Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Автор: Гуряшина Анжелика Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 «Малыш» Зерноградского района

 

 

 

 

 

 

 

Использование деревянных ложек в русском фольклоре.

Создание ансамбля ложкарей                                                                          

           в детском саду.

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

     Составила: А.Н. Гуряшина,

                                                                                             музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

                                                         2016г

 

                                                                                             Деревянные ложки –

                                                                                     Постучите немножко.

Хочешь – пляску сыграй,

                                                                                  А хочешь – суп хлебай!

                                              Актуальность темы.

           Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников  с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

         Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:  музыкальная непосредственная образовательная деятельность,  театральная деятельность,   выступления на праздниках,  кружковая работа. В разных видах деятельности:  пение,  слушание музыки,  музыкально–ритмические движения.

           Наблюдения за детьми в детском саду  показывают, что способности к музыке проявляются не у всех. Применяя в непосредственно образовательной деятельности различные музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания с деревянными ложками. Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

Воспитывая у детей через приобщение к истокам русской народной культуры, желание  играть на народных инструментах и стремление более полно развивать  уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня использовать в моей работе деревянные ложки и организовать ансамбль ложкарей. Создание детского ансамбля дошкольников – очень сложное и трудоёмкое дело, но  нужное. Игра в ансамбле сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств формирования патриотизма. В непосредственно образовательной деятельности знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором.

             Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны, и я использую в основном  лишь несколько приёмов игры. Но это те «кирпичики», из которых ребёнок с помощью наставника сможет построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования  и  развития детей.

Приемы:

- держа ложки за ручки, ударять друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Этот простейший прием используется  в самом начале обучения игре на ложках;

- игра  двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой);

- положив одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создавая, таким образом, своеобразный резонатор), ударять по ней другой ложкой, получая более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт;

- поочерёдно играть на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные.

          Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы. Оно проводится с постепенным усложнением задания от занятия к занятию.

Вначале стараюсь привлечь внимание детей обыгрыванием самой ложки. Затем знакомлю малышей со звучанием, и предлагаю ребятам повторить за мной несложный ритмический рисунок . Стараюсь создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так  развивается чувство ритма.

       Во второй младшей группе знакомлю детей с деревянными ложками как ударным инструментом (объясняю, что  звук извлекаю ударом одной ложки о другую).

       В средней группе    уделяю   внимание положению рук и одновременным ритмичным хлопкам. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют   на ложках. Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук.  При сопоставлении долгих звуков – «прямые  удары»  и  коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для игры в ансамбле.

          Со старшей группы дети не испытывают сложности игры в ансамбле. Проводим беседы об истории деревянных ложек, их разновидности, показываю слайды, видеоклипы, презентации детских ансамблей ложкарей.

          В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?

          Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе, совместно со знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения.

 Создавая  ансамбль, ложкарей я  поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей выразительному, искреннему исполнению в игре на ложках понятных, интересных им несложных музыкальных произведений.

2. Учить детей овладевать необходимыми исполнительскими навыками в коллективной игре:

 - учить правилам поведения в работе ансамбля (дирижерский жест, посадка)  - учить ритмично, передавать длительности, ритмический рисунок, динамические оттенки, темп;

- учить солировать, вырабатывать технику игры, координацию и синхронность в действиях ансамбля (играть согласованно по партиям, не отставать и не опережать, одновременно начинать игру и заканчивать, слушать игру других).

 3. Заложить основы гармонического развития (развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных способностей).

4. Учить детей вслушиваться в музыку и анализировать музыкальные произведения (форма, жанр, темп, характер).

5. Дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов, пропагандировать народное творчество.

Широко внедряя в работе с ансамблем музыкальный фольклор, мы привлекаем наших воспитанников к мысли таких нравственных понятий, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Содержание и структура   непосредственно образовательной деятельности  строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану.

Критерии отбора детей:

Численный состав ансамбля ложкарей может быть до 20 человек.

Диагностический отбор детей ведется по следующим критериям:

- наличие чувства ритма;

- ладовое восприятие;

- творческие проявления в музицировании;

- хорошая координация и реакция в движениях;

- с условием, в ансамбле все должны быть правши;

 - желание детей и родителей.

            Все методики обучения в ансамбле включают в себя индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей, характера, физического здоровья.  Преподносятся в игровом варианте, не навязывая своего восприятия и мнения, а предлагая детям находить свои варианты и приемы и, как следствие, развивает нестандартное мышление, фантазию, творчество, память, внимание, увеличивает словарный запас музыкальными терминами, музыкальные и исполнительские навыки.

 

  В работе используются следующие методы и приемы:

• метод обследования, наглядности (рассматривание и апробирование подлинных музыкальных инструментов, иллюстраций, таблиц, портретов композиторов;

• словесный (беседа, использование художественного слова, указания);

• практический (восприятие музыки и ритмических соотношений, анализ музыкальных произведений, игра по схемам и на слух);

• эвристический (развитие находчивости и активности);

• частично-поисковый (импровизации, помогающие детям воспринимать музыкальные произведения, понять элементарные основы музыкальной грамоты и вырабатывать исполнительские навыки игры);

• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); мотивационный (убеждение, поощрение);

• жест руки (ребенок повторяет технику исполнения приемов игры, как педагог).

        Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на деревянных ложках в ансамбле приносит детям радость, создаёт предпосылки для дальнейшего развития с русской народной музыкой, формирует интерес к познанию русского фольклора.

Систематическое, последовательное применение деревянных ложек в русском фольклоре вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческому развитию.

 

          Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.

Пожалуйста, подождите.
x
×