Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование материалов устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Керимова Татьяна Николаевна

Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

М.А.Шолохов.

Введение.

Актуальность. Сегодня бывает очень обидно слышать, как многие дети общаются между собой и со своими родителями. Их речь косноязычна, груба, часто непонятна. Многие дети не могут, высказать свое отношение к чему-либо, их словарный запас скуден. Поэтому, я считаю, что именно в начальной школе нужно уделять очень большое время и внимание на изучение произведений устного народного творчества. Тем более, с их помощью учение становится увлекательным и желанным, а самое главное, приносящим хорошие результаты, усвоения учебного материала.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», - писал А.Н.Толстой.

Глава 1

Еще со времени моего обучения в Ивановском педагогическом колледже я увлеклась использованием произведений устного народного творчества на уроках русского языка и литературы в начальной школе. Это и загадки, и пословицы, и поговорки, и, конечно, русские народные сказки. Детям все это очень близко, интересно, они слышат сказки уже с первых дней жизни. И когда они приходят в первый класс, у них уже есть свой определенный запас.

11роизведения устного народного творчества я использую:

1.      На уроках литературного чтения при анализе изучаемых произведений. Дети подбирают пословицы, поговорки, когда составляют характеристику героев, дают оценку происходящему в данном произведении, высказывают свое отношение к самому произведению, к поступкам героев.

2.      На уроках русского языка при изучении словарных слов, при отработке навыков орфографической зоркости.

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую учителя, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. Л между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1)  установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

2)  заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3)  яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

4)  образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Вот тут как раз нам и помогут загадки, пословицы, поговорки.

Загадка - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Загадки развивают мышление, стремятся через свое «поэтическое» окошечко познакомить человека с окружающим его миром, причем привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.

Пословицы - это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально­исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер. Пословицы

-      это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание груда как основы жизни. В них формулируется нравственный кодекс народа, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы. В пословицах осуждается глупость, лень, нерадивость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляются ум, трудолюбие, скромность, трезвость и другие необходимые для счастливой жизни качества человека.

Поговорки - это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывающие ритмически

организованными, не обладающие свойствами поучать и обобщать социально­исторический опыт народа. Назначение поговорки — как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь.

Изучив прог рамму русского языка, сделала выборку всех словарных слов, изучаемых в начальной школе. Я разделила их на определенные группы:

1.      Имена существительные;

2.      Имена прилагательные;

3.      Глаголы;

4.      Наречия;

5.      Имена числительные.

Мой метод изучения словарных слов больше обращен к именам существительным. При этом мною выделены следующие этапы изучения и запоминания данных слов:

1.      Загадывание загадки учителем - отгадывание учащимися.

2.      Показ иллюстрации учителем.

3.      Запись слова в тетрадь с выделением ударения, подчеркиванием трудной буквы.

4.      Запись слова в контексте пословицы, поговорки, предложения, взятого из известной сказки.

На этом работа в классе над изучением данного словарного слова заканчивается, но она продолжается дома. Дети записывают это слово в свой словарик, самостоятельно подбирают пословицы, поговорки, загадки. При этом они пользуются различными справочниками, сборниками, и даже, иногда, ресурсами Интернета.

На следующем уроке ребята делятся своими находками. Каждый хочет, чтобы выслушали найденный именно им материал. Вся эта работа носит исследовательский характер. Ребенок сам себе помогает учиться. И самое главное, он нашел самостоятельно, пусть иногда с помощью родителей, он никогда не забудет и при написании словарного слова не сделает ошибки. А это то, что нам нужно.

С учащимися мы ведем словарь, изучаемых слов по школьной программе.

Пример со словарными словами, используемый мной на уроках._________________________

Загадка

Пословица, поговорка

Предложение

Береза

Зелена, а не луг, Белена, а не снег, Кудрява, а не голова.

Береза не угроза: где стоит, там и шумит

Привела лиса Котафея Иваныча к норе, а волк на березе сидит, а медведь на сосне и крепко спит. (Лиса и Котафей Иваныч)

Берег

Два брата через мать друг на друга глядят.

Красна река берегами, а обед пирогами.

Соломинка протянулась с берега на берег. Лапоть пустился по ней на ту сторону. (Пузырь, Соломинка и Лапоть)

Ветер

Без рук, без ног дверь отворяет.

> 

Не бросай слов на ветер. Не море топит корабли, а ветры.

Пошел старик к попу, занял у попа меру муки и несет домой, а сверху ничем не прикрыл. А ветер был сильный, он у него и размел всю муку. (Из сумки двое)

Ворона

Окраской сероватая, Првадкой вороватая, Крикунья хрипловатая -

Пуганая ворона и куста боится. Каркает как ворона.

Зайцы рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту

 

Известная персона. Кто она?

 

разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался. (Заяц - Хваста)

Горох

На жарком солнышке подсох,

И рвется из стручков...

