Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование инновационных технологий на занятиях цирковой студии «Риан» | Кузьмина Елена Арсентьевна. Работа №239688

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузьмина Елена Арсентьевна
Инновационные технологии в цирковой студии "РИАН", описание технологий, портфолио учащихся, "Диалог культур".

Использование инновационных технологий
на занятиях цирковой студии Риан
Кузьмина Е.А., педагог дополнительного образования, руководитель образцовой цирковой студии Риан МБУ ДО ЦВР Досуг Пролетарского района города Ростова-на-Дону
Один из ключевых моментов Национальной образовательной стратегии – инициативы Наша новая школа, нового ФЗ Об образовании в РФ - построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
В Концепции модернизации дополнительного образования детей до 2020 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей, которые в силу своей специфики способны создать необходимые условия для поддержки, развития и сопровождения детей в соответствии с их способностями, с учетом индивидуальных особенностей.
Поэтому сегодня очень важно добиться лучшей подготовки самих учителей, преподавателей и родителей, добиться единения всех сил, занимающихся воспитанием детей и подростков, преодоления межведомственных барьеров между школой и внешкольными учреждениями, всемерного развития художественного творчества детей и юношества на базе отечественной и мировой классики, народного искусства. Необходимо воспитывать у молодежи высокие духовные запросы и эстетические вкусы, потребность в физическом совершенствовании.
Видное место среди различных факторов воздействия на художественный вкус и духовно-нравственные потребности личности в школьном возрасте занимает цирковое искусство. Как известно, цирк представляет собой синтетический вид искусства, где соединены воедино: яркая зрелищность, искусство игры актера, фольклор, хореография, изобразительное искусство, музыка и физическое совершенство.
Приобщение детей к цирковому искусству оказывает эффективное воздействие на:
развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, приобщение к цирку, как к искусству; - обогащение духовной сферы ребенка и формирование его культурных потребностей в знаниях, в художественном восприятии, в общении;
физическое развитие и совершенство детей в ходе приобщения к цирковому искусству.
Для воспитания, цирковое искусство может принести большую пользу лишь при правильном подборе педагогами технологий, направленных на привитие интереса, целенаправленного использования средств цирка. Цирк типизирует и отражает в зрелищно ярких, эстетических формах, лучшие черты, свойственные нашей мужественной, физически сильной молодежи. Аплодируя ловким, смелым и умелым акробатам, жонглерам, наездникам, дрессировщикам, фокусникам, зрители видят в исполняемых номерах то, что вообще свойственно людям: уверенность в своих силах, смелость, стремление сделать человека прекрасным. Но, сожалению, в настоящее время очень мало детских цирковых коллективов, нет образовательных программ по данному направлению, а желающих заниматься цирковым искусством предостаточно. Поэтому, учитывая запросы социума, в 1987 году на базе ЦВР Досуг Пролетарского района была организована цирковая студия Риан.
Образовательная программа студии ориентирована на развитие каждого ребенка. Каждый может найти любимый цирковой жанр (клоунада, каучук, эквилибр, акробатика, жонглирование и др.), а затем совершенствоваться в нем. Программа направлена на формирование практических навыков от ознакомительного - до предпрофессионального. Занимаясь в цирковой студии, дети укрепляют свое физическое и психологическое здоровье, получают навыки общения, практические умения и навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни. Многие выпускники цирковой студии стали цирковыми артистами. Но даже если ребенок и не станет в дальнейшем цирковым артистом, то опыт совместной деятельности в коллективе в процессе занятий, репетиций, выступлений, совместных поездок на фестивали, конкурсы поможет легко адаптироваться в социум.
В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности - координационные, скоростные, силовые, выносливость. Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, цирковым искусством выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде деятельности.
Люди без костей - так называют исполнителей пластической акробатики (каучук, клишник) в цирковом искусстве. Главная задача в цирковом искусстве – демонстрация совершенства тела и сверхспособности двигательных действий человека.
