Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование физкультурного оборудования для повышения двигательной активности детей во время прогулки» | МУХИНА МАРИНА ВАЛЕНТИНОВНА. Работа №239210

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: МУХИНА МАРИНА ВАЛЕНТИНОВНА
Консультация для воспитателей и родителей, как функционально использовать спортивный инвентарь с детьми дошкольного возраста на прогулке

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №25 компенсирующего вида
Консультация для педагогов:
Использование физкультурного оборудования для повышения двигательной активности детей во время прогулки
Воспитатель по фк Мухина
Марина Валентиновна
г. Мончегорск
2020 г.
Использование физкультурного оборудования для повышения двигательной активности детей во время прогулки
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Её удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение –это врождённая, жизненная необходимость и потребность человека.
Полное удовлетворение этой потребности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребёнок –деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.
Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений, наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей. В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.
Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.
Вместе с тем, отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию основных видов движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности. Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий.
В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:
1. Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).
2. Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, круговой, станционный, индивидуальный).
3. Краткое объяснение заданий и четкий показ упражнений.
4. Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).
5. Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.
6. Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
Важным показателем эффективности прогулки является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.
Дети младшего дошкольного возраста очень активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т.п. Однако их двигательный опыт невелик, движения не достаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднены для них. Малыш еще не владеет целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.
Для повышения активности и обогащения движений малышей большое значение имеет создание условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, кеглей, обручей, кубиков, скакалок и т.п.), побуждающих их к различным двигательным действиям. Организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников требует постоянное внимание педагога, его помощь и даже непосредственное участие в играх и упражнениях малышей.
ПЕРЕБЕЖКИ
Весной и осенью с детьми 3 – 5 лет можно устраивать разные пробежки, начиная с самых простых.
Дети вмести с воспитателем стоят у одного края площадки. По указанию воспитателя все бегут на другую сторону площадки, стараясь его догнать. Воспитатель должен при этом следить, чтобы дети не толкали друг друга. Затем воспитатель предлагает детям убегать на другую сторону площадки, а сам догоняет их.
Бегать в колонне по одному маленьким детям не так просто. Они еще не могут бегать не наталкиваясь на впереди или рядом бегущих. Поэтому вначале колонна должна быть небольшой, по 5 – 6 детей. Воспитатель бежит впереди, дети за ним, стараясь сохранять строй. Сначала бегут трусцой, а затем после небольшого отдыха большими шагами. (Постепенно колонну можно увеличивать до 15 детей.)
Бегать парами взявшись за руки, детям довольно трудно. Во время движения ребенок должен согласовать свои движения с движениями товарища, не отставать от него и не опережать сильно, не тянуть его за собой. Для этого надо начинать с простого: три – четыре пары становятся у края площадки. По сигналу воспитателя бегут на противоположную сторону, а потом они бегают парами в колонне по площадке.
Игра Лошадки - закрепляет навык движений в паре. Дети распределяются по своему желанию в пары: один – лошадка, другой – кучер. Кучер запрягает лошадку, надевает вожжи и едет по середине площадки с одного края до другого и обратно. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Догони мяч Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель берет мяч и, встав рядом, катит его на противоположную сторону площадки. При этом он называет детей и предлагает догнать мяч. Каждый бежит за мячом догоняет его и приносит обратно. Если позволяет место, то можно одновременно прокатить несколько мячей, и послать за ними несколько человек. Потом предложить детям самим прокатить мяч и догнать его.
Пробеги и не сбей По прямой линии расставляют несколько кеглей (4 - 5), расстояние между ними 1 метр. Дети пробегают змейкой, огибая кегли и стараются их не задеть.
Шире шаг Воспитатель чертит несколько линий или кружков на расстоянии 35 – 40 см. (диаметр кружков 40 – 50 см). Дети бегут, перешагивая через линии или из кружка в кружок. Упражнение помогает вырабатывать легкий бег; оно может выполняться индивидуально или небольшими группами.
ПРЫЖКИ И ПОДСКОКИ
Чтобы научить детей сильнее отталкиваться при прыжках вверх, можно провести упражнения и игры, в которых они должны что-то достать, до чего-то дотянуться, просто попрыгать.
Прыгни выше Воспитатель держит в руке или прикрепляет к лестнице ленточку. Он предлагает детям подпрыгнуть, и достать ленточку сначала правой рукой, а затем левой. Высоту ленточки он регулирует в зависимости от роста и физических возможностей ребенка.
