Использование методов ТРИЗ для развития связной речи у дошкольников

Автор: Тулаева Елена Борисовна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";

mso-fareast-theme-font:minor-fareast;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Использование методов ТРИЗ для развития связной речи                                 у дошкольников

 

В настоящее время проблема развития речи детей  становится особенно актуальной и значимой.

Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками нужно использовать и передовой опыт, т. е. инновационные методы обучения. Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ помогает развить у младших дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

Методы ТРИЗ используются мной во всех видах деятельности:

В режимных моментах, на прогулке, при умывании - использую прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашиваю детей: «Если Эльмира Марсовна с дежурными накрыли на стол, что из этого следует?» (будем обедать, «Если будем обедать, что необходимо сделать?» помыть руки) и т. д. Прием причинно-следственных связей помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему? », «зачем? » и т. д.

Я заметила, что игры ТРИЗ очень интересны детям. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие малыши пытаются активно и с удовольствием отвечать  вопросы.

Для проведения игр  использую игрушку – сову, которая  помогает организовать общение с детьми на основе игровых приемов.От лица игрушки задаю проблемные вопросы, с ней проводятся все обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, не понимает, просит детей помочь. Детское стремление общаться и помогать ей повышает активность ребенка и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с понравившейся игрушкой до следующей игры.

 Метод «эмпатии» основан на  полном отождествлении себя с каким – либо  объектом. Например, мы собрались лепить, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает пластилин? Ответы детей не затруднили себя ждать (Пластилин думает о том, что его сейчас будут согревать, лепить из него, он боится, радуется тому, что   поможет сделать много интересных поделок и так далее). Дети быстро поняли смысл игры и представили очень интересные варианты ответов.

Также мои воспитанники полюбили игру "Хорошо - плохо".  Цель такой игры-научить детей выделять в объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Например: ведущий называет любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Например, сова говорит: «Съесть яблоко – хорошо. Почему?».  Дети отвечают: «Потому, что оно сладкое, полезное, в нём много витаминов». Сова спрашивает: «Съесть яблоко – плохо. Почему?». Дети отвечают: «Может сломаться зуб, много косточек, кожура жёсткая».  Вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему? ", "что-то плохо – почему? ". Эту игру провожу в рамках изучения  тем «Времена года». Из всех используемых мной игр ТРИЗ - технологии – эта игра самая любимая у детей. Во время свободной деятельности отрабатываю модель составления сравнений по признакам:цвет, форма, звук, вкус и др.Учу  детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других объектов.  Например, показывая картинку, спрашиваю: - «Что это? (огурец). - Какой огурец по цвету? (зеленый). - Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок). - Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно метод  повторения  позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Сначала  сама приводила примеры, чтобы дети поняли смысл игры, к концу года дети самостоятельно могут  организовывать эту игру, выбирая любой предмет или игрушку, которую принесли из дома.

Во время проведения прогулки использую игру "Раньше-позже".

Называю какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или, что будет после. Например: - Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

Дети: Мы одевались на прогулку.

Воспитатель: А до этого?

Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…

Воспитатель: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

Дети: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы…

На первых порах эта игра вызывала сложности, малыши  не могли ответить последовательно, многие говорили, что было вчера, а многие совсем отстранялись от игры. Но со временем, когда  поняли суть игры, стали с удовольствием участвовать в неё. Эту игру провожу, как на прогулке, так и во время режимных моментов.

Во время ознакомления с окружающим миром использую игры на выявление над- системных связей. Например: "Где живет? "Я называю предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. На столе раскладываю картинки с изображением животных и говорю детям: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

Дети берут картинку, где изображен медведь.

Живая и неживая системы.

Воспитатель задает вопрос: Где живет медведь?

Дети: В лесу, в зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультфильмах, в фантиках конфетных, в сказках и т. д. Они вспоминают, где видели медведя: в книгах, на коробках, на одежде, фантиках от конфет и т. д. А кто-то действительно начинает фантазировать. Конечно, я  выслушиваю все ответы моих ребятишек, даже если они неверные, и все ответы  оцениваю положительно; выражаю похвалу словами «хорошо, молодец, интересно». Такие беседы, как правило, проходят импровизированно. Я иду за логикой ребенка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.

Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ технологии развивают все компоненты устной речи: у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Для достижения наилучших результатов провожу работу в данном направлении с родителями. Считаю, что тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. Мной был  составлен план по работе с родителями, в соответствии               с которым  провожу консультации, индивидуальные беседы, привлекаю родителей к участию в совместных мероприятиях по теме.

Хочу добавить, что я не так давно стала применять методы ТРИЗ в своей практике. Но даже за такой короткий срок заметна их эффективность.Мои дети стали более раскованы, они умеют  аргументировать,  делать  умозаключения, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками, что и является выполнением  требований ФГОС дошкольного образования.

Начатую работу планирую продолжать и совершенствовать; постигая и  открывая для себя и моих детей новые возможности ТРИЗ технологии.

 

 

Список литературы:

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

2.Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

3.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

4.Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

5.Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

6.Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003

7.Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006

8.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007

9.Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x