Значительная роль циркового искусства в физическом воспитании младших школьников, определяется следующими возможностями:
широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие и решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи;
осуществления избирательного воздействия на строение и функции организма детей, а также развитие различных двигательных способностей;
точного дозирования физической нагрузки в соответствии с возрастом и степенью физической подготовленности.
В цирковом искусстве на начальном этапе занятий детей и подростков физическая подготовка направлена на комплексное развитие всех физических качеств, но больше внимания, по сравнению с остальными, уделяется воспитанию гибкости, под которой подразумевается способность выполнять движения с большой амплитудой.
Можно считать доказанным, что использование известных средств и методов воспитания гибкости в процессе выполнения физических упражнений является рациональным, и эффективность их бесспорна.
Эффективность процесса воспитания гибкости при занятиях цирковым искусством предопределяется не только использованием известных средств и методов на основе теоретико-методических положений, касающихся конверсии спортивной тренировки в детско-юношеском спорте, но и применением новых, нетрадиционных. В частности:
включение направленного педагогического внушения в методику
воспитания гибкости, что является одним из перспективных направлений исследования проблемы, повышения эффективности процесса ее развития;
методику локальных вдохов-выдохов, что обеспечит снижение болевых ощущений при использовании упражнений на гибкость и повышение уровня эмоционального состояния занимающихся;
специальные средства и методы в воспитании гибкости.
Педагогическое внушение определяется как форма словесного (вербального) метода спортивной тренировки, включенная в комплекс педагогических воздействий, направленных на управление психическим состоянием обучающихся и, как следствие, уровнем их сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности в учебном тренировочном процессе.
В качестве средств воспитания гибкости используют упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных движений. Комплексы таких упражнений могут быть направлены на развитие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики вашей двигательной деятельности.
Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовки занимающихся, количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровые и соревновательные методы.
Сочетание средств и методов в воспитании гибкости очень разнообразно.
*Чтобы добиться положительных результатов в работе, необходимо быть в курсе всех новшеств, достижений педагогики, психологии; необходимо внедрять в образовательный процесс инновационные технологии.
В настоящее время невозможно осуществлять педагогический процесс без использования инновационных технологий. Из всего разнообразия инновационных направлений, учитывая специфику цирковой студии, были выбраны технологии, согласно классификации Г.К Селевко. Инновационные педагогические технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образовательного процесса и личностно ориентированного подхода.
Использование инновационных технологий вызвано тем, что ранее существующие традиционные технологии носили субъект-объектный характер отношений между педагогом и воспитанником, отсутствовали условия для развития творческого потенциала личности, превалировал репродуктивный характер организации действий.
В своей практической деятельности я использую педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества,
гуманно-личностная технология,
игровые технологии,
технологии проблемного обучения,
технологии коммуникативного обучения,
технологии дифференцированного обучения,
индивидуального обучения,
информационные технологии,
здоровье сберегающие технологии,
групповые технологии.
Инновационные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать целей, поставленных образовательной программой Путь к успеху.
Концепция современного образования построена таким образом, чтобы создать оптимальные условия для раскрытия и реализации творческого потенциала учащихся, оказать им помощь в правильном выборе будущей профессии. Понимание, что интеллектуальный потенциал нации является главным гарантом ее развития и благополучия, побуждает к поиску новых сочетаний форм, методов, приемов обучения, которые бы позволили максимально раскрыть творческие способности каждого ребенка.
Ввиду того, что в периодической печати, педагогической литературе, широко обсуждается проблема использования инновационных технологий в образовательном процессе, я сделала вывод, что мой опыт может быть интересен и полезен для педагогов и специалистов системы дополнительного образования. Как уже отмечалось, в своей практике я использую множество педагогических технологий. Остановлюсь лишь на некоторых из них.
Необходимо отметить, что для поддержки и раскрытия потенциальных возможностей учащихся, необходимо разработать систему, которая способствовала бы раскрытию их природных задатков, а также самореализации их творческих способностей и вместе с тем создать условия для повышения мотивации к самопознанию и самосовершенствованию.
