Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование дидактических игр в формировании понятия о натуральных числах у детей дошкольного возраста. | Пятина Мария Алексеевна. Работа №210451

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пятина Мария Алексеевна
Содержание дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо умственной задачи. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой  дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Использование дидактических игр в формировании понятия о натуральных числах у детей дошкольного возраста.

 

Маленький ребенок уже в раннем возрасте знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребенок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают неточны, неполны, неупорядочены. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему и используют дидактическую игру. Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера. В отличие от творческих игр, где цель, содержание и процесс определяют, сами участники, дидактические игры дети получают уже готовыми.

Содержание дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо умственной задачи. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, спрашивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие дошкольника, так и модели изучаемого материала. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постепенно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

Дидактические игры, направленные на формирование понятия числа, по характеру познавательной деятельности относят к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, игра «Положи столько же».

2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. Эти игры направлены на формирование навыков отсчитывания и присчитывания по единице в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт» и др.

3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют количество предметов, направление счета. Например, игры «Цепочка, «Математическая эстафета», «Хлопки». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Контролеры», «Арифметический бег по числовому ряду»).

4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета» [18].

Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требуют большого мастерства от воспитателя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми воспитатель должен обратить на нее внимание.

В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ребенок. Если осуществляют игровую деятельность часть детей, то все остальные должны выполнять роль контролеров, судей. Характер деятельности детей в игре зависит от места ее на занятии. Она может быть проведена на любом его этапе. Если игра используется на занятии объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На занятиях закрепления материала важно применять игры на воспроизведение действий счета.

При формировании понятия натурального числа используются, прежде всего, такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего чисел. На этом этапе можно применять игру «Составим поезд». Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала. Дети проговаривают образование чисел первого пятка. На основе использования игры «Составим поезд» детям предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к другому выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды. При изучении нумерации в пределах 10 необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры «Веселый счет», «Продолжай», «Число и цифру я знаю» и др. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.

Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим, и наоборот. Для этого предназначены игры «Курочка и цыплята», «Маятник». В этот период дети должны различать количественное и порядковое значение числа (правильно отвечать на вопросы: сколько? который по счету?).

Перед изучением приемов прибавления чисел, больших, чем 5, детей знакомят с переместительным свойством сложения. Для этого предназначены игры «Карусели», «Проверь Незнайку». При изучении вычитания чисел, больших, чем 5, следует применять игры «Угадайка» и «Проверь Угадайку».

Изучая с детьми состав чисел, педагог опирается на знание детей приемов нумерации чисел первого десятка, Работа над составом числа начинается еще в разделе «Нумерация чисел первого десятка». В таких упражнениях дети закрепляют знание нумерации чисел первого десятка, а также наблюдают, как одна группа предметов увеличивается на единицу, другая уменьшается на столько же. Систематический учет числа предметов, образовавшегося в каждой группе после того, как один из предметов переложили в другую группу, позволит рассмотреть все варианты состава любого изучаемого числа. На втором этапе дети в игре «Угадайка» знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляют в сумме последнее число в этом ряду.

Таким образом, обучение дошкольников через игру, интересное и увлекательное занятие. Оно способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. в интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний. Устойчивый интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения. Для детей 4-6 лет специальная система дидактических игр – наиболее приемлемый метод обучения.

 

Список литературы:

Беженова

, М.О. Веселая математика [Текст]/ М.О. Баженова. - М, 2000.- 67 с.

Блехер

, Ф.Н. Математика в детском саду [Текст]/ Ф.Н.

Блехер

. - М., 1984. - 45 с.

Воспитание и обучение в детском саду [Текст] /Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М., 1976. - 87 с.

Гальперин, П.Я., Георгиев, Л.С. Формирование начальных математич

е

ских понятий//Теория и методика развития математических представл

е

ний у дошкольников: Хрестоматия [Текст]/ П.Я. Гальперин, Л.Я. Георг

и

ев – СПб

.,

1994. – Ч.3. – 348 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×