Дотронься до мяча Воспитатель держит в руке небольшой мяч в сеточке, предлагает каждому из детей подпрыгнуть и достать мяч двумя руками. Мяч можно закрепить на лестнице радуге.
Позвони в колокольчик Воспитатель берет маленький колокольчик на небольшом шнуре или подвешивает на веревку, натянутую между двумя деревьями, таким образом, чтоб он находился несколько выше вытянутых вверх рук детей. Подпрыгивать вверх дети могут с места, или слегка разбежавшись.
Мой веселый, звонкий мяч Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, и при этом приговаривает:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
После этого воспитатель предлагает детям попрыгать, как мячики, сам при этом отбивает мяч о землю. Прочитав стихотворение, он говорит: Сейчас догоню!. Дети перестают прыгать и убегают. Он делает вид, что ловит их.
ПОЛЗАНИЕ, ЛАЗАНИЕ
Влезь на лесенку Детям предлагают влезть на лесенку до самого верха. Чем меньше дети и чем слабее они подготовлены физически, тем больше внимания и помощи должен оказывать им воспитатель. Сначала упражняются в лазании по 1 – 2 ребенка под контролем воспитателя. Когда они научатся смело влезать на лесенку, не пропуская реек, можно предлагать одновременно выполнять это упражнение нескольким детям. Страховка воспитателя обязательна.
Обезьянки Воспитатель предлагает детям залезть на гимнастическую стенку, как обезьянки на лиану. Дети подходят по двое к лесенке, встают лицом к ней и поднимаются до 3 – 4 рейки. Остальные стоят и смотрят, как обезьянки взбираются на дерево. Когда дети научатся уверенно залезать и спускаться, можно предложить более сложное задание, переходить с одной лесенки на другую, с дерева на дерево. Страховка воспитателя обязательна.
ИГРЫ И ЗАБАВЫ
Жмурки Воспитатель предлагает детям разойтись по площадке, завязывает себе глаза косынкой и говорит, что сейчас будет ловить их с завязанными глазами. Он ходит по всей площадке с широко расставленными руками и ловит детей там, где их нет, это доставляет детям много радости. После нескольких повторов можно предложить кому-либо из детей быть жмуркой. Но в этом случае следует ограничить место, где проводится игра, и количество играющих.
Накорми зайчика Дети встают напротив скамейки на которой сидит игрушечный зайчик на расстоянии 3 м. Одному дают в руки морковку, которую он должен дать игрушке. Ребенку завязывают глаза, и он должен подойти и поднести морковку к мордочке зайчика, обычно это сделать с первого раза очень сложно, поэтому вызывается на задание более смелый.
Для детей старшего дошкольного возраста
Дети 5 – 7 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе. Несмотря на двигательный опыт; самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений. Во время проведения игр и упражнений их надо приучать выполнять определенные правила, это позволит экономить время на организацию и увеличить продолжительность игры.
Дети должны научиться:
Начинать и прекращать упражнение или игру по сигналу воспитателя;
Быстро и четко занимать место для начала упражнения или игры;
Играть честно, без обмана (если был пойман или остановлен во время игры, быстро выходить в определенное место);
Во время ловли не ударять товарищей, не хватать за одежду, а легко касаться рукой;
Не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко уворачиваться, а если кто-то нечаянно столкнулся - не обижаться;
Не бегать за границы площадки;
Если во время упражнения или игры кто-то поскользнулся, упал – не смеяться над ним, а, наоборот, помочь товарищу подняться;
Играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.
ПЕРЕБЕЖКИ
В хорошую погоду, на спортивной площадке или участке группы, можно провести разнообразные пробежки, перебежки, игры с бегом.
Пробежать в спокойном темпе как можно дальше и дольше.
Пробежать по краям площадки или по ровной дорожке высоко поднимая колени.
Пробежать с захлестыванием голени назад, стараясь коснуться пятками ягодиц.
Пробегать, перешагивая на бегу линии, начерченные на земле на расстоянии 1.5 – 2 метра.
Упражнения в беге можно усложнять дополнительными заданиями, требующими умение бегать не совсем обычным шагом, сохраняя равновесие, удерживая в определенном положении туловище, голову:
Пробежать змейкой между расставленными в ряд кеглями, неся на вытянутой руке мяч.
Пробежать по площадке, обегая расположенные на ней кубики. Выполнять это задание можно индивидуально и в колонне по одному.
