«Использование игровых приёмов в развитии двигательного творчества и самостоятельности ребёнка». ☼
Автор: Абрамова Валентина Михайловна
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.
Игровой метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально – волевые качества, формируют поведение ребёнка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но им широко пользуются в работе также и со старшими дошкольниками.
Подвижные игры развивают способности адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.
Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др. повышают кожно–тактильную и мышечно- двигательную функцию рук и пальцев , что имеет особое значение для дошкольников.
В подвижных играх участникам приходится выполнять различные роли
( водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и пр.), что развивает у них организаторские навыки.
Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
Ситуации на игровой площадке, которые всё время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие навыки пространственной ориентировки и др.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать своё поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.
В младшем дошкольном возрасте при обучении детей различным движениям широко применяются игровые приёмы. Которые ведут к эмоционально – образному уточнению представлений о характере движений. например, когда детям говорят: «Бегайте тихо, как мышки. Прыгайте. Как зайчики».
Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывание игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к содержанию.
Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно ещё учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Поэтому руководитель, привлекая внимание малыщей, демонстративно играет мячом, сопровождая движения стихами: «Мой весёлый звонкий мяч…», или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай»; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий – с крышей и трубой…
Дети среднего дошкольного возраста любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов Непосредственно на игровой площадке детей можно собрать при помощи зазывалочек ( Раз!Два! Три! Играть скорей беги!; Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!» и др.) Можно в интересной форме поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок ( пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы ( спортивный свисток, звонок – колокольчик, гроздь надувных шаров, фланелеграф и др.) Эффективны м сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользнуть по ледяной дорожке и пр.
Бесспорно, здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим – в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а ещё другим – в бессюжетные игры – соревнования . эстафеты. Игры – забавы с предметами ( кегли и т.п.). Необходимо учитывать:
1. Склонности и интересы конкретного ребёнка ( например, создавать такую предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм
или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры).
2. Возможности ребёнка, уровень его способностей ( в организованных играх ребёнок без должного уровня сформированности двигательных навыков, инициативы, самостоятельности, коммуникабельности будет чувствовать себя неуверенно, не сможет творчески решить, двигательное задание в изменяющихся ситуациях, а при необходимости – найти компромисс при выборе игры, распределении ролей и т.п.). Следует помнить: игровое творчество в подвижных играх развивается неравномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребёнок может проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с товарищами. Если цель игры, Сама перспектива активной двигательной деятельности интересны дошкольникам, тогда будет легче приучать их обдумывать и подготовку , и организацию игры ( как собраться, договориться об игре, как распределить роли, следить за соблюдением правил и др.). В такой коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых воспитатель может воспользоваться, чтобы развивать у детей уважение к мнению другого, справедливость, формировать качества личности.
Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Данную работу целесообразно проводить, начиная со старшей группы. Воспитатель сначала сам, а дальше привлекая к этому детей, подаёт им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативности не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит двигательный игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать. Создавая проблемно – поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариативности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введения дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количества ролей, способов воплощения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутики, места проведения игры и т.д.
Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит педагогу, но постепенно детям предоставляется всё больше и больше самостоятельности. После этого детям предлагается самим придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
1. увеличить дозировку( повторность и общую продолжительность игры);
2. усложнить двигательное содержание ( воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают).
3. изменить размещение играющих на площадке ( ловишка не сбоку, а в середине площадки).
4. сменить сигнал ( вместо словенсног8о.- звуковой или зрительный).
5. провести игру в нестандартных условиях ( по песку бежать труднее, в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
6. усложнить правила ( в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).
Таким образом , показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая своё понимание образа, самостоятельность в решении двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывания ими новых подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.
Придумывание новых подвижных игр даётся не всем детям. Причинами этого могут являться индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребёнка к творчеству.
Каждый раз, применяя разные соответственно возрасту детей способы сбора их на игру, формирования интереса к ней, распределения ролей. Приёмы оценки и подведения итогов по её окончании, педагог создаёт у воспитанников положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр, творческого самовыражения в них во время произвольной
( самостоятельной ) двигательной деятельности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр ( коллективным, групповым, индивидуальным) и вводить их не только в процессе организованного обучения ( занятия), но и в самостоятельную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры.
Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях, Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.
Творческие подвижные игры – это игры, созданные ( придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.
Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представления об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать своё действие. Не похожее на действие других детей, новые правила, решить по – своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.