Использование методов повышения качества урока.

Автор: Колесникова Марина Андреевна

Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.

Элберт Хаббард

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования

.Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Школьник не просто готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.


Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?

Так, каким же должен быть современный учитель? Пожалуй, сложно ответить на этот вопрос. С одной стороны, это должен быть человек, способный создавать условия для развития творческих способностей школьников, творческого восприятия знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, повышать мотивацию к изучению предметов, то есть “… изучать… те способы и технологии, которые пригодятся в будущем”.

Современная школа, ориентированная на повышение качества образования, имеет в своем арсенале достаточное количество современных педагогических и информационных технологий и методов. Задача педагогов - последовательно и эффективно применять их.

Хотелось бы поделиться  теми методами и технологиями , которыми  чаще всего я пользуюсь на своих уроках , которые помогают мне достичь определенных результатов.

(слайд)

А)Переходя от изучения одной темы к другой для более эффективного использования изученного материала, я остановилась на методе проектов.

(слайд)

Проектная методика даёт неограниченные возможности для реализации многих проблем: боязнь применять речевые навыки на практике, то есть боязнь говорить на иностранном языке, пассивность и безынициативность учащихся.

На мой взгляд, работа над проектом развивает у учащихся самостоятельность и активность, заинтересованность и творчество, повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка, а это в свою очередь ведёт к повышению качества знания.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Например. В начальной школе после изучения каждого раздела отводится 1 урок на проект. 4 урока –проекта отводится в каждом классе . Во 2 классе дети после изучения английского алфавита самостоятельно изготавливают книжку-малышку «ABC», В 3 классе после изучения раздела «Продукты» ребята составляли меню для главного героя гномика Тайни , в 4 классе 

Первый вопрос, которые задают ученики, когда мы заканчиваем изучать тему: «Будем ли мы делать проект по этой теме?». Это говорит о том, что учащиеся воспринимают работу над проектом с интересом и энтузиазмом. Мы обсуждаем в классе и решаем какой будет проект. В разных классах. получаются самые разные проекты.

Проект№1

В третьем классе ребята готовили проект по теме “ Новогодние игрушки». ” Учащиеся предпочли работать индивидуально .. Кто-то сделал снежинку, кто-то шарик. И каждый поздравил друга на английском языке.

Проект №2

В конце изучения 3 раздела дети индивидуально приготовили открытку для гномика Тайни  (показ готовых проектов)

Б)В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрас­тающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использо­вать необходимые знания. Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обуче­ния позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей. Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития само­стоятельной деятельности учащихся.

Для меня современный урок - это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать вы­сокую мотивацию и эмоциональную окраску уро­ка. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие ди­дактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока.(показ материала)

       Что дает использование мультимедиа на таком уроке? Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала. Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят, способствует по - иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.

 

Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:

1.     Урок изучения нового: традиционный (комбинированный), лекция. Такой урок имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний, при объяснении нового материала я использую презентации. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.

Учитель «не отменяется», я координирую, направляю, руковожу и организую учебный процесс, воспитываю. А «рассказывать» материал вместо меня может компьютер. Богатство содержательной поддержки делает урок не только усваиваемым, но и более увлекательным.

Пример: на уроке по теме «Лондон » на протяжении всего урока я объясняла материал с помощью презентации, на слайдах которой дети знакомятся с достопримечательностями Лондона , с новой лексикой

На уроке « Shopping » с помощью презентации проводила  знакомство с новой лексикой по теме «Покупки»

2.     Урок комплексного применения знаний: грамматическая работа, урок развития навыков чтения и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Пример: на уроке по теме «Конструкция  to be going to do smth» учащиеся отрабатывают употребления данного оборота речи, сами составляют предложения с ним.

Мною замечено, что учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда я при объясне­нии нового материала применяю презентации. Даже самые пассивные из них с огромным же­ланием включаются в работу, с интересом про­сматривают слайды и отвечают на вопросы. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы и оборудова­ние. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя.

