Использование методических приёмов для проведения рефлексии на современном уроке в условиях реализации системно-деятельностного подхода

. Автор Белик Ирина Васильевна

«Использование методических приёмов для проведения рефлексии на современном уроке в условиях реализации системно-деятельностного подхода»

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед »

Евгений Доманский

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути,  но и способствует формированию и развитию базовых  учебных навыков, а также достижению каких-либо результатов обучения.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Основная цель педагога на этом этапе– сформировать рефлексивные навыки у детей , способствующие психическому и личностному росту ребенка .

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

стимулировать развитие интереса ребенка к своему внутреннему миру; научить детей реально, объективно оценивать себя, свои возможности и поступки;

научить понимать и уважать другие точки зрения;

сформировать умение анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления;

сформировать умение разрешать конфликты с позиции ненасилия;

развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

сформировать позитивное отношение к себе и сверстникам.

Осуществлять рефлексию можно по-разному:

на отдельных этапах урока;

в конце каждого урока, темы;

постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Одним из методов рефлексии являются рефлексивные круги.

Эта форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния учащихся. Такая форма работы помогает решить многочисленные задачи развития индивидуальности ребенка: налаживать эмоциональное взаимодействие с детьми; учить их трудному искусству слушать и слышать друг друга; учить ребят усваивать, принимать правила школьной жизни через их обсуждение; на основе обсуждения различных мнений, точек зрения помогать ученикам обогащать собственный опыт.

Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищенности. Также круг можно назвать и “атмосферным явлением”, потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей класса. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка.

Задача рефлексивного круга дать возможность детям научиться оценивать свою деятельность, определять и называть свои чувства, которые он испытывал сегодня: радости от того, что научился новому, удовлетворения от того, что помог кому –то, огорчения из-за того, что не все получилось.

Данный метод дает возможность детям совместного проживания и установления жизненного сообщества свободных, равных отношений детей друг с другом. Педагог выстраивает свою деятельность на основе диалогичного общения. Дети, совместно с педагогом, учатся проявлять интерес к нравственному, духовному и душевному миру людей, его обогащению; изучают возможности и механизмы развития внутреннего мира человека; учатся оценивать поступки с позиции их позитивного влияния на кого-либо или на что-либо; понимать другие точки зрения, разрешать конфликты с позиции ненасилия, общаться с позиции равноправия между людьми, идти на компромисс, что способствует установлению естественных доверительных отношений.

Рефлексивный круг помогает учащимся больше задумываться о том, что они делают, переживают; понять, почему у них что- то не получается; определить, что они будут делать в будущем («на следующей свободной работе», «в будущем году», «на следующей недели», «через несколько дней»); не стесняться рассказывать про свои эмоции, переживания; не бояться высказывать свои мысли; лучше понимать своих одноклассников, их трудности, радоваться их успехам; терпеливо слушать, что говорят другие; делать любую работу вместе с другими; самим оценивать, как они выполнили задание.

«Рефлексивные круги» используют при проведении классных часов, клубных мероприятий, коррекционных занятий, заключительных, обобщающих уроков и т.д.

Виды рефлексивных кругов.

Личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых.

Событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению…

Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.

Еженедельный итоговый рефлексивный круг (отчетный).

Проводится с периодичночтью раз в месяц, неделю, четверть с использованием специально разработанных “Листов достижений”, экрана, радуги настроения. Если есть не читающие дети, “Лист достижений” может содержать схематичные рисунки, отображающие основные виды взаимоотношений ребенка с окружающим его миром.

Дети постарше учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей, где они участвовали, в каких мероприятиях, что им понравилось больше всего, что они запомнили и где еще хотели бы поучаствовать.

 

И результат своей продуктивной (или непродуктивной) деятельности, самовыражения, своего общения со сверстниками в школе ребенок может видеть в своем портфолио, где отражается вся его активность и жизненная позиция.

