Автор: Т.Г. Калайтан, Т.В.Шурыгина, И.В. Тишкевич
Использование метода проектов для формирования общих компетенций студентов
Т.Г. Калайтан, Т.В.Шурыгина, И.В. Тишкевич г. Топки
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе СПО. Необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определение своей деятельности.
Уже недостаточно владеть багажом суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально – значимым достижениям. Именно поэтому, личностная направленность образования, сегодня является одной из основных тенденций развития системы СПО, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей студентов, развитие учебно – познавательной активности и творческой самостоятельности.
Проектное обучение – это полезная альтернатива обычной аудиторской работы. Проект мы используем как дополнение к другим видам обучения, что дает возможность разнообразить учебную работу, превращает образовательный процесс в результативную творческую деятельность. Использование методов проектов дает студентам почувствовать, что они способны заниматься научной деятельностью.
Под нашим руководством был осуществлен проект по дисциплинам «математика» и «физика» на тему «Гармонические колебания в реальных процессах и явлениях». Проект выполнили студенты 2 курса техникума по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Работа проводилась на протяжении всего периода изучения разделов «Дифференциальное исчисление» по дисциплине «математика» и «Колебания» по дисциплине «физика».
Студенты группы были разделены на три проектные группы, каждая из которых занималась исследованием своей части общего алгоритма. Проектные группы проводили исследования самостоятельно, получая консультации с нашей стороны. Для представления результатов исследования студентами была подготовлена презентация. На защите презентации выступали представители всех групп.
По завершению работы над проектом студентам было предложено написать письмо самому себе, в котором они расскажут о своей работе.( Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите нам, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Мы хотим узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Важно обращаться к себе как к кому-то другому, кому вы очень хотите помочь).( Были получены следующие результаты
.Научились работать с источниками из которых можно получить необходимую информацию.
Обрабатывать полученные данные.
Строить графики гармонических колебаний, выявленных в реальных явления и процессах.
Установили межпредметную связь областей математики, физики, устройство автомобилей.
Расширили свой кругозор, научились работать в команде.
Учебно - исследовательская работа по теме «Гармонические колебания в реальных процессах и явлениях»
Цель работы:
1.Формирование навыков исследовательской работы студентов.
2. Наблюдение реальных явлений и процессов.
3. Выявление в реальных явлениях гармонических колебаний.
Задачи:
1. Уметь ориентироваться в информационном пространстве: находить источники из которых можно почерпнуть информацию.
2. Формировать навыки самостоятельной работы в команде.
3. Построение графиков гармонических колебаний, выявленных в реальных процессах.
4. Расширить кругозор студентов и показать межпредметную связь областей математики, физики, устройства автомобилей.
Этапы работы.
1.Подготовительный:
-обсуждение темы, цели, задач работы;
- определение состава группы и количества участников.
Обсуждение происходит совместно с преподавателями(Шкробко Е.Г., Шурыгина Т.В., Калайтан Т.Г.).
2.Планирование работы.
- определение источников информации;
- распределение обязанностей среди членов команды;
- исследование гармонических колебаний на примерах
математического маятника, работы поршня в двигателе внутреннего сгорания, работы часов с маятником.
3. Исследовательская деятельность.
- анализ теоретического материала по заданной теме;
- лабораторные работы;
- обработка полученных данных.
4.Результаты.
-представление полученных данных в графиках, сообщениях ,слайдах студентов.
5. Презентация.
-выступление на конференции.
Наблюдение гармонических колебаний на примере математического маятника
Заключение
В результате удается:
- своевременно вовлекать студентов в различные виды исследовательской деятельности, как на уроке, так и во вне урока;
- организовывать продуктивную и групповую работу;
- заинтересовать, увлечь процессом деятельности на уроке и во внеурочной работе;
- развивать познавательные способности; осуществлять поиск и использовать информацию для поставленной задачи.
Список использованной литературы
1. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская.- Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
2. Пахомова, Н.Ю.Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. / Н.Ю.Пахомова, Н.Ю, Н.В. Дмитриева, И.В.Денисова, И.В.Суволокина -3-е изд., исп. и под. – г. Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", 2012. — 52
3. Мякишев, Г.Я. Физика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Бухонцев.- 12изд.- М. Просвещение, 2009.- 337с.
4. Мордкович, А.Г.Алгебра и начало анализа 10-11классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г.Мордкович.- 5- е изд. – М.:Мнемозина, 2004. – 375с.