Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета» ☼ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: яикова Лариса Владимировна

Тема   «Использование информационно-коммуникативных технологий  на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета»

 

    "Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!"

Добрый день, уважаемые коллеги!

     Темы  «Использование информационно-коммуникативных технологий  на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета» мною выбрана не случайно. Вопрос о качестве образования, для общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач.

      Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.

       Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, а учитель, работающий с мелом и доской, как бы он не старался, не может в полной мере передать многие особенности процессов, происходящих в биологических системах.

     Естественно в настоящее время нельзя обойтись без современных методов обучения, без применения информационных технологий. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.

       Но прежде чем говорить о том, какую важную роль играют информационные технологии  в том,  чтобы  методически грамотно подготовить и провести современный урок, необходимо сказать о том, что информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему и последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.

      Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами, когда учитель не прикован к своему рабочему месту, что позволяет осуществлять более тесный контакт с аудиторией и незамедлительную обратную связь.  И поэтому в первую очередь должен быть подготовлен учитель для грамотного использования компьютера в преподавании того или иного предмета.

       Применение информационных технологий  на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, идя в ногу со временем, я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своего  предмета ,

      В процессе обучения информационные технологии   позволяют повысить интерес и расширить кругозор учащихся по предмету, изменить традиционное преподавание, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке , которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавали условия для саморазвития и адаптации школьников.

        В изучении школьного курса  биологии я   выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

 - наглядное представление объектов и явлений микромира;

 -изучение биохимических процессов;

 -изучение природных процессов и явлений

 -моделирование биологического эксперимента; 

 -система тестового контроля

 -подготовка к ЕГЭ.

Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.

Конечно, для того, чтобы подготовить и организовать качественную работу в выбранном мною  направлении, необходимо постоянно обновлять свои знания и умения, в том числе и умения работы на компьютере.

 Получать необходимый опыт работы с  информационными технологиями и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:                                             

 1. Наличию   компьютерного оборудования, мультимедийного проектора, интерактивной  доски.

2. Изучению методической, педагогической литературы;

 3. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 5-го по 11-й класс, использование другого программного продукта;

4.  Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;

    Специфика биологической   информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

· скрыты от глаз наблюдателя;

· все процессы происходят в динамике.

  Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.

     Проанализировав биологические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

       При подготовке и проведении уроков биологии  на различных ступенях обучения я использую различные формы информационных технологий. Мое знакомство с информационными технологиями складывалось из нескольких этапов. 

1  Применение  готовых  электронных продуктов , которые   позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. 

2 Мультимедийные презентации , использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.  Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут  быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.  Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

 3. Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников биологии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении предметов.

 4. С поступлением в школу нового оборудования наступил новый этап освоения информационных технологий.   В этом году начала использовать интерактивную доску на уроках в старших классах. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно. В настоящее время от нас ждут конкурентноспособных учеников, способных быть высококвалифицированными специалистами. Этого возможно достичь, если мы научим  добывать знания, уметь вести самостоятельный поиск информации.

 5. Ресурсы сети Интернет  несут громадный потенциал образовательных услуг   и становится составной частью современного образования.

      Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Овладение учителем биологии возможностями Интернета позволит привлекать к урокам-лекциям дополнительный иллюстративный материал. А использование интерактивной мультимедийной программы на уроке помимо видеоизображения обеспечит его звуковое оформление и даже анимацию, работа с мультимедийными энциклопедиями, мультимедийными путеводителями по объектам природы, электронными учебниками, которые в большом количестве присутствуют в Интернете.

       Но при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.

Во-первых, информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Во-вторых, в сети представлено такое количество информации, что для поисков чего-то действительно нужного, несмотря на существование поисковых систем, зачастую требуется очень много сил и времени.

         Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками.

      Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии , а так же во внеурочное время тоже является важным звеном в моей работе, которому я уделяю большое внимание. Без использования компьютера такая работа была бы ни совсем полноценной и наглядной.

Только активная и целенаправленная работа обоих сторон даст положительный результат.

     Использование разных форм информационных технологий  на  уроках    биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается  в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

- способствует повышению познавательного интереса к предмету;                                              

- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;                                               

- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Информационные технологии  работают на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.     

      Эффективность использования информационных технологий  на уроках биологии доказывают следующие мониторинговые наблюдения, которые проведены мною за последние 2-3 года.

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Работа на уроке становится более увлекательной и интересной  Когда мною делались первые шаги в данном направлении, ребята не охотно соглашались на такую работу, но со временем работа связанная с использованием компьютера становилась для них все более интересной, и в настоящее время учащиеся сами изъявляют желание выполнить  работу, и даже сами предлагают темы презентаций. А вопросов связанных с подготовкой и выполнением заданий становится все меньше, это говорит о нарастающей компетентности учащихся в работе. Использование новых информационных технологий позволило существенно повысить интерес детей к предмету, к  учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

      Я уверена, что переход к информационным технологиям  создаёт надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс. Использование мною информационных технологий в учебном процессе способствует   росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

     Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но  вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которые составляют интеллектуальное богатство учителя. Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм.   

 

А  лучшей наградой служат успехи учеников! 

Пожалуйста, подождите.
x
×