Рефлексивный круг может проводиться: по итогам свободной работы. без плана, когда в течении дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию. Рефлексивный круг проводится по-разному. Это могут быть:

Общее обсуждение темы;

обсуждение вопроса или темы в небольших группах (по три-четыре человека) ;

оформление мнения или отношения ученика в виде мини- сочинения, рисунка, теста и их обсуждение;

проигрывание по ролям ситуации и высказывание своего отношения к увиденному;

различные игры и упражнения.

Задания рефлексивного вида можно также как и учебный материал делить подгруппы

Задания для 1 типогруппы

-Подумай, что у тебя в результате получится?

-Реши, сколько ты сможешь выполнить заданий?

- Сообрази, как это будет выглядеть? и т.п.

Упражнения 2 типогруппы учат ребят говорить о том, что и как они делают, учат сравнивать свою работу с заданием и с работой других учеников.

задания типа: - Сравни с ... - Сделай вывод о... - Скажи, что ты делал вначале, а что потом ...и т.д.

Задание для 3 типогруппы нужны для того, чтобы тьютор знал, понимают ли его дети, правильно ли они оценивают свою работу.

К ним относятся уточняющие вопросы, например: «Спросите меня, как.....».

Упражнения для 4 типогруппы создают атмосферу радостного настроения, ожидания радости в будущем, удовольствия от работы, т.е ситуацию успеха.

Темы рефлексивных кругов различны.

Рефлексия это трудно. Ученики не сразу начинают работать в рефлексивном круге. В начале обучения все испытывают трудности: не умеют выражать словами свои мысли, чувства; не всегда понимают вопросы и задания ; не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают; боятся высказывать свое мнение, думают что над ними посмеются. Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость , прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе, настаивать на своем мнении. Речь ребят становиться эмоциональной, в запас слов больше и разнообразнее.

Высказывая свою точку зрения, ребята начинают употреблять выражения: « я думаю...» «я считаю...» «я согласен...» « я не согласен...» «я хочу дополнить...». Такие высказывания поощряются вопросами : Как вы считаете? Кто хочет высказать свое мнение? Кто хочет дополнить? Согласны ли вы с таким мнением? Несомненно, такое умение свободно высказывать свои мысли и чувства помогает ученикам формировать уважительное отношение к себе, к своим возможностям.

Необходимо побуждать учащихся к более полным ответам вопросами: Почему ты так думаешь? А что будет, если...? Зачем это нужно? Ребята учатся пополнять запас слов, лучше объяснять свои действия, формулировать свои мысли, а значит лучше понимать, что и как они делают.

При анализе высказываний ребят очевидно, что они учатся сравнивать свои действия в настоящем с тем, что было ранее, пытаются планировать будущую работу. При обсуждении они используют выражения: «Мы работали...»; «Нам было интересно...»; «Ранее мы не...»; «Мы научились...»; «На следующей работе нам нужно...» «Теперь мы знаем ...» и т.д. А если ребенок хорошо понимает каким он был, что в нем изменилось и что будет с ним в будущем, он научится свободно выбирать свое будущее.

Из выше сказанного можно сделать заключение, что рефлексивный круг - это такая форма работы с детьми, которая действительно помогает им понимать себя и других, жить в мире с собой и другими. Во-первых, участие в рефлексивном круге развивает у ребят умение строить Я- высказывания, т.е говорить от первого лица, выражать свои личные мысли и чувства. Во-вторых, работая в рефлексивном круге, учатся строить полные, развернутые высказывания, т.е расширяют объем высказывания. В-третьих, в рефлексивном круге школьники учатся анализировать свои действия в прошлом, настоящем и предстоящем будущем, т.е учатся строить жизненную перспективу. В-четвертых, ребята учатся быть активными, вовлеченными в обсуждение, учаются понимать и чувствовать свою значимость для других людей и значимость других для себя. Таким образом, рефлексивный круг служит верным средством развития индивидуальности детей, так как учит их слушать и слышать друг друга, обсуждать различные мнения, точки зрения, принимать правила школьной жизни через их обсуждение, помогает ученикам обогащать собственный опыт и т.д. Наблюдая, пытаясь понять, как влияет на развитие ребят их участие в рефлексивном круге, я не только разобралась в важности этого вида обучения для младших школьников , но сумела многое понять и в своей собственной индивидуальности.