Но, к сожалению, в данном вопросе существуют противоречия: не существует стандартной технологии, которая бы помогала одинаково развивать таланты детей в студии, каждый ребенок индивидуален.
Поэтому для детей, которые показывают определенные успехи в каком-то виде, жанре циркового искусства, разрабатываю индивидуальные маршруты образовательной программы, которые позволят выстроить индивидуальную траекторию развития его творческих способностей и достижения высоких результатов в данном виде деятельности.
В своей деятельности я использую педагогическую технологию Диалог культур.
Диалог является важнейшей составляющей процесса обучения, т.к. диалоговая среда позволяет раскрыть и развить личностную позицию, личностный опыт. При подготовке циркового номера дети изучают историю родного края, историю костюма, быт, традиции Донской земли, изучают музыкальный материал. Таким образом, в цирковой студии имеются замечательные возможности через приобщение детей к искусству народов, их фольклору и др. средства выйти на изучение истории культуры, искусства русского народа, а отсюда - к пониманию и принятию культурных особенностей др. народов. Многообразие национальной культуры отражается в постановке таких номеров как: На завалинке, Березка, Казачок, композиция Русские зарисовки, Сакура, Павлин, Иван-капитан, Сельские забавы, На крыльях ветра. Обращение к этнографии, к культуре Донского края не только создает яркий цирковой номер, но и играет большую воспитательную роль - формирует чувство гордости за национальную культуру, воспитывает чувство патриотизма.
В настоящее время на занятиях цирковой студии Риан широко используются информационные технологии. При подборе репертуара просматриваем фильмы, клипы, концертные номера, выступления цирковых артистов разных стран, фестивали и конкурсы на CD. Используя информационные технологии, осуществляется подбор музыки к номерам, компонуется музыкальный материал, делаются фонограммы. Большое значение для формирования художественного вкуса, эстетической культуры воспитанников имеет качество исполняемых номеров, поэтому подготовленные номера, фрагменты номеров записываются на цифровую камеру, а затем на компьютере просматриваются.
Выявляются недочеты, огрехи, ошибки, т.о. номера шлифуются, оттачиваются. Сформирована фильмотека цирковой студии РИАН. Рекламные буклеты, программки, афиши, удостоверения, логотип студии т.е. все, что сопровождает выступление коллектива - мы тоже делаем, используя компьютерные технологии, все должно быть ярким, красочным, эстетичным.
Для достижения позитивных результатов своей деятельности я постоянно работаю над своим самообразованием, повышаю свое педагогическое мастерство на курсах повышения квалификации, посещаю занятия, мастер-классы своих коллег не только в России, но и за рубежом. Например, летом 2013 года я посетила мастер-классы мастеров циркового искусства на международном фестивале-форуме в Венгрии, и сама провела творческую лабораторию для руководителей детских цирковых коллективов. В своей работе я постоянно веду подбор материалов и приемов обучения, побуждающих учащихся мыслить, анализировать, делать выводы, а также самостоятельно ставить творческие номера.
Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к цирковому искусству.
Применение информационных технологий способствует:
личностному развитию учащихся;
повышению интереса детей к цирковому искусству;
росту творческой активности учащихся в процессе обучения;
повышению самостоятельности, ответственности;
формированию у учащихся эстетического, эмоционально- целостного отношения ко всему прекрасному.
В 2010 году был создан сайт цирковой студии Риан, на котором размещена информация о студии. Через сайт осуществляется общение с другими цирковыми коллективами не только в пределах России, но и за рубежом.
Инновационным методом оценивания являются портфолио учащихся, в которые входят следующие разделы:
титульный лист;
общая информация об учащемся;
мои интересы;
мои достижения (дипломы, грамоты, сертификаты, свидетельства, благодарности);
моя творческая работа (фотографии, проекты, статьи и т.д.);
отзывы и рекомендации;
результаты мониторинга;
самоанализ воспитанника.
С помощью портфолио можно определить индивидуальные образовательные маршруты, личностный рост учащегося, способствовать активному участию ребенка в процессе его обучения и воспитания, сформировать ключевые компетенции, необходимые человеку для успеха.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×