«Использование народного календаря в экологическом образовании старших дошкольников» | Исаева Ирина Геннадьевна. Работа №240078
Автор: Исаева Ирина Геннадьевна
В данной статье рассматриваются теоретические и практические вопросы экологического образования детей-дошкольников. Статья предназначена для педагогов образовательных учреждений дошкольного и начального образования, учреждений дополнительного образования детей, студентов педагогических колледжей и вузов.
Структурное подразделение им. П.А. Юдина муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лукоморье» городского округа города Михайловка Волгоградской области»
Авторская статья по экологическому воспитанию дошкольников
на тему: «Использование народного календаря в экологическом образовании старших дошкольников».
Автор: воспитатель 1 категории
Исаева И.Г.
г. Михайловка 2019 г.
Авторская статья по экологическому воспитанию дошкольников
на тему: «Использование народного календаря в экологическом образовании старших дошкольников»
Исаева Ирина Геннадьевна, воспитатель 1 категории
Структурное подразделение им. П.А. Юдина муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лукоморье» городского округа города Михайловка Волгоградской области»
В данной статье рассматриваются теоретические и практические вопросы экологического образования детей-дошкольников. Статья предназначена для педагогов образовательных учреждений дошкольного и начального образования, учреждений дополнительного образования детей, студентов педагогических колледжей и вузов.
Во все времена природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей. В свою очередь, экологическое образование, познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, но открывает свои секреты только тем, кто внимательно и бережно относится к нему. Главная цель экологического образования-формирование начал экологического сознания, правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Проводя углубленную работу по экологическому образованию дошкольников, я обратила внимание на то, что практически любая тема образовательной деятельности (прилёт и отлёт птиц, появление и опадание листвы, посевные и уборочные работы), перекликается с приметами того или иного дня в народном календаре. Передо мной встал важный вопрос: " Нужно ли ребёнка, живущего в современном городе, знакомить с народным календарем, по сути своей, крестьянским, земледельческим?" Я пришла к выводу, что календарь органически сочетается почти со всеми образовательными областями в ДОУ. Народный календарь я взяла за основу в своей работе с детьми подготовительной к школе группе.
Свою работу начала с того, что отобрала в календаре те дни, приметы которых были бы доступны пониманию дошкольников. Почти каждый день народного календаря чем-то значим: 5 сентября, на Луппу, примечали крестьяне появление первого заморозка; 11 сентября, на Ивана-постного, принято было убирать репу, устраивать репный праздник. Опираясь на сведения из народного календаря можно повторять и закреплять такие лексические темы, как " Грибы", "Овощи", "Времена года", "Перелетные и зимующие птицы" и т. д. Соответственно, я возвращаюсь к этим темам в течение года, благодаря чему соблюдается дидактический принцип педагогики-повторение. Образовательная деятельность проводится в конкретные дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме. Так, беседуя с детьми осенью о перелетных и зимующих птицах, подтверждают эти сведения 12 ноября, на день Зиновия-синичника. По замечательной традиции русского народа в этот день мы с детьми развешиваем кормушки. К разговору о перелетных птицах возвращаемся весной ( 17 марта, на Герасима-грачевника; 22 марта, на Сороки, и так до тех пор, пока не вернётся последняя ласточка ).
Проводя с детьми те же наблюдения в природе, что и наши предки, я соблюдаю ещё не менее важный принцип педагогики-принцип наглядности. Так, 7 сентября, на Тита-грибного, листопадника, выставляю в группе грибы и желтеющие листья, наглядно показываю, как маскируется гриб в природе. А 22 сентября на Петра и Павла-рябинников, приношу в группу кисть рябины, рассматриваем вместе с детьми, даю ребятам возможность попробовать ягоды на вкус, раздавить их пальцами, увидеть семена. Говорю детям о том, что собирать рябину нужно не всю, а оставлять часть на дереве- на пропитание зимующим птицам.
В соответствии с тематикой календарного дня дошкольники занимаются самостоятельной или совместной с воспитателем деятельностью: составление букетов и гербариев, посадка семян, утепление снегом кустов на участке, расчистка от снега дорожек и т. д.
При работе над народной календарной тематикой воспитатель поставлен в такие условия, когда не использовать русский фольклор просто невозможно. Подходящие заклички, потешки, прибаутки совершенно естественно входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь дошкольников. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, дети очень быстро запоминают и сообщают своим друзьям и родителям. Например: " Круг около солнца или месяца зимой-к продолжительным метелям и морозам", "Ласточки летают у земли-к дождю".
Приобщение детей к природе через русский фольклор вызывает у них желание беречь и охранять её.
С помощью этой технологии включаю в процесс обучения действия самого разного характера (исследовательские, игровые, упражнения с материалами). Таким образом, обеспечивается самостоятельная деятельность детей, направленная на решение поставленных задач, например " Где и почему проталины?", "Чем лёд отличается от снега?", "Отличается ли глубина луж сегодня от той, которая была вчера?".
И поэтому, русский народный календарь является неиссякаемым источником знаний по экологическому образованию дошкольников, средством формирования у каждого ребёнка эмоционально-положительного отношения к природе, чувства ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живём.
Список использованной литературы
Ботякова
, О. А. Солнечный круг. Детский народный календарь/ О. А.
Ботякова
. -СПб.: Детство-ПРЕСС, 2004.
Николаева, С. Р. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками / С. Р. Николаева. -СПб.: Детство-Пресс, 2006.
Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей/ Л. Б. Черезова. -Волгоград: Перемена, 2010.
http://rodnaya-tropinka.ru/detskiy-folklor/narodnyiy-kalendar/
https://culture.wikireading.ru/63947