Использование ИКТ на уроках физики ☼ ☼
Автор: Ким Надежда Инбоновна
“Вы не можете научить человека чему-нибудь;
Вы можете только помочь ему понять это самому”
Галилео Галилей
В современных условиях, активного развития информационного пространства, невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе.
При преподавании физики информационные технологии играют немаловажную роль, как при проведении уроков, так и при подготовке к ним.
При проведении уроков физики могут применяться следующие виды ИКТ:
А) мультимедиа презентации,
Б) видеоролики и видеофрагменты,
В) анимации, моделирующие физические процессы,
Г) электронные учебники,
Д) обучающие программы,
Е) работа с интернет-сайтами
Ж) физическая лаборатория
При проведении уроков самой распространенной формой применения ИКТ является мультимедиа презентация. Этот вид сопровождения урока позволяет акцентировать внимание на самых главных элементах изучаемого материала, включить анимации и видеофрагменты. Кроме того, мультимедиа-презентации применяются учащимися, при выступлении с докладами и сообщениями или при защите исследовательских работ. При подготовке презентации к уроку необходимо учитывать следующие особенности:
1) презентация должна быть наглядная, слайд не должен содержать много текста, текст должен быть крупным и удобочитаемым;
2) презентация должна быть иллюстрирована: содержать рисунки, фотографии, схемы;
количество слайдов должно быть ограничено (15-20 слайдов);
3) презентация не должна вызывать неприятных ощущений, вызванных динамическим воспроизведением и сменой кадров, или цветового дискомфорта;
4) самая важная информация должна быть размещена на первых и последних слайдах.
При создании презентации следует помнить, что она является сопровождением выступления, доклада, или урока, а не заменяет его. Нередко учащиеся при выполнении презентаций пытаются разместить в ней всю информацию, роль учителя в данной ситуации заключается в том, чтобы корректировать содержание презентации и ее восприятие. Это является наиболее актуальным при защите проектов, конкурсных и исследовательских работ. Во всех конкурсах при оценивании работы учитывается наглядность, которая в большинстве своем представляет мультимедиа презентацию.
Другим видом ИКТ применяемым при обучении физике является использование электронных пособий. Электронные учебники и обучающие программы целесообразнее использовать при выполнении домашних работ и самостоятельной работе учащихся, как и при работе с любой учебной литературой, в этом случае необходимо тщательно продумать и конкретизировать задания для учащихся.
Важным элементом применения ИКТ в преподавании физики является работа с интерактивными моделями, которые представлены в таких продуктах как «Живая физика», «Открытая физика» и «Открытая астрономия». Работа с такого рода программами позволяет заглянуть вглубь явления, рассмотреть процессы, которые невозможно наблюдать в «живом» эксперименте. Кроме того, самостоятельная работа учащихся с этими программами способствует развитию познавательной активности учащихся.
Особый интерес представляет применение на уроках физики и при подготовке к ним Интернет-ресурсов.
При подготовке к урокам физики необходимо помнить о стремительном развитии науки и техники. Владея новой информацией о достижениях современной физики в той или иной области, учитель не только подчеркивает актуальность и необходимость изучения физики, но и развивает познавательную активность учащегося. При этом целесообразно поручить учащимся поиск информации о современных достижениях в данной области физики. Как правило, творчески подходят к процессу поиска и нередко, увлекаясь сбором информации, увлекаются и самой проблемой, что может перерасти в самостоятельное исследование. Однако следует обратить внимание учащихся на поиск достоверных источников информации.
Одну из ключевых ролей в преподавании физики играет физическая лаборатория. Применение компьютера как измерительного инструмента позволяет расширить границы физического эксперимента и проводить физические исследования.
Включая в процесс обучения физике элементы ИКТ, учитель не только развивает познавательную активность учащихся, но и самосовершенствуется.
Для активного применения ИКТ на уроках учителю необходимо овладеть определенными умениями:
1) обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов;
2) создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентаций (MS PowerPoint), продемонстрировать презентацию на уроке;
3) использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
организовать работу с электронным учебником на уроке;
4) осуществлять поиск информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
5) организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в глобальной сети непосредственно на уроке;
6) работать на уроке с материалами Web-сайтов.
Урок XXI века - это урок с ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, развивать самостоятельную деятельность учащихся.
Но в заключении отмечу, что в современных условиях возникает такая педагогическая задача противостоять чрезмерному внедрению ИКТ в процесс преподавания физики, чтобы красочными иллюстрациями и моделями не затмить истинный экспериментальный характер физической науки, не забыть «живой» эксперимент.