Как горох об стену. Не смейся, горох, - не лучше бобов: намокнешь и сам лопнешь.

Пустил мужик петуха в подвал. Петух там нашел горох и стал кур скликать. Мужик услыхал про находку, вынул петуха, а горошины полил водою. (Чудо из чудес)

Деревня

Много домиков - все в ряд, По дороженьке стоят.

Что ни деревня, то обычай, что ни двор, то разговор.

Василиса была первая на всю деревню красавица. Мачеха и сестры завидовали ее красоте, поминутно к ней придирались и мучили ее работами, чтобы она от трудов похудела, от ветра и солнца почернела.

(Василиса Прекрасная)

Дорога

Неживая - а идет, Неподвижна - а ведет

Смелые дороги ведут к победе. Умный товарищ - половина дороги.

Шла лиса по дороге и нашла лапоток. (За лапоток - курочку, за курочку - гусочку)

Заяц

Зимой белый, летом серый.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Трусливому зайцу и пенек - волк.

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, у зайчика - лубяная.(Лиса, Заяц и Петух)

Лисица

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, кур крадет.

Старую лисицу хитростям не учат. Лисичка всегда сытнее волка живет.

Наловил старик рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисица свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая. (Лисичка- сестричка и волк)

Медведь

Летом наедается, зимой высыпается.

Для медведя зима - одна ночь. Кто боится медведя, тот боится и его следов.

Медведь с волком обрадовались и ну рвать бычка: рвали, рвали, видят, что одна шкура да солома, покачали головами и разошлись по домам. (За лапоток - курочку, за курочку - гусочку)

Месяц (единица времени)


 

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких.

Летний день месяц кормит.

Живут молодые и месяц, и два, и три, Мартынка что ни день все новые дворцы строит да сады разводит. (Волшебное кольцо)

Молоко

Белое, а не вода, Сладкое, да не мед, От рогатого беру, Деточкам даю.

Корова в тепле - молоко

Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала, пора бы и домой, да вот беда: головы из кувшина вытащить не может. (Лиса и кувшинушка)

Мороз

Без рук рисует, без зубов кусает.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Морозко опять прибавил морозу. Вот на третий день скачет Морозко по ельничкам, по березничкам, по частым боркам, по веретейкам. (Морозко)

Обед

Что после завтрака, но раньше ужина?

I

Пролежал на печи, так про обед помолчи.

Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе на обед. (Лиса и Журавль)

Осина

Никто не пугает, а она вся дрожит.

Дрожит, как осиновый лист.

Снежевиночка побольше всех набрала ягодок. Подружки взяли ее да убили, под осиной схоронили, катышком укатали, блюдечком утрепали. (Снежевиночка)

Петух

Начальничек невелик, а долго спать не велит.

Петух скажет курице, а она - - всей улице.

Жил-был старик. У него был кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот понес ему есть, а петуха оставили стеречь дом. (Кот, Петух и Лиса)

Пшеница

В поле росла,

Под жерновом была.

Из печки на стол караваем прцшла.

Пшеница - среди хлебов царица.

Пришло время - пшеница созрела. Мужик взял себе вершки, а медведю отдал корешки. (Мужик, Медведь и Лиса)

 

Сапог

Два братца не могут расстаться -

Утром в дорогу, ночью к порогу.

Сапожник без сапог. По размеру ноги выбирай сапоги.

Жили три брата: два умных, а третий дурак. Умные братья поехали в город товаров закупать и говорят дураку:

- Слушайся наших жен, а мы тебе купим сапоги красные и кафтан новый. (По щучьему веленью)

Собака

Г ладишь - ласкается, Дразнишь - кусается.

Собака - верный друг человека. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

В одной деревне жил-был мужик; у него была собака. Смолоду сторожила весь дом, а как пришла тяжелая старость, и брехать перестала. Надоела она хозяину. (Волк - дурень)

Сорока

Бела как снег, черна как жук,

Вертится как бес,

И повертка в лес.

Сорока на хвосте весть принесла. Сорока стрекочет - гостей пророчет.

Тотчас поймали сороку, подвязали два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой - говорящей. Сорока слетала, принесла воды. (Белая уточка)

Топор

Мужик едет из лесу, зеркало за поясом.

Взял топор, возьми и топорище. Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Принесла старуха топор. Солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. (Каша из топора)

Яблоко

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко, А откусишь - сладко.

Яблоко от яблони недалеко падает. Только глупец рубит яблоню, чтобы достать яблоко.

Повадилась к царю в сад летать жар-птица. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую царя яблоню, срывала с нее золотые яблоки и опять улетала. (Сказка о Иване- царевиче, жар-птице и о сером волке)

 

Фрагмент урока

-    Ребята, отгадайте загадку: «Четыре ноги, да не зверь, есть перья, да не птица, очень хорошо на ней спится», (кровать).

