Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование национально-регионального компонента в обучении и воспитании детей дошкольного возраста | Белопольская Ирина Михайловна. Работа №207341

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Белопольская Ирина Михайловна
В нашем детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Большое внимание уделяется использованию устного народного творчества, народным играм, музыке, танцам, декоротивно-прикладному искусству, ознакомлению детей с природой родного края, прошлому и настоящему Хакасии, обычаям, традициям, культуре хакасского народа.

 

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская художественная литература и фольклор. Через сказки, потешки, песенки, пословицы ребенок познает «добро» и «зло», учится противостоять плохому, защищать слабых, проявлять заботу, бережно относиться к природе. Опираясь на основы этнопедагогики, читаем детям сказки, знакомимся с легендами, заучиваем потешки, пословицы, поговорки, народные приметы, загадываем загадки, отличая их своеобразие, самобытность, разучиваем хороводные, народные игры, считалки. С устным народным творчеством, народными играми знакомим в совместной деятельности детей и воспитателя. Накопленные знания используем в беседах, в непосредственно образовательной деятельности, в развлечениях.

Использование национально-регионального компонента в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность, направленную на изучение природных особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Дошкольный возраст - это своеобразный сензитивный период приобретения ребенком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Через обычаи, традиции, устную педагогическую мудрость народа, ребенок начинает усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этические понятия. Педагогически осмысленное приобщение дошкольников к национальной культуре, включение народных традиций в процесс нравственно-этического воспитания, также соблюдение преемственности в содержании, методах, формах воспитания способствует расширению знаний и представлений об общечеловеческих этических ценностях и развитию национального сознания.

В нашем детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Большое внимание уделяется использованию устного народного творчества, народным играм, музыке, танцам, декоротивно-прикладному искусству, ознакомлению детей с природой родного края, прошлому и настоящему Хакасии, обычаям, традициям, культуре хакасского народа.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская художественная литература и фольклор. Через сказки, потешки, песенки, пословицы ребенок познает «добро» и «зло», учится противостоять плохому, защищать слабых, проявлять заботу, бережно относиться к природе. Опираясь на основы этнопедагогики, читаем детям сказки, знакомимся с легендами, заучиваем потешки, пословицы, поговорки, народные приметы, загадываем загадки, отличая их своеобразие, самобытность, разучиваем хороводные, народные игры, считалки. С устным народным творчеством, народными играми знакомим в совместной деятельности детей и воспитателя. Накопленные знания используем в беседах, в непосредственно образовательной деятельности, в развлечениях.

Цикл непосредственно образовательной деятельности по теме «Хакасия - край мой» включает в себя знакомство с картой, гербом, флагом Хакасии, ее столицей, легендами о происхождении города Абакана, прошлым и настоящим, реками, озерами, растительным и животным миром, богатствами недр нашей Родины.

Ежегодно проводим в детском саду праздники: «Чир Тайии (день земли), «Хуртаях»(день матери), «Чыл пазы» (хакасский новый год), это способствует формированию у детей интереса к культуре хакасского народа, приобщает к ее духовным ценностям, знакомит с обычаями и традициями. При проведении хакасских народных праздников, воссоздавая своеобразие жизни народа, дети рассказывают стихи, поют песни, танцуют хакасские танцы. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения. Народные праздники в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей.

Воспитывая интернациональные чувства и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, ежегодно совершаем экскурсии к мемориалу «Воинской славы». Рассказываем детям о Вечном огне: это памятник всем защитникам нашего города. Сюда приходят гости города и абаканцы, приносят цветы, возлагают венки, здесь стоят школьники в почетном карауле. Люди разных возрастов и национальностей хранят в своем сердце память о тех, кто не вернулся с войны. Рассказываем и показываем детям, что у памятника ведут себя тихо, кладут цветы у подножия огня, мужчины и мальчики снимают головные уборы, стоят некоторое время, молча, склонив голову, тихо отходят.

Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.

Таким образом, использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе приобретает особую значимость как фактор усвоения детьми этнокультурных ценностей: обогащение духовного мира, воспитания в нем гражданственности, любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к прошлому и настоящему, гуманизма и эстетических качеств. К.Д. Ушинский писал:.. Воспитание, созданное самим народом и основанное на нардных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Литература:

Бутанаев

В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. - Абакан, 1996г.

Бутанаев

В.Я.,

Верник

А.А.,

Ултургашев

А.А. народные праздники Хакасии. Учеб

.

п

особие. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова,1999.

Бутанаев

В. Я.,

Верник

А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Абакан. – 1995.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×