 

 

 

 

Примеры «рефлексивных» кругов

1. «Пятерочка». Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно; указательный палец - мне было трудно (не понравилось); средний – для меня было недостаточно; безымянный палец – мое настроение; мизинец – мои предложения.

2.Тема:«Я глазами других»

Цель: дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точку зрения..

Материал: камешек, коврики.

Содержание. Дети сидят в кругу на ковриках. Педагог показывает им волшебный камешек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Школьники передают друг другу камешек со словами: «Я дарю тебе камешек потому, что ты самый…»

(подбираются соответствующие определения).  Педагог подводит итог: «Этот камешек помог вам сказать много доброго, хорошего. Давайте же с еще большей любовью и вниманием относиться друг к другу».

 

3.Тема:«Тайна моего Я».

Цель: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умения принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Материал:    подсвечник со свечой, спички, зеркальце, аудиозапись классической музыки, стулья для каждого ребенка.

Содержание. Дети сидят в кругу на стульях. Педагог объясняет: «Сегодня мы собрались в кругу, чтобы лучше узнать друг друга». Зажигается свеча. «Помните сказку А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы узнать что-нибудь о себе, царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». Педагог показывает детям «волшебное» зеркальце и говорит: «У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос «Кто я?». Давайте расслабимся, внимательно посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои увлечения, успехи, неудачи». Звучит музыка. Педагог продолжает: «Меня зовут … Я очень люблю детей, поэтому выбрала профессию учителя. Мне нравится читать книги, слушать музыку. Меня очень радуют ваши успехи, но я огорчаюсь, когда вы совершаете недобрые поступки». Далее высказываются дети. Педагог обобщает: «Вы рассказали много интересного, сумели лучше понять себя, разобраться в своих успехах и неудачах. Все мы разные, у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, которые кто-то может исправить сам, а кому-то нужна помощь. Давайте внимательнее и добрее относиться друг к другу, во всем помогать». Дети берутся за руки и задувают свечу.

 

5. Календарь (экран, радуга) настроения 1 школьного дня и недели

Как можно определить настроение ребенка после проведенного учебного дня? Можно использовать цветопись или ее еще называют "экран настроения". С его помощью можно наблюдать настроение каждого ребенка ежедневно, анализировать причины изменения настроения.

Красный цвет -

радостное;

желтый цвет - спокойное;

зеленый цвет - мне все равно;

черный цвет - плохо, уныние;

фиолетовый цвет - тревожное, грустно.

Оформить "экран настроения" можно различными способами и поместить его на ваш отрядный уголок.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».

Каждый день ребята закрашивают свою клеточку соответствующим их настроению цветом.

Цветопись - это материал к размышлению, осмыслению. Это рефлексия дня. Педагог сразу сможет увидеть, что ребята "сидят" в черном или фиолетовом цвете, или, наоборот, надолго в красном, - нужно ли ждать срыва в поведении. Бесконечное нудное настроение - повод для размышления.

 

6. Тема:«Как я могу изменить мир к лучшему?»

Цель: развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей, точку зрения, формировать сплоченность группы.

Материал: «волшебные» очки.

Содержание. Дети садятся в круг. Педагог показывает им «волшебные» очки: «Тот, кто их наденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и хорошенько рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своего соседа. В конце занятия педагог говорит: «А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» Дети высказывают свое мнение. В заключение подводится итог: волшебные очки помогли увидеть что-то хорошее в каждом, даже то, чего раньше никто не замечал. Они помогли понять, как можно изменить окружающий мир, обстановку в группе.

Тема: «Я и мои эмоции»

Цели: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки; развивать единство, сплоченность.

Материал: пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний, аудиозапись с веселой музыкой, коврики.

Содержание

Дети сидят в кругу на ковриках. В центре разложены карточки с изображением различных оттенков настроений.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение, и покажите карточку, которая больше всего похожа на ваше сегодняшнее настроение. (Дети показывают карточку и говорят о настроении. В конце педагог обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, задумчивое и т.д.)

