Использование деревянных ложек в русском фольклоре. Создание ансамбля ложкарей в детском саду

Автор: Гуряшина Анжелика Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 «Малыш» Зерноградского района

 

 

 

 

 

 

 

Использование деревянных ложек в русском фольклоре.

Создание ансамбля ложкарей                                                                          

           в детском саду.

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

     Составила: А.Н. Гуряшина,

                                                                                             музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

                                                         2016г

 

                                                                                             Деревянные ложки –

                                                                                     Постучите немножко.

Хочешь – пляску сыграй,

                                                                                  А хочешь – суп хлебай!

                                              Актуальность темы.

           Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников  с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

         Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:  музыкальная непосредственная образовательная деятельность,  театральная деятельность,   выступления на праздниках,  кружковая работа. В разных видах деятельности:  пение,  слушание музыки,  музыкально–ритмические движения.

           Наблюдения за детьми в детском саду  показывают, что способности к музыке проявляются не у всех. Применяя в непосредственно образовательной деятельности различные музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания с деревянными ложками. Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

Воспитывая у детей через приобщение к истокам русской народной культуры, желание  играть на народных инструментах и стремление более полно развивать  уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня использовать в моей работе деревянные ложки и организовать ансамбль ложкарей. Создание детского ансамбля дошкольников – очень сложное и трудоёмкое дело, но  нужное. Игра в ансамбле сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств формирования патриотизма. В непосредственно образовательной деятельности знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором.

             Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны, и я использую в основном  лишь несколько приёмов игры. Но это те «кирпичики», из которых ребёнок с помощью наставника сможет построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования  и  развития детей.

Приемы:

- держа ложки за ручки, ударять друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Этот простейший прием используется  в самом начале обучения игре на ложках;

- игра  двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой);

- положив одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создавая, таким образом, своеобразный резонатор), ударять по ней другой ложкой, получая более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт;

- поочерёдно играть на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные.

          Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы. Оно проводится с постепенным усложнением задания от занятия к занятию.

Вначале стараюсь привлечь внимание детей обыгрыванием самой ложки. Затем знакомлю малышей со звучанием, и предлагаю ребятам повторить за мной несложный ритмический рисунок . Стараюсь создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так  развивается чувство ритма.

       Во второй младшей группе знакомлю детей с деревянными ложками как ударным инструментом (объясняю, что  звук извлекаю ударом одной ложки о другую).

       В средней группе    уделяю   внимание положению рук и одновременным ритмичным хлопкам. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют   на ложках. Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук.  При сопоставлении долгих звуков – «прямые  удары»  и  коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для игры в ансамбле.

          Со старшей группы дети не испытывают сложности игры в ансамбле. Проводим беседы об истории деревянных ложек, их разновидности, показываю слайды, видеоклипы, презентации детских ансамблей ложкарей.

          В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?

          Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе, совместно со знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения.

 Создавая  ансамбль, ложкарей я  поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей выразительному, искреннему исполнению в игре на ложках понятных, интересных им несложных музыкальных произведений.

2. Учить детей овладевать необходимыми исполнительскими навыками в коллективной игре:

 - учить правилам поведения в работе ансамбля (дирижерский жест, посадка)  - учить ритмично, передавать длительности, ритмический рисунок, динамические оттенки, темп;

- учить солировать, вырабатывать технику игры, координацию и синхронность в действиях ансамбля (играть согласованно по партиям, не отставать и не опережать, одновременно начинать игру и заканчивать, слушать игру других).

 3. Заложить основы гармонического развития (развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных способностей).

4. Учить детей вслушиваться в музыку и анализировать музыкальные произведения (форма, жанр, темп, характер).

5. Дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов, пропагандировать народное творчество.

Широко внедряя в работе с ансамблем музыкальный фольклор, мы привлекаем наших воспитанников к мысли таких нравственных понятий, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Содержание и структура   непосредственно образовательной деятельности  строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану.

Критерии отбора детей:

Численный состав ансамбля ложкарей может быть до 20 человек.

Диагностический отбор детей ведется по следующим критериям:

- наличие чувства ритма;

- ладовое восприятие;

- творческие проявления в музицировании;

- хорошая координация и реакция в движениях;

- с условием, в ансамбле все должны быть правши;

 - желание детей и родителей.

            Все методики обучения в ансамбле включают в себя индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей, характера, физического здоровья.  Преподносятся в игровом варианте, не навязывая своего восприятия и мнения, а предлагая детям находить свои варианты и приемы и, как следствие, развивает нестандартное мышление, фантазию, творчество, память, внимание, увеличивает словарный запас музыкальными терминами, музыкальные и исполнительские навыки.

 

  В работе используются следующие методы и приемы:

• метод обследования, наглядности (рассматривание и апробирование подлинных музыкальных инструментов, иллюстраций, таблиц, портретов композиторов;

• словесный (беседа, использование художественного слова, указания);

• практический (восприятие музыки и ритмических соотношений, анализ музыкальных произведений, игра по схемам и на слух);

• эвристический (развитие находчивости и активности);

• частично-поисковый (импровизации, помогающие детям воспринимать музыкальные произведения, понять элементарные основы музыкальной грамоты и вырабатывать исполнительские навыки игры);

• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); мотивационный (убеждение, поощрение);

• жест руки (ребенок повторяет технику исполнения приемов игры, как педагог).

        Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на деревянных ложках в ансамбле приносит детям радость, создаёт предпосылки для дальнейшего развития с русской народной музыкой, формирует интерес к познанию русского фольклора.

Систематическое, последовательное применение деревянных ложек в русском фольклоре вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческому развитию.

 

          Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x