Статья Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР. Автор: Масленникова Марина Александровна

Автор: Масленникова Марина Александровна
Кинетический песок  — новый и необычный материал для развития познава­тельных процессов, который может использоваться в учебных целях. Основу этого продукта (98 %) составляет самый обыкновенный песок и всего 2 % — особый полимер, который и придает песку удивительные свойства. Полимерные материа­лы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он, с одной стороны, пластичен, с другой — текуч. 


Автор: Масленникова Марина Александровна

Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Кинетический песок — новый и необычный материал для развития познавательных процессов, который может использоваться в учебных целях. Основу этого продукта (98 %) составляет самый обыкновенный песок и всего 2 % — особый полимер, который и придает песку удивительные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он, с одной стороны, пластичен, с другой — текуч.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый пластиковый ящик, лучше с крышкой, чтобы песок не засыхал. Традиционный его размер 50x70*8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Для детей дошкольного возраста рекомендуется использовать 2,5-5 кг кинетического песка для индивидуальной работы. Кинетический песок безопасен для детей-аллергиков, так как не содержит глютена и казеина. Он не оставляет следов на одежде и на поверхностях. Очищение производится не реже одного раза в месяц: песок нужно изъять из песочницы и прокварцевать. Срок службы песка не ограничен. Для организации игр с песком потребуется набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир.

Как правило, дети с речевыми расстройствами страдают отсутствием умения к обобщению предметов, плохо считают, плохо ориентируются в пространстве. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание о предметах, их назначения, учат сортировать предметы по логическим категориям. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, пословицы, составляют предложения, короткие рассказы, сказки. Детям нравится не только лепить предметы, но и выкладывать на песке буквы и слова, что способствует их быстрому запоминанию.

 

Во время изучения лексической темы можно предложить ребенку вылепить овощи, фрукты, животных и другие предметы и рассказать о них. Так как для детей данный вид деятельности — новый, они с удовольствием вступают в общение, активно участвуют в беседе, достаточно полно и точно стараются отвечать на вопросы. При работе с кинетическим песком у детей совершенствуется как диалогическая, так и монологическая речь. Дети в процессе занимательной деятельности осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал.

 

Игры с песком:

развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

снимают мышечную напряженность;

помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде;

развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый взрослым;

стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью, осмысливать происходящее, находить способы

решения проблемной ситуации

;

помогают преодолеть комплекс «плохого художника», поскольку можно создавать художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

развивают творческие действия, позволяют находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

способствуют расширению словарного запаса;

помогают освоить навыки

звуко-слогового

анализа и синтеза;

развивают фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Строя сказочный мир, ребенок разыгрывает сцены, озвучивая своих героев, или просто делится впечатлением от работы с живым песком. Даже самые застенчивые и молчаливые дети не выдерживают, чтобы не поделиться впечатлением и проявляют бурные эмоции! Кстати, это еще одно яркое подтверждение тому, что кинетическая песочница непосредственно влияет на развитие речи у детей.

 

 

 

 

 

 

Учитель - логопед: Масленникова Марина Александровна

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x