критического мышления, лимерики, интеллект-карт) на развитие активного познания, развитие речи детей.

Предмет: динамика формирования представлений об окружающем мире детей в зависимости от использования различных технологий по изучаемому блоку «Царство животных».

Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста с ТНР (5-7 лет).

Для разрешения данной цели воспользовались диагностической методикой обследования речи (автор Н.В. Нищева). Применили выборку заданий по обследованию качественного и количественного словаря (игры: «Назови животных», «Подбери и назови какой, какая?», «Кто как голос падает?»); умение обобщать предметы («Назови одним словом»); умение пользоваться грамматическими категориями («У кого кто?», «Посчитай от 1 до 5» ;) и составлять описательные рассказы.

Обследование показателей речи показало, что в начале учебного года дети обладали низким уровнем усвоения знаний по теме. Для речи детей характерен бедный и ограниченный словарь. Мало называли названий животных. Затруднялись образовывать названия детёнышей животных, подбирать прилагательные к предмету и образовывать действия предметов. Большая часть испытуемых не владела навыками обобщения. Отмечались грамматические ошибки в словообразовании и словоизменении. Дети испытывали затруднения при составлении рассказа (перечисление предметов) либо отказывались составлять рассказ.

При изучении тематического блока о животных в начале учебного года были применены традиционные методы: иллюстративно-объяснительный, информационный: чтение литературы, знакомство с миром животных через дидактические демонстрационные и настольные пособия, комплекс грамматических упражнений (игра «Окошечки», игра «У кого кто?», «Назови одним словом»), сочинение чистоговорок, составление описательных рассказов по моделям автора Т.А.Ткаченко, викторины.

Далее расширили традиционный материал путём включения цифровых и специфических образовательных технологий на основе проблемных методов. Подключены в работу мультимедийные средства: презентации о животных (внешний вид, как называется детёныш, как подают голоса животные, какую пользу приносят человеку или ведут образ жизни в природе), прослушивание аудиозаписей голосов животных, применение компьютерных игр «Назови одним словом», «У кого кто?», «Четвёртый лишний», «Нади пару»; просмотр видео фильмов познавательного характера«Всё о зверятах», «Уроки тётушки Совы», «В мире животных»;использование аудиозаписей для прослушивания музыкальных инструментов и пропевание под музыку стихов; слушание произведений Моцарта в инструментальной обработке и проигрывание ролей в свободной игровой деятельности на основе изученного материала. А также использованы специфические технологии: приёмы критического мышления («Верите ли вы?», «Ключевые слова», «Тонкие и толстые вопросы», синквейн (книга рассказов о животных), чистоговорки, придуманные детьми вместе со взрослыми; РАФТ (рассказы детей о животных от лица самого животного для аудитории лесных, домашних животных и животных зоопарка); интеллект -карты (пересказ рассказов о животных).

После комплексного применения традиционных, цифровых и специфических технологий мы выявили, что у детей расширился кругозор о мире животных. Дети могли называть животных по памяти и по картинкам. Повысился процент умения хорошо оперировать обобщающими понятиями. Наблюдалась положительная динамика в образовании действие предмета (му - мычит, бе- блеет),в образовании слов-прилагательных. Составление синквейн совместно с родителями помогло расширить и активизировать качественный и количественный словарь. Применение выступления от лица одного из выбранных животных повысило уверенность в публичном выступлении. Составление интеллект-карт по рассказам повысило уровень запоминания, и дети с удовольствием пересказывали рассказы дома родителям близко к тексту.

Таким образом, использование традиционных, цифровых и специфических технологий с детьми старшего дошкольного возраста, положительно сказывается на освоении представлений об окружающем мире, активизируется самопознание, и развивается речь детей, а также в организации образовательного процесса наблюдается чёткость и целесообразность.

Список использованных источников:

1.Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ/ Н.П. Берестнева // Ребенок в детском саду, – 2014. – № 1. – С.48-52.

2. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / И. Калаш. –М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. – 176 с.

3.Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. – ж. Логопед, № 3, 2011, с. 68

4.Литвинова, О. Речевое развитие детей раннего возраста. Ч.3. Владение речью как средство общения / О. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×