Статья Использование интерактивных форм работы в процессе формирования речевых компетенций учащихся. Автор: Лахтеева Светлана Вячеславовна

Автор: Лахтеева Светлана Вячеславовна
Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей-практиков, организовать речевое взаимодействие на уроке не всегда просто, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.


Автор: Лахтеева Светлана Вячеславовна

Стратегической задачей развития школьного образования является обновление его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности. Главная цель обучения иностранному языку сегодня - формирование коммуникативной компетенции т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.

Общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса с преобладанием фронтальных форм работы, когда учитель спрашивает / побуждает ученика к речевой деятельности – ученик отвечает. Типичными формами работы при «многостороннем» общении являются групповые и коллективные, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности.

Именно при организации «многостороннего» общения на уроке иностранного языка происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса, создаются возможности для раскрытия личностного потенциала каждого ученика. Взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия «по правилам» и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком.

Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей-практиков, организовать речевое взаимодействие на уроке не всегда просто, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.

Что же означает термин «интерактивное» обучение? В переводе с английского глагол “interact” обозначает «взаимодействовать». В данном случае, традиционный подход к обучению отходит на второй план, ведь ученики хотят взаимодействовать не только с преподавателем, но и друг с другом, обмениваясь накопленными знаниями. На данном этапе знания не «вкладываются» каждому ученику в голову, т.к. обучаемый самостоятельно работает над тем, чтобы приобрести необходимые навыки. Каждый из учеников активно работает над тем, чтобы выразить свою точку зрения, включиться в обсуждение и продемонстрировать приобретенные знания.

Необходимо отметить, что интерактивное обучение происходит в процессе участия в так называемыхspeech events”, благодаря которым каждый имеет возможность проявить свои лучшие качества. Основной особенностью интерактивного обучения является направление ученика в нужное русло. Отличным примером может стать дискуссия, когда все ученики вовлечены в процесс обучения одинаково. Немаловажным фактором является то, что занятие проходит полностью на иностранном языке, в результате чего активизируются все участки головного мозга, и ученик начинает думать на английском, используя и активную, и пассивную лексику.

Интерактивные технологии – технологии, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.

Целью применения интерактивных методов и приемов работы в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Интерактивные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.

В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.

Основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивные технологии предполагают:

иалоговое общение;

-приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения;

азвитие критического мышления;

азвитие умения решать проблемы;

-комплексное взаимодействие УУД на уровне мышления, воспроизведения, восприятия;

ормирование личностных качеств учащихся.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативную компетентность, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку заставляет и учит работать в команде.

Позвольте предложить вашему вниманию технологии интерактивного обучения, применяемые мною на уроках.

 

Технология «Карусель»

Как и многие интерактивные технологии, «карусель» позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за считанные минуты несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «Знакомство», «Национальности», «Разговор в общественном месте» и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Данную технологию широко применяю на уроках в начальной школе, а также в 5-6 классах.

Технология «Театр»

Данная технология чем-то сродни спектаклю ( другое название технологии «Аквариум»), где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. С использованием элементов технологии «Театр»мною проведены уроки «Наша деревня» во 2 классе, «Погода вчера, сегодня и завтра» в 4 классе, «Британия – страна традиций» в 7 классе и др.

Технология «Социологический опрос»

Она предполагает движение учеников по всему классу или работа в группах с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке. Данная технология использовалась на уроках «Мой день» в 6 классе, «Кино» в 7 классе, «Экологическая обстановка в мире» в 8 классе.

Технология «Незаконченное предложение»

 Детям предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Эту технологию применяю во всех классах, где работаю преподавателем английского языка. Разница состоит в сложности построения предложений и объёме используемого словарного запаса.

Технология «Верите ли вы, что…»

Данный вид языковой практики можно использовать при работе над любой темой. Причем учащимся сначала предлагается «поверить» учителю, а затем придумать свои высказывания в рамках заданной темы.

Технология «Брейн-ринг»

Этот вид языковой практики очень хорошо подходит для уроков- обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексику, грамматику, чтение, аудирования и письмо. Данная технология требует серьезной подготовительной работы. Уроки с применением данной технологии проводились мною в 9 классе по теме «Наука и технологии», в 8 классе по теме «Олимпийские игры», в 10 классе по теме «Проблемы экологии» и др.

Технология «Обучающая игра»

Игровые технологии – это, пожалуй, наиболее часто применяемые мною интерактивные технологии обучения английскому языку. Приведу примеры использования таких технологий.

Ролевая игра («В магазине», «Знакомство», «В кафе», «Репортаж», «Интервью», «Ориентация в городе» и т. д.)

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Имитация («Телефон»)

Образовательная игра («Бинго», «Угадай животное», «Найди слово», «Перейди на другой берег» и др.)

Деловая игра

Как показывают результаты обучения, применение игровых технологий на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

Технология «мозгового штурма»

  Мозговая атака, «брейнсторминг» является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Очень эффективно начинать урок с «мозгового штурма» в качестве речевой зарядки - Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …? Можно предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.

Технология применялась при проведении уроков в 8 классе «Природа и человек», в 9 классе «Средства массовой информации», в 11 классе «Права и обязанности».

Технология составления «ментальной карты»

Иначе их называют интеллектуальными картами, картами знаний, Mind Maps, «карты ума», «интеллект карты», «идейные сетки», «карты памяти». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой.

Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”). Термин был предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении. Пример составления «ментальной карты» по теме “Teenage Problems” можно видеть на рисунке.

 

Технология Jigsaw («ажурная пила»)

Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно при работе с лексикой, грамматикой или с учебным текстом. Признаюсь, данная технология не опробована мною в достаточной степени.

Технология “языковой портфель”

 Она способствует демонстрации учащимися своих достижений (например, “Моя копилка”, участие в выставках). Это раздел, с которым дети работают постоянно. “Копилка” – это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, рисунки с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, аппликации, поделки. Технология активно используется практически всеми современными учителями иностранных языков.

Технология «Cluster» (гроздь)

Данный прием служит для стимулирования мыслительной деятельности, которая характеризуется спонтанностью графического отображения. Систематизация материала происходит путем высказывания мысли в виде грозди, т.е. расположения мыслей в определённом порядке.

Технология работы с использованием данного приёма: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Этот приём может быть использован:

- при систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;

- на стадии рефлексии при проверке полученных знаний по теме.

Технология «Синквейн»

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. «Синквейн» - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.

Правило написания «синквейна»:

- В первой строчке тема называется одним словом (обычно именем существительным).

- Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

- Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

- Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

- Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

7класс .Тема «мои интересы»

Films

Funny, interesting

Laugh, relax, enjoy

They are worth seeing

Pleasure 5.Удовольствие

11 класс. Тема «И наступит завтра»

Profession

Useful, prestigious

Choose, work, enjoy

It’s very important

Life

С большим удовольствием работают с синквейнами учащиеся 9-11 классов, способные быстро анализировать информацию и синтезировать идеи.

В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные компетенции, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, учат работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников. Важно отметить, что суть интерактивных технологий обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

 

Литература

1. Гегечкори Л.Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1979. Вып. 5.

2.  Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика: монография. 2 изд., перераб. и доп. М., 2008.

3Неживлева И.А. Интерактивные методы обучения иностранному языку. URL: http://sociosphera.ucoz.ru/publ, (дата обращения 01.04.2014)

4. Скорина М.С. Интерактивные методы обучения иностранному языку. URL: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441.doc.htm (дата обращения 23.11.2011)

8. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М., 2008.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x