Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

""Использование детской литературы для развития коммуникативных качеств младших дошкольников" | Сабирова Елена Борисовна. Работа №206789

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сабирова Елена Борисовна
Представлены методические разработки для воспитателей ДОУ

Использование детской литературы для развития коммуникативных качеств младших дошкольников

(Методические рекомендации)

Младший дошкольный возраст именуется порой вступления ребенка в дошкольное детство. Центральное место в его сознании начинает занимать люди, их деятельность, поведение, отношения между ними, что составляет фундамент развития коммуникативных качеств. Содержание общения младшего дошкольника со взрослыми строится на предметно-игровой основе и имеет деловую мотивацию. Коммуникативная деятельность со сверстниками характеризуется активностью, стремлением взаимодействовать «вместе» со сверстником. Неоценимым средством в развитии коммуникативных качеств младших дошкольников является художественная литература.

1.Заучивайте с детьми литературные диалоги. Передавая их в инсценировании стихотворений, дети усваивают различные формы инициативных и ответных реплик, учатся интонировать.

2. Не пренебрегайте театрализованной деятельностью на основе художественного слова. С помощью различных видов театра малыш учится распознавать эмоциональное состояние партнера по общению во его мимике, жестам, находить эффективные способы взаимодействия.

3.

 

.

литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

ридумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок  сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.

 

Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительно рассказывать, а не читать по книге – это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

 

Младших дошкольников приучают слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения; воспитывают умение воспроизводить последовательность описанных в произведении событий с помощью трех-четырех вопросов воспитателя; учат выразительно читать небольшие по объему стихотворения. Эти формы работы над литературным произведением способствуют его более глубокому эмоциональному восприятию.

рганизованная образовательная деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы» требуют от педагога тщательной подготовки. Предварительное знакомство воспитателя со сказкой (рассказом) предполагает всесторонний ее анализ. Условно можно выделить два направления анализа: содержательно-методический и языковый.

Осуществляя содержательно-методический анализ, педагог должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.

Языковый анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых обогатит речь детей образцами языка художественной литературы, будет способствовать тому, чтобы они (образцы) стали достоянием собственной речи ребенка.

Для полноценного восприятия детьми художественных произведений требуется предварительная работа. Предварительные беседы проводятся за 3 — 4 и более дней до занятия по ознакомлению со сказкой (рассказом). В процессе беседы воспитатель прежде всего объясняет слова и выражения, незнакомые или малознакомые ребенку этого возраста, показывает предметы или действия, которые они обозначают.

Известно, что использование различных средств наглядности помогает сконцентрировать внимание детей, включить их в активную работу. Поэтому, организованная образовательная деятельность с младшими дошкольниками лучше начинать с демонстрации игрушек, предметов, иллюстраций. В тех случаях, когда показ нецелесообразен, детям сообщают, что познакомят их с новой интересной книжкой: сказкой, рассказом, стихотворением. При этом называть жанр произведения нужно обязательно.

Воспитателю следует неоднократно возвращаться к произведению, зачитывая или рассказывая отрывки, наиболее ценные в содержательном и языковом отношении. Это помогает детям глубже прочувствовать художественное своеобразие произведения.

Организованная образовательная деятельность может заканчиваться по-разному: подвижной игрой, инсценировкой наиболее интересного в языковом отношении отрывка, рассматриванием иллюстраций к произведению или подходящих картинок. На последующих занятиях воспитатель напоминает детям два — три отрывка. В течение года дети не раз возвращаются к произведению. Вне занятий организуются игры по его мотивам.

Заучивание наизусть следует сопровождать демонстрацией игрушек, предметов, картин и картинок. Для того, чтобы ребенок запомнил стихотворение или его часть, необходимо неоднократное повторение. Оно быстро надоест детям, поэтому воспитателю лучше найти значимые для малышей мотивировки. Целесообразно предусмотреть какие-то игровые действия, которые помогут привлечь ребят. Тогда они охотнее откликнутся на предложение воспитателя прочесть стихотворение.

В конце организованной образовательной деятельности не следует вызывать для чтения наизусть многих детей. Достаточно, чтобы стихотворение прочли один-два ребенка.

Вне занятий нужно чаще напоминать детям выученные стихи, поощрять их попытки прочесть стихотворение воспитателю, сверстникам, куклам.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×