«Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе». ☼
Автор: Подгайко ИринаЮрьевна
Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Учитель – профессия творческая.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Применение ИТ:
ü учебная деятельность
ü внеклассная работа,
ü активизация творческой деятельности учащихся и учителя.
Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса, и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность.
Внедрение ИТ осуществляется по направлениям:
ü создание презентаций, видео- и аудио файлов, фотослайдов к урокам;
ü использование готовых обучающих программ;
ü работа с ресурсами Интернет.
Для реализации у меня возникла необходимость применения в практике работы разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
ü развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
ü овладевать практическими способами работы с информацией;
ü развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися активизировать познавательную деятельность учащихся проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация) индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Презентации позволяют мне добиться максимальной активизации и визуализации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использования мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материала), оценить глубину понимания слушателями изучаемого материала.
В своей работе я использую различные виды информационных технологий – электронные учебники, презентации, обучающие игры. Данные виды информационных технологий применяются с учётом практической содержательности, системности и целостности учебного материала.
Использование информационных технологий во внеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современном уровне, создаёт особую эмоциональную атмосферу:
ü беседы;
ü праздники;
ü внеклассные мероприятия;
ü родительские собрания;
ü совершаем виртуальные экскурсии в разные уголки нашей огромной планеты, познавая окружающий мир.
Провожу уроки в кабинете с использованием одного компьютера в классе на рабочем месте учителя, подключенном к мультимедийному проектору.
В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера. В школе интенсивно вводится тестирование и я стараюсь не отставать от этого вида контроля.
Компьютерное тестирование провожу в кабинете информатики.
Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест ит. д.).
В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку, по окружающему миру и т. д., при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося.
В школах, активно использующих Интернет, имеется возможность для дистанционного обучения одаренных детей, часто болеющих детей, а также для проведения факультативов для всех учащихся.
Не так давно в сети Интернет появились новые формы обучения – дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют не замыкаться школьному коллективу на уровень школы, а выходить далеко за его рамки.
Для себя выделила возможные направления использования дистанционного образования на начальной ступени обучения: работа с одаренными детьми, часто болеющими детьми, а также системы работы во время актированных дней для всех учащихся.
Учащиеся принимают участие в интеллектуально-творческих проектах:
ü Дистанционный конкурс «V Всероссийский дистанционный марафон знаний «Русский язык»» Шуранов Андрей 16 место (из 400 работ) избранная работа;
ü III ДООНк (дистанционная обучающая олимпиада для учащихся начальных классов) Проект «Нескучная зима»;
ü Электронное периодическое издание СМИ «НУМИ» «По морям и океанам» (NUMI.RU) (Мищенко Мария);
ü Школьная научно - практическая конференция;
ü Международная детская творческая олимпиада KID OLIMP.RU
У учителя тоже есть возможность участвовать в профессиональных конкурсах. Конечно же, это важно: не стоять на месте, а искать новые способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства. Самообразование и саморазвитие - важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.
Поэтому так необходимы и дистанционные курсы повышения квалификации, которые позволяют при экономии времени получать максимум знаний, а также представление своего педагогического опыта в интернет ресурсах. Такие курсы могут проходить как в режиме реального времени (онлайн), так и по электронной почте.
Представление своего педагогического опыта:
Ø Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Методические разработки уроков «Тайное всегда становится явным», «Корзина с еловыми шишками»;
Ø Pedsovet.su. «Решение задач по сумме и разности», презентация по литературному чтению;
Ø электронное периодическое издание «Педагогическая газета» «Составные уравнения»;
Ø Участие в проекте «Источник знаний» proshkolu.ru - конкурс «Правила дорожного движения»;
Ø Дистанционный методический семинар ДООНк (дистанционная обучающая олимпиада начальных классов) 2010- 2011 – Методическая разработка урока «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора» (презентация);
Ø pedolimp.ru (педагогическая олимпиада) презентация стихотворения;
Ø nsportal – тест по русскому языку, буклет, презентация «Родословное древо»;
Ø Представила опыт работы по теме «Развитие литературных способностей у младших школьников» на курсах повышения квалификации в АОИПК и ППК;
Ø «Успешный учитель – успешный ученик» конкурсное представление проекта «Родословное древо» АОИПК и ППК.
Ø Член педагогического клуба «Первое сентября»
Ø Член сетевого содружество учителей nsportal.ru
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
ü активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
ü достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
ü развитию навыков самообразования самоконтроля у младших школьников;
ü повышения уровня комфортности обучения;
ü снижению дидактических затруднений у учащихся;
ü повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
ü развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникативной компетенции;
ü приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Таким образом, информационные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.