Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Студент: Полежаева Олеся Александровна ФГБОУ ХГУ им.Н.Ф.Катанова Научный руководитель: Жуйкова Тамара Павловна. Канд. педаг.наук. Доцент. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, а представление о геометрической фигуре как части математических знаний, умений и навыков для ребенка дошкольного возраста является важным свойством окружающих предметов [3, с.9]. Основная цель формирования представлений о геометрической фигуре состоит не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и во всестороннем развитии детей младшего дошкольного возраста. При этом основным условием формирования представлений является создание непосредственной образовательной деятельности, которая будет максимально эффективной, которая на данном возрастном этапе обеспечит усвоение ребенком доступный ему объем знаний по геометрических фигур и которая будет стимулировать поступательное интеллектуальное развитие [2, с.34]. Благоприятными условиями при этом являются игры, которые признаются психологами ведущим видом деятельности детей данного возраста, а педагогами – приоритетным средством воспитания и обучения дошкольников. Среди разных видов игр, имеющих место в дошкольном возрасте, особое место занимают дидактические игры, которые позволяют максимально эффективно воздействовать на самые разные стороны развития детей младшего дошкольного возраста, в том числе и на формирование у них представлений о геометрической фигуре предметов. Они формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача - подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий. Дидактическая игра формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению математических задач [1, с.22]. Для определения уровня развития представления о геометрической фигуре у детей младшего дошкольного возраста было организовано исследование среди 20 детей группы «Смешарики» в МБОУДО “Троицкая СОШ” с.Троицкое Боградского района РХ. С помощью диагностики уровня представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста Е.В. Петровой было выявлено, что высокий уровень представления о геометрической фигуре (5 чел. – 25%) показали те дети, которые оперировали свойствами объектов, обнаруживали зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения, проявляли самостоятельность и активность, делали все без ошибок. Средний уровень представления о геометрической фигуре (8 чел. – 40%) показали те дети, которые различали предметы по форме, выполняли действия по определению фигуры, самостоятельно осуществляли действия, ведущие к изменению формы, но затруднялись в высказываниях, пояснениях и делали менее 3 ошибок. Низкий уровень (7 чел. – 35%) показали те дети, которые различали предметы по форме в совместной деятельности со взрослым, путались в назывании геометрических фигур, выполняли игровые практические действия не в определенной последовательности и делали более 3 ошибок. Таким образом, результаты наблюдения показали, что в исследуемой группе детей младшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития элементарных математических представлений. Для повышения уровня представлений о геометрической фигуре у детей исследуемой группы были использованы дидактические игры, проведение которых было организовано в три этапа - подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ проведения. На первом этапе были отобраны игры на представление о геометрической фигуре в соответствии с задачами воспитания и обучения («Разложи фигуры в домики», «Найди свой домик», «Принеси и покажи», «Найди предмет такой же формы» и др.), определено наиболее удобное время для их проведения, выбрано место для проведения, подготовлен необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, различные предметы, картинки, музыкальный фон), определен ход игры и методы руководства игровой деятельностью. На втором этапе дети были ознакомлены с содержанием игры, с дидактическими материалами, объяснены ход и правила игры. Для наиболее успешного формирования был оборудован в групповой комнате математический уголок, где поместили игровой персонаж - куклу Незнайку. Игровой персонаж приходил на каждое занятие по математике, помогал детям стравляться с заданиями, а затем приглашал их поиграть в своем уголке. Было обращено внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкость выполнения правил. В процессе показа ведущий обучал детей правильному выполнению действий, говоря, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); были определены роли педагога в игре, его участия в качестве играющего, болельщика или арбитра. Принимая участие в игре, ведущий контролировал действия участников при помощи совета, вопросов, напоминания. В конце каждой игры (третий этап) ведущий спрашивал у детей, понравилась ли им игра, и обещал, что в следующий раз они поиграют в новую игру, и она также будет интересной. При анализе проведения выявлялись приемы подготовки и проведения игры - какие приемы оказались наиболее эффективны в достижении поставленной цели, что не получилось и по каким причинам. При проведении дидактических игр для повышения уровня представлений о геометрической фигуре у детей исследуемой группы было также учтено, что в дидактической игре необходимо гармоничное сочетание наглядных пособий, слов ведущего и действий самих детей с дидактическими предметами. После проведения дидактических игр было организовано повторное исследование выявления уровня представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста с помощью диагностики Е.В. Петровой. Высокий уровень представления теперь был выявлен у 7 чел. (35%), что на 2 чел. (10%) больше показателя на первом этапе опытно-экспериментальной работы. Средний уровень показали 10 чел. (50%), что на 2 чел. (10%) больше показателя на первом этапе опытно-экспериментальной работы. Низкий уровень показали 3 чел. (15%), что на 4 чел. (20%) меньше показателя на первом этапе опытно-экспериментальной работы. Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования дидактических игр на занятиях по математике, можно сделать вывод, что данные игры способствуют формированию представления о геометрической фигуре у детей младшего дошкольного возраста. Список литературы Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2016. - 104 с. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Символ]Текст[Символ] / Р.Л. Березина, Т.Д. Рилтерман и др. - М.: Просвещение, 2015. - 175 с. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Символ]Текст[Символ]: пособие для воспитателей детского сада / М. Фидлер. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с. . Автор: Полежаева Олеся Александровна

Автор: Полежаева Олеся Александровна
Аннотация:статья посвещена использованию дидактических игр в формировании представления о геометрической фигуре у детей младшего дошкольного возраста. Основная цель формировании представлений о геометрической фигуре состоит не только в подготовке успешному овладению матиматикой в школе, но и во  всестороннем развитии детей младшего дошкольного возраста. Представлены результаты опытно- экспириментальной  работы.


