Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС основной школы» | Селифонова Светлана Витальевна. Работа №206320

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Селифонова Светлана Витальевна
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования.

 

Тема «Использование ИКТ на уроках математики

в рамках реализации ФГОС основной школы»

Учитель Селифонова Светлана Витальевна

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 442

Курортного района Санкт-Петербурга

 

 

Занимаемая должность

Заместитель директора по УВР, учитель математики .

Введение

 

Актуальность темы

Утверждение и внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) определили необходимость разработки каждым образовательным учреждением основной образовательной программы своей школы, а каждым педагогом – поиска таких методов и средств обучения, которые позволят более качественно подойти к формированию личности учащихся.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования.

В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся компетенций самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности.

Педагогическая наука разрабатывает и имеет достаточно широкий опыт инновационных методик, внедрение которых ведет к значительному повышению качества обучения. В частности, для формирования необходимых результатов можно использовать информационно-коммуникативные технологии.

Если внедрить средства информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения математики, то формирование математической компетентности учащихся будет более успешным (эффективным, качественным), что это приведет к совершенствованию обучения учащихся.

Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума содержания, это стандарты, в которых предъявлены требования к результатам: предметным, метапредметным и личностным.

Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования  и ориентации в мире профессий;

формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;

использования в образовательном процессе современных образовательных технологий

деятельностног

о

типа.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.

Цель использования ИКТ на уроке: формирование компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Задачи учителя математики, использующего ИКТ:

обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;

формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;

подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

научатся применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера;

овладеют общими универсальными приемами

информационной и алгоритмической культуры;

овладеют основными навыками и умениями использования компьютерных устройств.

Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности.

Формы занятий данной системы – это прежде всего практические занятия.

 

Основная часть

Использование ИКТ на уроке

Информационно-коммуникативные технологии могут применяться на уроках:

при изучении нового материала

при закреплении изученного материала

при повторении

при подготовке к итоговой аттестации

для контроля знаний.

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся. 

Использование компьютерных презентаций на уроках математики

Компьютерные презентации – это современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания самого урока, от цели и задач, которые ставится на уроке.

При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При решении устных упражнений презентация даёт возможность учащимся оперативно выполнять задания.

Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока.

Изучение нового материала
1. Фронтальная работа с классом 
2. Самостоятельная работа учащихся с электронным изданием.
Отработка учебных навыков по теме
1. Фронтальный опрос. Учитель использует проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, ученики их озвучивают. 
2. Самостоятельная работа учащихся с математическими тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике. 
3. Занятия практикумы 
4. Лабораторные работы
Самостоятельная работа учащихся
Контроль знаний
Контроль знаний с использованием компьютерных тестов (компьютер выдает % выполнения задания, ошибки, оценки). 
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ожидаемые результаты обучения при использовании компьютера на уроках математики: 

развитие

межпредметных

связей математики и информатики; 

формирование компьютерной грамотности; 

развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; 

формирование информационной культуры, творческого стиля деятельности учащихся;

 

подготовка учащихся к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании.

 

реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода. 

 

Использование

видеоуроков

на уроках математики

При изучении новой темы использую готовые видеоуроки. Они помогают экономить время, повышают мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса.

Для подготовки к уроку пользуюсь образовательным ресурсом:

https://videouroki.net/blog/matematika/

 

 

 

Использование тестов

Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании использую как бумажные, так и электронные варианты. Для контроля знаний на уроке мною используются специально составленные мультимедийные презентации - тесты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Тесты удобно использовать при компьютерном тестировании в разных форматах: фронтальная и индивидуальная работа, разноуровневая работа.

В своей работе я применяю  сайт http://uztest.ru/ , на котором создала свой личный кабинет. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики.  Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям. Не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организована  отработка  навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример.

 

Применение ИКТ во внеурочное время

Эффективная и популярная форма работы с учащимися – дистанционные олимпиады международного и всероссийских уровней, позволяет ребенку проявить свои способности, повысить интерес к изучению предмета.

Проект «

Инфоурок

»

Всероссийский конкурс «Эврика»;

Всероссийский конкурс «Эрудит».

Международный чемпионат математических и логических игр;

Международная олимпиада по основам наук;

Используемые электронные ресурсы в процессе преподавания математики

http://uztest.ru/

 

http://fipi.ru/

(открытый

банк заданий)

https://videouroki.net/blog/matematika/

http://festival.nic

snail

.

ru

/

index

.

php

?

option

=

com

_

content

&

view

=

article

&

id

=197&

Itemid

=133

http://www.zavuch.info/

http://nsportal.ru/

shkola/matematika

http://1september.ru/

Выводы

.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс развивает познавательный интерес учащихся к изучению математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышен эффективности обучения и самообучения. Использование ИКТ создает комфортную обстановку на уроке, формирует общие универсальные приемы информационной и алгоритмической культуры.

При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.

Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами. Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, оборудованном интерактивной доской ( при непрерывной работе за компьютером или с интерактивной доской) для учащихся 8-9-х классов - 25минут, 10-11-х классов –30минут. 
При подготовке к урокам, я всегда в первую очередь рассматриваю целесообразность использования ИКТ на данном этапе. Мною замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда я использую на уроке средства ИКТ. Даже самые пассивные включаются в работу. Практика использования информационных технологий подтверждает теоретические предположения, что ИКТ способствуют: развитию аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение, обобщение); 

развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие); формированию коммуникативных навыков; развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов; 

развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем , что, в итоге, ведет к повышению качества образования.

Кроме того, компьютер готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.
Требования к информационно-образовательной среде являются составной частью Стандарта. Информационная среда должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через нее учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в информационной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Используемая литература

Масюкова

Н.Г., Пикалова О.Н.

«Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК». Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.

http://projects.staviro.ru/attachments/

Мусатаева

И.С. «Методика разработки и использования средств информационно-коммуникационных технологий для формирования геометрической компетентности учащихся основной школы».

http://referatwork.ru  Рефераты

Сенаторова

Л.Г.«Формирование

математической компетентности учащихся средствами ИКТ».

http://nsportal.ru/.../formirovanie-matematicheskoi-kompetentnosti-uchash...

http://bsoschool.narod.ru/materials/pfikt.htm

Кардач А.А.«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики».

referats.allbest.ru/pedagogics/8700250472.html

Проект ФГОС общее образование.

http://standart.edu.ru

В.П.

Тузова

.

«

Использование ИКТ на уроках математики

»

http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=161

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×