Использование нетрадиционных методов и нестандартного оборудования на занятиях ЛФК в коррекционной школе VIII вида.

Автор: Стафеева Татьяна Михайловна

Использование  нетрадиционных  методов и нестандартного оборудования на занятиях ЛФК в коррекционной школе VIII вида.

 

Стафеева Т.М., учитель-валеолог

                                    Красноисетская специальная коррекционная

                                       школа-интернат VIII вида.

 

Физическая культура в системе специального образования предполагает проведение уроков физкультуры – это главная составная часть всей системы физического воспитания учащихся, играющая базовую роль в коррекции недостатков  двигательной сферы учащихся.

В специальных школах VIII вида около 70% школьников подвержены различным нарушениям опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, зрение). Нарушения и заболевания влияют не только на эстетическую сторону телосложения, но и влечёт за собой множество различных заболеваний. Для профилактики и коррекции нарушений, наряду с общими для всех уроками физкультуры, существует лечебная физическая культура (ЛФК), направлена на исправление грубых нарушений физического развития и моторики учащихся младших классов. Она включена в учебный план коррекционной школы в 1-4 классах по одному часу в неделю.

          В группы ЛФК зачисляются дети, имеющие более грубые нарушения осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, нарушения координации движений и др.

Комплектование групп производится в начале учебного года, по классам, на основании заключения педиатра и школьного медицинского работника. С учениками 1 класса занятия проводятся по 20-25 минут, с учащимися остальных классов в соответствии с общим учебным планом (45минут). В особых сложных случаях проводятся индивидуальные занятия. На занятиях ЛФК используются общеразвивающие упражнения, корригирующая гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения, подвижные игры.

         Эффективность ЛФК во многом зависит от интереса учащихся к этим занятиям. Интерес обеспечивается посильностью, привлекательностью и разнообразием упражнений.

         Для создания положительного эмоционального настроя кабинет ЛФК оформлен соответствующими наглядными средствами обучения (памятками, плакатами о ЗОЖ, схемами и комплексами корригирующей и общеразвивающей гимнастики, гимнастики для глаз),

подобрана цветовая гамма голубого и бежевого цветов, т.к. цветовоздействие влияет на психику ребёнка (особенно ребёнка с ограниченными возможностями),

         На занятиях используется ароматерапия,  которая предусматривает активизацию обонятельных центров головного мозга. Аромат пихты и сосны –  усиливает приток чистой энергии, помогает снять стресс, расслабиться; аромат мяты – оказывает стимулирующие воздействие на нервную систему, помогает при нервном возбуждении; аромат лимона – стимулирует умственную способность, помогает при нервном истощении, избавляет от головной боли.

         Для гармоничного развитии ребёнка на занятиях используется прослушивание звуков природы: шелест листьев, журчание ручья, шум моря, звонкая трель птиц, звон колоколов.

С 2005 года в школе ведётся мониторинг здоровья учащихся по заболеваниям опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие), по зрению.

 

 

осанка

плоскостопие

зрение

 

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

2012-2013

63%

65%

34%

35%

24%

28%

2013-2014

66%

69%

23%

22%

29%

34%

2014-2015

57%

58%

30%

31%

29%

30%

2015-2016

59%

62%

27%

      32%

27%

      30%

 

         По показателям за 2012-2013 учебные года прослеживается повышенный процент нарушения осанки, стопы, зрения. При работе по данной проблеме уже 2014-2015 году показатели нарушений повысились незначительно, а значит и рост заболеваемости снизился.

         Данные медицинских осмотров фиксируются в «Паспорте здоровья». Паспорт заводится на каждого ученика и заполняется ежегодно в начале и конце учебного года с 1 по 9 класс. Результаты позволяют увидеть «западающие звенья» в здоровье детей, проследить динамику физического развития, наметить дальнейшую работу по исправлению, сохранению, укреплению здоровья.

Особое внимание уделяется работе по профилактике плоскостопия. Ведь подошва стопы – это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами, и специалисты рекомендуют, как можно чаще ходить босиком на природе. С этой целью в кабинете ЛФК создана «дорожка здоровья» из нестандартного оборудования, которая позволяет ребёнку почувствовать себя максимально приближенным к природе, пройти босиком «по дну озера», камешкам, по мягким подушечкам, по деревянным качалкам. Все виды оборудования изготовлены руками педагогов школы из подсобных и утилизированных материалов.

         В «дорожку здоровья» входят следующие тренажёры:

         1. Сенсорная дорожка - воздействует на рецепторы стопы, стимулирует внутренние органы, оказывает оздоровительный эффект.

         2. Малый бассейн с водой – осуществляется закаливание.

         3. Ребристый мостик – тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений.

         4. Балансировочная дорожка – развивает координацию движений, вестибулярный аппарат, произвольное внимание.

         5. Коврик из металлических пробок - воздействует на рецепторы стопы, развивает координацию движений.

         6. Коврик из пластмассовых пробок - воздействует на рецепторы стопы.

         7. Беговая дорожка - осуществляется закаливание.

         8. Деревянные качалки (большие и маленькие) - развивает  равновесие и координацию движений, воздействует на рецепторы стопы.

         9. Набор тактильных шариков - воздействует на рецепторы стопы, оказывает оздоровительный эффект.

         10. Дорожка-лесенка - развивает координацию движений, вестибулярный аппарат.

         11. Деревянные палочки различной конфигурации – развивает тактильное восприятие.

 

         Положительный результат  занятий  достигаться при тесной взаимосвязи между инструктором ЛФК и классными руководителями, воспитателями, медицинскими работниками, родителями.

 

         Обучение на отделении валеологии позволило приобрести необходимые знания для решения поставленных  задач в сфере охраны и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями. 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x