А что можно сделать, чтобы повысить настроение? (Дети по очереди предлагают разные способы: улыбнуться, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, послушать веселую музыку, можно прочитать веселое шуточное стихотворение).

- Послушайте шуточное стихотворение «Муха-чистюха» Я.Бжехва.

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье,

В отличном клубничном варенье.

В понедельник – в вишневой наливке.

Во вторник – в томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в киселе и смоле.

В пятницу – в простокваше,

В компоте и манной каше...

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах!

Ужасно – ужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

- Я думаю, если у кого-то из детей и было плохое настроение, то теперь оно стало значительно лучше.

 

Тема:«Я и другие».

Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, развивать в детях умение выражать свое отношения к другим (если нужно — критично, но тактично), способствовать сплочению группы.

Материал: клубок ниток, спокойная музыка, аудиозапись.

Содержание. Дети сидят в кругу. В руках у педагога клубок ниток: «Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. Наш класс — это ваш второй дом. Здесь вы проводите целый день, радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные и хорошо знаете достоинства и недостатки каждого. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Подумайте немного (звучит спокойная музыка) и пожелайте это тому, кто сидит рядом с вами». Педагог начинает разговор, обращаясь к сидящему рядом ребенку, например: «Я желаю тебе оставаться веселой, умной девочкой, научиться хорошо рисовать и поменьше плакать из-за пустяков. Затем взрослый передает клубок ниток сидящему рядом ребенку. Тот высказывает пожелания своему соседу и вручает ему клубок и т.д. Когда клубок возвращается к воспитателю, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя по просьбе ведущего, как тесно они связаны друг с другом. Педагог подводит итог: «Мы составляем единое целое. Каждый из нас очень важен и значим в этом целом. Если не будет хотя бы одного из нас, то нить оборвется. Так давайте же всегда поддерживать друг друга и нити, которые нас связывают

 

Проведение практикума «Рефлексивные круги»

«Использование методических приёмов для проведения рефлексии на современном уроке в условиях реализации системно-деятельностного подхода»

- Сегодня мы с вами станем участниками рефлексивного круга под названием «Строим дом».


Оборудование:
- ¼ листа формата А4 на каждого участника,

- клеящие карандаши по кол-ву малых групп,

- треугольник «крыши» по кол-ву малых групп,

- цветные карандаши.

 

Как правило, по окончании определенного этапа работы, необходимо провести рефлексию. И я хотела бы узнать насколько вы комфортно себя чувствовали, получая может быть новую для кого-то информацию, перенимая опыт коллег.

В преддверии Нового года мы полны надежд на более глубокие эмоции, события, впечатления, свершение заветной мечты, яркие впечатление и т.д.

Я предлагаю вам построить дом «Надежды».

 

- В начале нам нужно разделиться на группы. Нас с вами, даже если мы незнакомы, объединяет общая педагогическая деятельность и на данный момент единая тема семинара. Так, что и в нашем коллективе есть единые цели и задачи.

 

Для начала, конечно же, нам нужно заложить фундамент для будущего дома.

Фундаментом нашего дома будут оценочные лесенки. (3 бала). Подумайте, обсудите в группе, на какой балл вы оцените вашу работу за полугодие (с сентября по декабрь)

.

На выбранную группой ступень крепится смайлик.

(анализ – почему вы оценили свои достижения на этот бал?)

Для ведущего: уровень самооценки, её адекватность.

 

Теперь возводим стены.

У каждого из вас будет свой «кирпичик» в этом доме. Возьмите его и попробуйте в виде рисунков рассказать о себе, о том, что интересного произошло

в вашей деятельности за полгода (с сентября по декабрь)

, чем вы увлекались, что приобрели за этот период. Цветные карандаши перед вами на столах.

 

Для

ведущего

:

отмечайте, кто из участников использует темные цвета, хорошо бы узнать причину такого мрачного мировосприятия, постараться помочь или направить к специалисту. Очень мелкий неинформативный рисунок может рассказать о скованности, зажатости или тревожности учащегося

 

Замечательно! Теперь нам нужно

из кирпичиков построить стену

, соединяя их между собой (приклеивая после рассказа каждого).