Автор: Полежаева Олеся Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Студент: Полежаева Олеся Александровна

ФГБОУ ХГУ им.Н.Ф.Катанова

Научный руководитель: Жуйкова Тамара Павловна.

Канд. педаг.наук. Доцент.

 

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, а представление о геометрической фигуре как части математических знаний, умений и навыков для ребенка дошкольного возраста является важным свойством окружающих предметов [3, с.9].

Основная цель формирования представлений о геометрической фигуре состоит не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и во всестороннем развитии детей младшего дошкольного возраста. При этом основным условием формирования представлений является создание непосредственной образовательной деятельности, которая будет максимально эффективной, которая на данном возрастном этапе обеспечит усвоение ребенком доступный ему объем знаний по геометрическим фигурам, и которая будет стимулировать поступательное интеллектуальное развитие [2, с.34].

 

Благоприятными условиями при этом являются игры, которые признаются психологами ведущим видом деятельности детей данного возраста, а педагогами – приоритетным средством воспитания и обучения дошкольников. Среди разных видов игр, имеющих место в дошкольном возрасте, особое место занимают дидактические игры, которые позволяют максимально эффективно воздействовать на самые разные стороны развития детей младшего дошкольного возраста, в том числе и на формирование у них представлений о геометрической фигуре предметов. Они формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача - подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий. Дидактическая игра формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению математических задач [1, с.22].

Для определения уровня развития представления о геометрической фигуре у детей младшего дошкольного возраста было организовано исследование среди 20 детей группы «Смешарики» в МБОУДО “Троицкая СОШ” с.Троицкое Боградского района РХ.

С помощью диагностики уровня представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста Е.В. Петровой было выявлено, что высокий уровень представления о геометрической фигуре (5 чел. – 25%) показали те дети, которые оперировали свойствами объектов, обнаруживали зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения, проявляли самостоятельность и активность, делали все без ошибок. Средний уровень представления о геометрической фигуре (8 чел. – 40%) показали те дети, которые различали предметы по форме, выполняли действия по определению фигуры, самостоятельно осуществляли действия, ведущие к изменению формы, но затруднялись в высказываниях, пояснениях и делали менее 3 ошибок. Низкий уровень (7 чел. – 35%) показали те дети, которые различали предметы по форме в совместной деятельности со взрослым, путались в назывании геометрических фигур, выполняли игровые практические действия не в определенной последовательности и делали более 3 ошибок. Таким образом, результаты наблюдения показали, что в исследуемой группе детей младшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития элементарных математических представлений.

Для повышения уровня представлений о геометрической фигуре у детей исследуемой группы были использованы дидактические игры, проведение которых было организовано в три этапа - подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ проведения.

На первом этапе были отобраны игры на представление о геометрической фигуре в соответствии с задачами воспитания и обучения («Разложи фигуры в домики», «Найди свой домик», «Принеси и покажи», «Найди предмет такой же формы» и др.), определено наиболее удобное время для их проведения, выбрано место для проведения, подготовлен необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, различные предметы, картинки, музыкальный фон), определен ход игры и методы руководства игровой деятельностью.

На втором этапе дети были ознакомлены с содержанием игры, с дидактическими материалами, объяснены ход и правила игры. Для наиболее успешного формирования был оборудован в групповой комнате математический уголок, где поместили игровой персонаж - куклу Незнайку. Игровой персонаж приходил на каждое занятие по математике, помогал детям стравляться с заданиями, а затем приглашал их поиграть в своем уголке. Было обращено внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкость выполнения правил. В процессе показа ведущий обучал детей правильному выполнению действий, говоря, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); были определены роли педагога в игре, его участия в качестве играющего, болельщика или арбитра. Принимая участие в игре, ведущий контролировал действия участников при помощи совета, вопросов, напоминания.

В конце каждой игры (третий этап) ведущий спрашивал у детей, понравилась ли им игра, и обещал, что в следующий раз они поиграют в новую игру, и она также будет интересной.

При анализе проведения выявлялись приемы подготовки и проведения игры - какие приемы оказались наиболее эффективны в достижении поставленной цели, что не получилось и по каким причинам.

При проведении дидактических игр для повышения уровня представлений о геометрической фигуре у детей исследуемой группы было также учтено, что в дидактической игре необходимо гармоничное сочетание наглядных пособий, слов ведущего и действий самих детей с дидактическими предметами.

После проведения дидактических игр было организовано повторное исследование выявления уровня представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста с помощью диагностики Е.В. Петровой. Высокий уровень представления теперь был выявлен у 7 чел. (35%), что на 2 чел. (10%) больше показателя на первом этапе опытно-экспериментальной работы. Средний уровень показали 10 чел. (50%), что на 2 чел. (10%) больше показателя на первом этапе опытно-экспериментальной работы. Низкий уровень показали 3 чел. (15%), что на 4 чел. (20%) меньше показателя на первом этапе опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования дидактических игр на занятиях по математике, можно сделать вывод, что данные игры способствуют формированию представления о геометрической фигуре у детей младшего дошкольного возраста.

 

Список литературы

Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2016. - 104 с.

Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях

Текст

/ Р.Л. Березина, Т.Д.

Рилтерман

и др. - М.: Просвещение, 2015. - 175 с.

Фидлер

, М. Математика уже в детском саду

Текст

: пособие для воспи

тателей детского сада / М.

Фидлер

. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x