Использование нетрадиционных методов и нестандартного оборудования на занятиях ЛФК в коррекционной школе VIII вида. ☼
Автор: Стафеева Татьяна Михайловна
Использование нетрадиционных методов и нестандартного оборудования на занятиях ЛФК в коррекционной школе VIII вида.
Стафеева Т.М., учитель-валеолог
Красноисетская специальная коррекционная
школа-интернат VIII вида.
Физическая культура в системе специального образования предполагает проведение уроков физкультуры – это главная составная часть всей системы физического воспитания учащихся, играющая базовую роль в коррекции недостатков двигательной сферы учащихся.
В специальных школах VIII вида около 70% школьников подвержены различным нарушениям опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, зрение). Нарушения и заболевания влияют не только на эстетическую сторону телосложения, но и влечёт за собой множество различных заболеваний. Для профилактики и коррекции нарушений, наряду с общими для всех уроками физкультуры, существует лечебная физическая культура (ЛФК), направлена на исправление грубых нарушений физического развития и моторики учащихся младших классов. Она включена в учебный план коррекционной школы в 1-4 классах по одному часу в неделю.
В группы ЛФК зачисляются дети, имеющие более грубые нарушения осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, нарушения координации движений и др.
Комплектование групп производится в начале учебного года, по классам, на основании заключения педиатра и школьного медицинского работника. С учениками 1 класса занятия проводятся по 20-25 минут, с учащимися остальных классов в соответствии с общим учебным планом (45минут). В особых сложных случаях проводятся индивидуальные занятия. На занятиях ЛФК используются общеразвивающие упражнения, корригирующая гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения, подвижные игры.
Эффективность ЛФК во многом зависит от интереса учащихся к этим занятиям. Интерес обеспечивается посильностью, привлекательностью и разнообразием упражнений.
Для создания положительного эмоционального настроя кабинет ЛФК оформлен соответствующими наглядными средствами обучения (памятками, плакатами о ЗОЖ, схемами и комплексами корригирующей и общеразвивающей гимнастики, гимнастики для глаз),
подобрана цветовая гамма голубого и бежевого цветов, т.к. цветовоздействие влияет на психику ребёнка (особенно ребёнка с ограниченными возможностями),
На занятиях используется ароматерапия, которая предусматривает активизацию обонятельных центров головного мозга. Аромат пихты и сосны – усиливает приток чистой энергии, помогает снять стресс, расслабиться; аромат мяты – оказывает стимулирующие воздействие на нервную систему, помогает при нервном возбуждении; аромат лимона – стимулирует умственную способность, помогает при нервном истощении, избавляет от головной боли.
Для гармоничного развитии ребёнка на занятиях используется прослушивание звуков природы: шелест листьев, журчание ручья, шум моря, звонкая трель птиц, звон колоколов.
С 2005 года в школе ведётся мониторинг здоровья учащихся по заболеваниям опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие), по зрению.
| осанка | плоскостопие | зрение | |||
| сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
2012-2013 | 63% | 65% | 34% | 35% | 24% | 28% |
2013-2014 | 66% | 69% | 23% | 22% | 29% | 34% |
2014-2015 | 57% | 58% | 30% | 31% | 29% | 30% |
2015-2016 | 59% | 62% | 27% | 32% | 27% | 30% |
По показателям за 2012-2013 учебные года прослеживается повышенный процент нарушения осанки, стопы, зрения. При работе по данной проблеме уже 2014-2015 году показатели нарушений повысились незначительно, а значит и рост заболеваемости снизился.
Данные медицинских осмотров фиксируются в «Паспорте здоровья». Паспорт заводится на каждого ученика и заполняется ежегодно в начале и конце учебного года с 1 по 9 класс. Результаты позволяют увидеть «западающие звенья» в здоровье детей, проследить динамику физического развития, наметить дальнейшую работу по исправлению, сохранению, укреплению здоровья.
Особое внимание уделяется работе по профилактике плоскостопия. Ведь подошва стопы – это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами, и специалисты рекомендуют, как можно чаще ходить босиком на природе. С этой целью в кабинете ЛФК создана «дорожка здоровья» из нестандартного оборудования, которая позволяет ребёнку почувствовать себя максимально приближенным к природе, пройти босиком «по дну озера», камешкам, по мягким подушечкам, по деревянным качалкам. Все виды оборудования изготовлены руками педагогов школы из подсобных и утилизированных материалов.
В «дорожку здоровья» входят следующие тренажёры:
1. Сенсорная дорожка - воздействует на рецепторы стопы, стимулирует внутренние органы, оказывает оздоровительный эффект.
2. Малый бассейн с водой – осуществляется закаливание.
3. Ребристый мостик – тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений.
4. Балансировочная дорожка – развивает координацию движений, вестибулярный аппарат, произвольное внимание.
5. Коврик из металлических пробок - воздействует на рецепторы стопы, развивает координацию движений.
6. Коврик из пластмассовых пробок - воздействует на рецепторы стопы.
7. Беговая дорожка - осуществляется закаливание.
8. Деревянные качалки (большие и маленькие) - развивает равновесие и координацию движений, воздействует на рецепторы стопы.
9. Набор тактильных шариков - воздействует на рецепторы стопы, оказывает оздоровительный эффект.
10. Дорожка-лесенка - развивает координацию движений, вестибулярный аппарат.
11. Деревянные палочки различной конфигурации – развивает тактильное восприятие.
Положительный результат занятий достигаться при тесной взаимосвязи между инструктором ЛФК и классными руководителями, воспитателями, медицинскими работниками, родителями.
Обучение на отделении валеологии позволило приобрести необходимые знания для решения поставленных задач в сфере охраны и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями.