Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование ИКТ на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО» | Наталья Владиславовна Кучина. Работа №239236

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Наталья Владиславовна Кучина
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Поэтому, приходится постоянно искать приёмы, формы и методы работы, которые сделают процесс обучения более интересным и результативным. Выстраивая свои уроки с использованием различных форм, приёмов и методов, стараюсь научить своих учеников продуктивно трудиться, проявлять самостоятельность и творческую инициативу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3,

города Фурманова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Системно - деятельностный подход

на уроках музыки

и во внеурочной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель ИЗО и Музыки,

Кучина Наталья Владиславовна

 

 

 

 

 

Фурманов

2020

 

«Системно - деятельностный  подход на уроках музыки

и во внеурочной деятельности»

 

«Влияние музыки на детей

благотворно, и чем раньше

они начнут его использовать

на себе, тем лучше для них»

В.Г. Белинский

 

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Поэтому, приходится постоянно искать приёмы, формы и методы работы, которые сделают процесс обучения более интересным и результативным. Выстраивая свои уроки с использованием различных форм, приёмов и методов системно-деятельностного подхода, стараюсь научить своих учеников продуктивно трудиться, проявлять самостоятельность и творческую инициативу.

 

В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства.

Это метод музыкального обобщения, метод забеганиявперед и возвращения к пройденному, метод драматургии.

Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.

Э.Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;

ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулирования детьми вывода;

закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.

В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д.Б. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. На уровне связи между темами четвертей реализация метода забегания вперед и возвращения к пройденному еще более очевидна. Так, первое полугодие III класса имеет название "Музыка моего народа", второе - "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ". Возвращение к пройденным произведениям аналогично подразумевает не просто их повторение, а восприятие уже знакомого в условиях новой темы.

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода - "режиссура" структуры урока, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева). Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.

Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например: поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т.д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том месте, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения.

Для реализации всех методов музыкального обучения я на уроках музыки использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история)

Для увеличения интереса к музыке использование новых форм работы (компьютер), творческие работы учеников, "Музыкальные копилки”, и другие формы.

Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения и формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры.

 

Используя конструктор урока, позволяющий плодотворно организовать учебную деятельность учащихся, который был разработан Селиховой Татьяной Юрьевной, в своей работе я использую некоторые известные приёмы на уроках музыки.

В начале урока использую такие приемы:

Для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины

, создания мотивации для изучения темы урока, использую прием

«Необъявленная тема»

Ученики сами определяют тему урока, я лишь помогаю и навожу на мысли.

«Ассоциативный ряд»

Тема урока "Балет"

Вывешиваю на доске слова

балерина

оркестр

танец

театр

музыка

Затемучащимся предлагается дать определение понятию балет.

 

3. «Ассоциативный ряд» (наоборот).Тема урока "Опера"

 

Пример: Вывешиваю на доске слова (ассоциативный ряд):

спектакль

декорации

хор

оркестр

солист

Далее предлагаю прочитать слова, вывешенные на доске, все они связаны с темой сегодняшнего урока, назовите её. (Тема урока "Опера".)

Затем предлагаю дополнить ассоциативный ряд.

Дети называют дирижер, костюмы, и т.д.

А теперь давайте дадим определение понятию опера. Опера - музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют хором или сольно, в сопровождении оркестра, управляемого дирижером.

 

К методам организации и осуществления учебных действий и операций относится:

Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.

Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.

 

Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения. Особой популярностью пользуется Лэпбук.

 

Для контроля усвоения знаний использую следующие Методы контроля и самоконтроля:

1. «Выбери ответ»

В разных концах класса вывешивается 2 или более пройденных понятия.

Детям в классе индивидуально или группе учащихся раздаются карточки с вопросами. За определенное время дети должны подойти к нужной надписи на стене, с правильным ответом.

Пример 1: надписи на стенах: опера, балет, мюзикл.

Карточки у детей:

П.И. Чайковский «Щелкунчик»;

М. Коваль «Волк и семеро козлят»;

Н. А. Римский-Корсаков «Руслан и Людмила»; и т. д.

Пример 2: Надписи на стенах: вокальная, инструментальная музыка.

Карточки у детей: песня, танец, симфония, ария, балет, опера, и т. д.

 

2. «Синквейн»

Синквейн - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Правила составления синквейна:

Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема;

Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке;

Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке;

Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм;

Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.

Например:

Музыка

Инструментальная, вокальная

Звучит, играет, слышится

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.

Искусство

 

Включение нового знания в систему знаний

Звучит музыка, на основе которой будут даны варианты домашнего задания.

Домашнее задание по теме «Импрессионизм в музыке и живописи»

Два варианта домашнего задания

(после слушания пьесы К.Дебюсси «Лунный свет»):

1. Нарисовать свою картину (эскиз) под воздействием этой музыки.

2 .Сочинить небольшой рассказ – зарисовку, на тему этой музыки.

 

Рефлексия

Рефлексия — обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе.

Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, детям — систематизировать знания.

«Яблонька»

Один из самых эффективных методов рефлексии по ФГОС.

Вам понадобится изображение дерева и яблок разных цветов. Можно ограничиться двумя цветами (например, желтое яблоко символизирует хорошее настроение, оранжевый цвет будет означать восторг.

«Звезда»

На 1 звезде запишите положительные моменты нашей работы, на 2 звезде предложения, пожелания

 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности. Форма различная: фестивали, конкурсы, музыкальные путешествия, смотры. Встречи с интересными людьми.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Процветают вокальные ансамбли «Веселые голоса» и «Лучики солнца».

Ведь на занятиях во внеурочной деятельности, мы создаем условия для самореализации и самоопределения личности ученика.

Работая с детьми по формированию музыкальной культуры посредством концертной деятельности, мы оказываем информационно-психологическое воздействие, как на отдельного ребенка, так и на группу детей в процессе общения, рассчитанного на эмоциональное восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

И в заключении хочется сказать словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×