Статья «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по обучению пересказу, заучиванию наизусть.». Автор: Минакова Елена Владимировна

Автор: Минакова Елена Владимировна
В статье описывается опыт работы педагога с дошкольниками по развитию речи с использованием мнемотехники.


Автор: Минакова Елена Владимировна

«Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».

К. Д. Ушинский.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами.

Ознакомление с художественной литературой обогащает словарь ребёнка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи, очень хорошо развивает эстетические, нравственные и эмоциональные качества.

Дошкольный возраст—самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. Заучивание, запоминание - это сложный психический процесс. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь. Люди издавна старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память). Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

В своей работе я стараюсь развивать у дошкольников наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах или при пересказывании текста.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Сначала я подбираю опорные картинки к выбранному стихотворению (обычно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляю на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. При заучивании стихотворений на начальных этапах работы я вместе с детьми заполняю таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Я на доске по одному полю заполняю пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение, пересказать рассказ или сказку. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. Я обратила внимание, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепляется,  их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из следующих этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов

Я считаю, что овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказыванию и заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

-у детей появилось желание пересказывать сказки, рассказы стихотворения – как на занятии, так и в повседневной жизни;

-расширился круг знаний об окружающем мире;

-активизировался и расширился словарный запас;

-дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x