Пробежать по бревну (узкой дорожке из шнуров), неся на голове мешочек с песком, кубик, кольцо.
Бег наперегонки – это упражнение можно выполнять, как индивидуальные соревнования, так и командные. По сигналу дети бегут до условленного места. Во время бега нельзя мешать друг другу, толкаться, дотрагиваться руками.
Стой! – дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу воспитателя они должны остановиться и замереть, стараясь сохранить равновесие до сигнала Можно бегать!
Пробежки со скакалкой
Ловишки – перебежки
Ноги от земли!
Ловишки с приседанием
Ловишки на одной ноге
ПРЫЖКИ
Можно проводить разнообразные виды прыжков.
Дети свободно располагаются по всей площадке, не мешая друг другу. По сигналу все прыгают на месте на двух ногах, стараясь подпрыгнуть выше. На хлопок или сигнал: Кругом! - все в прыжке поворачиваются на 1800. Затем снова прыгают на месте и снова, поворачиваются по сигналу.
Прыжки с продвижением вперед (до ориентира).
Прыжки через скакалку.
Перепрыгивать препятствия.
Перепрыгнуть предмет, лежащий на земле с разбега.
ЛАЗАНИЕ
На лестницах можно проделать разные упражнения:
Перебраться на другую сторону (лестницы).
Пролезть между рейками лестницы.
Обойти лестницу, стенку кругом по перекладинам.
Выполнить уголок на лестнице.
Подтягиваться на лестнице.
УПРАЖНЕНИЯ С ОБРУЧЕМ
Прокатить обруч по прямой своему напарнику.
Прокатить обруч вперед и постараться обогнать его.
Надеть обруч и покрутить на бедрах.
Прыгать с большим обручем, как со скакалкой.
Катить обруч по ровной дорожке палочкой. Кто дольше не уронит!
ИГРЫ С МЯЧОМ
Мяч через веревку - площадка делится веревкой на две части. С обеих сторон веревки встают дети. Перебрасывают через веревку мяч друг другу разными способами и ловят его. Мяч не должен упасть на землю. Побеждает команда, которая поймала мяч большее количество раз.
Мяч вдогонку - дети становятся по кругу. Воспитатель дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: Мяч вдогонку! - и дети одновременно в одну сторону начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т.е. оба окажутся в руках у одного ребенка, то он выполняет какое-нибудь задание (подпрыгнет, присядет, и т.д. на усмотрение воспитателя). Мяч передается другим детям, и игра продолжается.
Школа мяча – представляет собой систему упражнений, подобранных и выполняемых в определенном порядке. Упражнения могут быть простыми и более сложными.
Бросок вверх двумя руками, и ловля двумя;
Бросок вверх одной рукой, и ловля двумя;
Удары о землю двумя руками, и ловля двумя;
Удары о землю одной рукой, и ловля двумя;
Перебрасывание мяча друг другу двумя руками;
Перебрасывание мяча друг другу одной рукой.
Можно предложить детям выполнять эти упражнения с хлопками.
ИГРЫ С МЯЧОМ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР
Мы футболисты – разнообразные упражнения с мячом.
Сбей кеглю – в круг ставится кегля. Ребенок, прокатывая мяч левой или правой ногой, старается попасть им в кеглю удобным способом с расстояния 2-3 метра.
Прокати мяч в ворота – дети прокатывают мяч по прямой между двумя флажками.
Перебрось через планку (шнур). Подбивая мяч снизу, ребенок должен постараться перебросить мяч через планку, приподнятую над уровнем земли на 20-30, 50-60 см.
Пробеги змейкой. Дети проводят мяч бегом, огибая расставленные по одной линии предметы.
Мы хоккеисты – разнообразные упражнения с клюшкой и мячом (шайбой).
Прокатывать мяч клюшкой друг другу в парах, в шеренгах, колоннах.
Забрасывать мяч клюшкой в ворота.
Бадминтон – разнообразные упражнения с ракеткой и воланом.
Не урони! – пронести волан на ракетке до ориентира.
Не дай упасть! – дети подбрасывают волан одной рукой, ловят его в воздухе. Затем становятся в парах и перебрасывают волан друг другу, не давая ему упасть на землю.
Из руки в руку – ребенок перебрасывает волан поочередно из правой руки в левую, из левой в правую. То же можно проделать и на ходу.
Подбей волан – ребенок подбивает волан ракеткой, стараясь ударить как можно большее количество раз и не дать ему упасть на землю.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных видах движений; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Спасибо за внимание!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×