-Правильно, (вывешивается иллюстрация из сказки «Машенька и три медведя»). Запишем это слово в тетрадь. Ударение падает на второй слог нвать -. Безударный непроверяемый гласный - о - . Подчеркнем букву о. Перед вами несколько пословиц:

1.      Хозяин лежит - весь дом лежит, хозяин с кровати - весь дом на ногах.

2.      Больному и золотая кровать не поможет.

3.      На кровати лежать, так и ломтя не видать.

4.      Рано в Кровать, рано вставать.

-Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц (идет обсуждение). Спишите в тетрадь любую понравившуюся пословицу.

-Прочитайте предложения.

В горнице стояли три кровати: одна большая - Михайлы Иванычева, другая средняя - Настасьи Петровнина, а третья маленькая - Мишенькина. Девочка легла в большую кровать, ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

-     Из какой сказки взяты эти предложения? Кто главный герой сказки? Найдите и прочитайте, как звали медведей.

-Спишите первое предложение, подчеркните все знакомые орфограммы и объясните правило, которым вы пользовались при написании.

Использую в своей работе словарные диктанты. Сначала дети отгадывают загадки, в тетрадь пишут отгадки (словарные слова), затем слова объединяют в какую-либо тему, вспоминают сказки или пословицы, где эти слова встречаются. Далее записывается текст и идет работа по соответствующей теме урока. Поэтому словарная работа не является каким-то обособленным элементом урока, а становится частью урока и изучаемой темы. Предлагаю фрагмент такой работы:

Словарный диктант.

Маленький, беленький:

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Желтая хозяюшка Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала И с собой унесла.

Собой не птица,

Петь не поет.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

Летом гуляет,

Зимой отдыхает.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Утром распевает,

Время считает.

Дети записывают в тетрадь следующие словарные слова: Заяц, лисица, собака, медведь, петух.

-  В какой русской народной сказке есть все эти звери? («Лиса и заяц.»)

Текст для записи (можно продиктовать текст, можно списать с доски и вставить пропущенные буквы на изученные орфограммы).

Жили-были лисица да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна-красна - у лисицы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избы и выгнала. Собака пробовала выгнать лису - не смогла, медведь не смог, а петух выгнал лису. И стали они с зайцем жить-поживать в лубяной избенке.

Работа над лексическим значением некоторых слов.

-  Что значит «избенка лубяная»?

1       - Почему весну называют «весна-красна»?

Работа по теме урока «Упражнение в распознавании частей речи».

-   Найдите имена существительные, укажите число и род имен существительных.

-   Найдите и подпишите местоимения в тексте.

-   Разберите последнее предложение по членам предложения и подпишите части речи.

Изучать тему урока на примере интересного, уже знакомого текста из сказок намного увлекательнее, чем просто отрабатывать материал на отдельных словах, и это дает больший эффект.

Предлагаю некоторые тексты для работы по следующим темам:

Раздельное написание предлогов. Правописание безударных гласных в корне слова.

Петушок.

Ходит (по) дв..ру п..тушок. (На) г..л..ее красный гр..бешок. (Под) носом красная б..р..дка. Нос (у) Пети долотом. Хвост (у) Пети к.лесом. (На) хв.хте узоры, (на) н..гах шпоры. Лапами Петя кучу разгр.. бает, курочек (с) цыплятами созывает.

Гласные и согласные в приставках.

Василиса Премудрая.

Подлетела к крыльцу золоченая коляска. Вышла из коляски Василиса Премудрая. Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые.

Василиса Премудрая отпила из стакана. Остатки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем, а косточки за правый рукав спрятала.

Махнула она левой рукойсделалось озеро. Махнула правой ~ поплыли по воде белые лебеди.

Предложение. Текст.

Снегурочка.

Вот и последний снег растаял. Зацвели в лесах, на лугах цветы. Птицы с юга прилетели. А Снегурочка грустит, в тени сидит. Раз посыпался крупный град. Обрадовалась снежная девочка. Но град быстро стал водой. Снегурочка заплакала.

Правописание предлогов.

Овцы дружно ходили около леса. За стадом наблюдал волк. Глупые ягнята стали бегать по всему полю. Два ягненка отошли от стада. Они далеко ушли. Старая овца забеспокоилась, позвала их. Волк посоветовал им не слушать мать. Волк их поймал.

Местоимение.

Баба-Яга.

Жили себе дед да баба. Дед овдовел и женился на другой жене, а от первой у него осталась девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести. Раз отец уехал в город, а мачеха попросила девочку сходит к ее сестре и отнести иголочку и ниточку. А сестра эта бала Баба- Яга костяная нога.

На уроках литературного чтения мы читаем произведения и анализируем их. Развивая речь детей, я использую при характеристике героев или каких-либо поступков элементы устного народного творчества. На уроках литературного чтения, вместе с

 

учащимися ведем читательские дневники. Учащиеся ищут меткую пословицу или поговорку характеризующую героя или его поступок.

Пожалуйста, подождите.
x
×