«Использование метода моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов». | Коротаева Алёна Владимировна. Работа №206405
Автор: Коротаева Алёна Владимировна
ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно.
Моделирование - это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации. Следовательно, модель - некий объект (система), использование которой служит для получения знаний о другом объекте (оригинале). Например, географическая карта.
Наглядность моделей основана на следующей важной закономерности: создание модели производится на основе предварительного создания мысленной модели - наглядных образов моделируемых объектов, то есть субъект создает у себя мысленный образ этого объекта, а затем (вместе с детьми) строит материальную или образную модель (наглядную). Мысленные модели создаются взрослыми и могут преображаться в наглядные при помощи определенных практических действий (в которых могут участвовать и дети), дети также могут работать с уже созданными наглядными моделями.
Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. На основе такой работы происходят важные для полноценного психического развития детей изменения - овладение системой умственных действий в процессе интериоризации.
Моделирование напрямую связано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую знания о другой подобной. Познавательные переобразования совершаются на объекте - модели, но результаты соотносятся к реальному объекту. Идеализированный объект тоже вид моделирования, но воображаемого конструированного предмета, не имеющего аналога в действительности. Моделирование это логическая операция, при помощи которой, делается обследование данного объекта и характеристик, недоступных для восприятия. В основном, модели бывают: предметные, предметно - схематические и графические.
Понятием „модели" подразумеваются разные вещи: определенную конструкцию, воспроизведение объекта с определенной целью, идеальный образец. Чтобы выполнить эти свойства моделирующий и моделированный объект должны быть в зависимости подобия. Воспроизводство не полностью, а объект представлен в форме для анализа. Он может быть идеальным или материальным в естественной или в искусственной форме. Содержание
объекта определяется тем, что получили в процессе моделирования. В нем могут быть представлены вещи, свойства или отношения структурного, функционального или генетического типа. У моделей есть: наглядность, абстрактность и фантазия, гипотетичность и подобие. Имея ввиду, свойства объекта, которого воспроизводят, модели могут быть: субстратные, структурные и функциональные. Они еще бывают: познавательные и непознавательные (учебные). Имеют креативную, репрезентативную и эвристическую функцию. Обеспечивая проникновения в объект и воспроизведения его свойств и отношений, модель воплощает цель и является инструментом для ее достижения. Моделирование предполагает предварительные знания об объекте, переношение знаний от модели к объекту, практическую проверку полученных знаний. Моделирование всегда имеет предварительно фиксированную цель и является не просто формой материализации предварительно открытого в сознании отношения, а действие его конструирования, что придает ему эвристический характер. Познавательные модели обеспечивают получение нового знания, а учебные - для овладения этим знанием.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:
1. усвоение и анализ сенсорного материала;
2. перевод его на знаково-символический язык;
3. работа с моделью.
Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.
В старшей группе способы наглядного моделирования включают:
- обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей;
- использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов;
- умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные ит.д.);
- умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению;
- умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.);
- умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов;
- самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы, уделяют внимание на то, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогают схемы, символы, модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.
Работу с использованием карт-схем и символов лучше начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.
Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, предлагались задания, где детям надо было анализировать внешний вид объектов, выделять характерные признаки, использовать анализ схем с изображением характерного признака. А затем, предлагалось самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы.
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей, делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений, при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая
доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов. Символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им
уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в
работе с дошкольниками состоит в том, что: • ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов; опорные картинки; блок – рамка.
Закономерности формирования моделирования у дошкольников: - Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. - Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер. - Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений. - Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д. - Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. - Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план. Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Так, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.