 

Расскажите

в течение

0,5

минуты о том, что вы н

арисовали на своих «кирпичиках».

 

 

Для ведущего: диагностический момент – интересно посмотреть, кто взял на себя смелость (лидерская позиция) выступать перед всеми, и как это у него получилось. При дальнейшей работе желательно, чтобы в роли лидера смог побывать каждый участник малой группы.

Установили фундамент, с

тены возвели, теперь необходимо добавить крышу. Она будет символизировать наши планы, надежды. Обсудите в группе и запишите на треугольнике, что вы ждете от наступ

ающего

года (как учитель, кл. руководитель, администратор)?

 

Для ведущего: совпадают ли планы у большинства или они разрозненны, не связаны единой целью.

 

Наш дом «Надежды» построен. Давайте еще раз задумаемся, для чего нам нужны были его части. Итак, ступени? (определение резерва коллектива, его сильных и слабых звеньев: кому необходима помощь уже сейчас, а кто может её оказать сам, поделиться своим опытом).

Стены? (возможность поделиться своими эмоциями, впечатлениями, переживаниями, получить поддержку, а так же выявить лидеров, как явных, так и скрытых).

Крыша? (наши перспективы, настрой коллектива, единство целей и направлений).

Для получения «обратной связи» после выполнения очередного этапа работы вы можете при помощи рефлексивного упражнения «Поле слов».
Инструкция: Обведите в овал на поле те 5 слов или словосочетаний, которые точнее всего описывают ваши ощущения при оценке своей работы.

Для учителя: ограничение количества слов (словосочетаний) поможет детям внимательнее прислушаться к себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации учителям

по подготовке к мероприятиям в форме «рефлексивных кругов»


Подбирая материал для проведения рефлексивных кругов необходимо:

грамотно адаптировать все виды работ, упражнений для своего класса в соответствующей обстановке;

подбирать упражнения соответственно возрасту и развития детей;

владеть определенным набором средств, которые способствуют снятию психологических барьеров и скованности, создают доброжелательную обстановку;

предпочесть работу в малых группах, что ставит учащихся в такие условия, где каждый будет иметь возможность высказываться и быть услышанным, где из мнений каждого складывается общее мнение группы. Это является одним из условий развития творческого мышления, раскрепощенности в оценках;

не повторять упражнения, чтобы не притуплять их новизну для детей, не притупить остроту ощущений, что может привести к шаблону и неискренности;

не теряйте контроль за временем, при необходимости логично прерывайте упражнение – пусть оно завершится на следующем уроке (классном часе и т.п.);

не разрешайте детям отнимать время у других рассказами или действиями, не относящимися к теме мероприятия. Чтобы возвратить детей к теме используйте приемы прерывания;

напоминайте детям, что «нет игры, ради игры». По возможности спрашивайте детей о целях того или иного упражнения, их значимости для класса в целом и для каждого в отдельности.

Методические рекомендации учителям

по подготовке к мероприятиям в форме «рефлексивных кругов»


Подбирая материал для проведения рефлексивных кругов необходимо:

грамотно адаптировать все виды работ, упражнений для своего класса в соответствующей обстановке;

подбирать упражнения соответственно возрасту и развития детей;

владеть определенным набором средств, которые способствуют снятию психологических барьеров и скованности, создают доброжелательную обстановку;

предпочесть работу в малых группах, что ставит учащихся в такие условия, где каждый будет иметь возможность высказываться и быть услышанным, где из мнений каждого складывается общее мнение группы. Это является одним из условий развития творческого мышления, раскрепощенности в оценках;

не повторять упражнения, чтобы не притуплять их новизну для детей, не притупить остроту ощущений, что может привести к шаблону и неискренности;

не теряйте контроль за временем, при необходимости логично прерывайте упражнение – пусть оно завершится на следующем уроке (классном часе и т.п.);

не разрешайте детям отнимать время у других рассказами или действиями, не относящимися к теме мероприятия. Чтобы возвратить детей к теме используйте приемы прерывания;

напоминайте детям, что «нет игры, ради игры». По возможности спрашивайте детей о целях того или иного упражнения, их значимости для класса в целом и для каждого в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x