«Использование ИКТ на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО» | Наталья Владиславовна Кучина. Работа №239236
Автор: Наталья Владиславовна Кучина
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Поэтому, приходится постоянно искать приёмы, формы и методы работы, которые сделают процесс обучения более интересным и результативным. Выстраивая свои уроки с использованием различных форм, приёмов и методов, стараюсь научить своих учеников продуктивно трудиться, проявлять самостоятельность и творческую инициативу.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3,
города Фурманова
«Системно - деятельностный подход
на уроках музыки
и во внеурочной деятельности»
учитель ИЗО и Музыки,
Кучина Наталья Владиславовна
Фурманов
2020
«Системно - деятельностный подход на уроках музыки
и во внеурочной деятельности»
«Влияние музыки на детей
благотворно, и чем раньше
они начнут его использовать
на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Поэтому, приходится постоянно искать приёмы, формы и методы работы, которые сделают процесс обучения более интересным и результативным. Выстраивая свои уроки с использованием различных форм, приёмов и методов системно-деятельностного подхода, стараюсь научить своих учеников продуктивно трудиться, проявлять самостоятельность и творческую инициативу.
В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства.
Это метод музыкального обобщения, метод забеганиявперед и возвращения к пройденному, метод драматургии.
Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.
Э.Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:
активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;
ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулирования детьми вывода;
закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.
В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д.Б. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. На уровне связи между темами четвертей реализация метода забегания вперед и возвращения к пройденному еще более очевидна. Так, первое полугодие III класса имеет название "Музыка моего народа", второе - "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ". Возвращение к пройденным произведениям аналогично подразумевает не просто их повторение, а восприятие уже знакомого в условиях новой темы.
Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода - "режиссура" структуры урока, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева). Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.
Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например: поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т.д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том месте, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения.
Для реализации всех методов музыкального обучения я на уроках музыки использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история)
Для увеличения интереса к музыке использование новых форм работы (компьютер), творческие работы учеников, "Музыкальные копилки”, и другие формы.
Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения и формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры.
Используя конструктор урока, позволяющий плодотворно организовать учебную деятельность учащихся, который был разработан Селиховой Татьяной Юрьевной, в своей работе я использую некоторые известные приёмы на уроках музыки.
В начале урока использую такие приемы:
Для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины
, создания мотивации для изучения темы урока, использую прием
«Необъявленная тема»
Ученики сами определяют тему урока, я лишь помогаю и навожу на мысли.
«Ассоциативный ряд»
Тема урока "Балет"
Вывешиваю на доске слова
балерина
оркестр
танец
театр
музыка
Затемучащимся предлагается дать определение понятию балет.
3. «Ассоциативный ряд» (наоборот).Тема урока "Опера"
Пример: Вывешиваю на доске слова (ассоциативный ряд):
спектакль
декорации
хор
оркестр
солист
Далее предлагаю прочитать слова, вывешенные на доске, все они связаны с темой сегодняшнего урока, назовите её. (Тема урока "Опера".)
Затем предлагаю дополнить ассоциативный ряд.
Дети называют дирижер, костюмы, и т.д.
А теперь давайте дадим определение понятию опера. Опера - музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют хором или сольно, в сопровождении оркестра, управляемого дирижером.
К методам организации и осуществления учебных действий и операций относится:
Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.
Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.
Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения. Особой популярностью пользуется Лэпбук.
Для контроля усвоения знаний использую следующие Методы контроля и самоконтроля:
1. «Выбери ответ»
В разных концах класса вывешивается 2 или более пройденных понятия.
Детям в классе индивидуально или группе учащихся раздаются карточки с вопросами. За определенное время дети должны подойти к нужной надписи на стене, с правильным ответом.
Пример 1: надписи на стенах: опера, балет, мюзикл.
Карточки у детей:
П.И. Чайковский «Щелкунчик»;
М. Коваль «Волк и семеро козлят»;
Н. А. Римский-Корсаков «Руслан и Людмила»; и т. д.
Пример 2: Надписи на стенах: вокальная, инструментальная музыка.
Карточки у детей: песня, танец, симфония, ария, балет, опера, и т. д.
2. «Синквейн»
Синквейн - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Правила составления синквейна:
Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема;
Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке;
Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке;
Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм;
Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.
Например:
Музыка
Инструментальная, вокальная
Звучит, играет, слышится
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Искусство
Включение нового знания в систему знаний
Звучит музыка, на основе которой будут даны варианты домашнего задания.
Домашнее задание по теме «Импрессионизм в музыке и живописи»
Два варианта домашнего задания
(после слушания пьесы К.Дебюсси «Лунный свет»):
1. Нарисовать свою картину (эскиз) под воздействием этой музыки.
2 .Сочинить небольшой рассказ – зарисовку, на тему этой музыки.
Рефлексия
Рефлексия — обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе.
Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, детям — систематизировать знания.
«Яблонька»
Один из самых эффективных методов рефлексии по ФГОС.
Вам понадобится изображение дерева и яблок разных цветов. Можно ограничиться двумя цветами (например, желтое яблоко символизирует хорошее настроение, оранжевый цвет будет означать восторг.
«Звезда»
На 1 звезде запишите положительные моменты нашей работы, на 2 звезде предложения, пожелания
Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности. Форма различная: фестивали, конкурсы, музыкальные путешествия, смотры. Встречи с интересными людьми.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Процветают вокальные ансамбли «Веселые голоса» и «Лучики солнца».
Ведь на занятиях во внеурочной деятельности, мы создаем условия для самореализации и самоопределения личности ученика.
Работая с детьми по формированию музыкальной культуры посредством концертной деятельности, мы оказываем информационно-психологическое воздействие, как на отдельного ребенка, так и на группу детей в процессе общения, рассчитанного на эмоциональное восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.
И в заключении хочется сказать словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».