Пример: на уроках обобщения можно проводить видеоуроки, которые учащимися очень хорошо воспринимаются, такие уроки учащиеся ждут с нетерпением. На уроке в 9 классе по теме «Советы путешественнику: поведение в аэропорту, самолете» мною был проведен видеоурок .Дети с интересом повторяли за диктором новую лексику и фразы, запоминали правила поведения в аэропорту.

 

В)Предметные недели В целях обобщения и закрепления учащимися знаний по предмету, повышения интереса к предмету проводятся предметные недели. Проведение предметной недели- это не столько развлечение , сколько одна из форм организации обучения , которая связана с основным программным курсом обучения и призвана углублять и дополнять его , тем самым повышать уровень образования учащихся , способствовать их развитию и расширять кругозор

Например .С11 марта по 18 марта в нашей школе прошла неделя иностранных языков. Учителями иностранного языка были даны нестандартные уроки .КВН “The happy grammer”  в 3-х классах. Урок-конференция «Достопримечательности России, Британии и США» , лингвистическая игра  “Enjoy the stations” прошли для  учащихся 6 классов ,мини-спектакли «Волк и семеро козлят» (5 класс) и «Колобок» (8а класс) были показаны учащимся 1-3 классов (показ фотографий)

Д)      Чтобы поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока я веду  поиск эффективных методов обучения, и таких методических приемов, которые активизировали речевую деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к английскому языку у значительного числа учащихся в большей степени зависит от методики ее преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, использовал это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно на раннем этапе обучения, когда еще формируются, определяются интересы и склонности к тому или иному предмету.

      Немаловажная роль отводится играм на уроках – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра - это активный способ достичь многих образовательных целей и задач (например, игры на закрепление пройденного материала).

 Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, это также идеальный способ расслабиться, как говорится, с пользой для дела. Игра помогает снять скованность, особенно если отсутствует элемент соревнования, оценки, подведения итогов. Хотя иногда соревнование оживляет игру. Игра помогает надолго запоминать необходимые сведения и исправлять ошибки учеников, не позволяя им закрепиться в речи, усиливает мотивацию школьников, а ситуативная игра позволяет старшеклассникам окунуться в решение проблем, связанных выбором их будущего профессионального пути.

      Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

      Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что познают, запоминают, ориентируются в необычных пространствах, пополняют словарный запас, развивают фантазию. Даже самые из пассивных детей включаются в игру с огромным желанием.

      Игры, используемые на уроках английского языка, могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Также игры могут носить творческий характер. Это «ролевые игры». Основная задача учителя создать такую ситуацию на уроке, чтобы дети максимально были погружены в языковую среду, тренируя учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

Например. При закреплении лексики по теме “Clothes ” в 4 классе  я провела игру «Магазин». Дети в процессе игре закрепляли и отрабатывали произносительные навыки, правила поведения в магазине.

На уроке активизации лексики по теме «Почта» дети по заданию почтальона Печкина выполняли творческие задания , писали письма своему зарубежному другу. В начале урока я раздала памятки , которые настроили детей на успешную и творческую работу.

К дидактическим материалам по английскому языку относятся различные – лото, домино, логические игры.. Игры очень хорошо активизируют ученика, а дух конкуренции и желание выиграть ускоряют его мыслительные процессы, развивают внимание и сообразительность. Отдельно стоит упомянуть о дидактических играх, которые представляют собой вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, которые помогают реализовать ряд принципов игрового, активного обучения.

Таким образом,   использование различных методов  – это не дань моде, это объективная необходимость. Прежде всего возрастает положительная мотивация обучения,      активизируется познавательная деятельность учащихся, формируется  умение самостоятельно планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность. И конечно же, использование  различных методов является самым эффективным средством повышения качества обучения на уроках.

В заключении своего доклада хочу еще раз подчеркнуть , что все зависит от учителя. Учитель – это артист, но его зрители не всегда аплодируют ему.

Это врач, но пациенты редко благодарят его за лечение. А многие и вовсе не хотят лечиться.

Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Вспомните замечательные слова “того самого Мюнхгаузена”: “Серьёзное лицо – ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!”. Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x