Использование педагогических приёмов на разных этапах урока

Автор: Коботова Татьяна Александровна

Использование педагогических приёмов на разных этапах урока

 

Какие бы трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя школы, как и всегда актуальными остаются вопросы: как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке? Как помочь ученику учиться? Как повысить интеллектуальный потенциал детей? Каким образом на уроках организовать поиск знаний, сделать их системными, целостными, действенными? Как поддержать интерес детей к учебной проблеме? Перечень этих «как» может быть продолжен.

Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения проблем. При таком подходе к обучению изменяется его содержание, на 1-й план выходят методы, приёмы, требующие активной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса является включение человека в активные формы деятельности.

Рисование, конструирование, лепка, моделирование, а так же такие виды деятельности, как игры, драматургия могут быть успешно использованы в обучении детей с ТНР и ЗПР с целью развития психических процессов.

Активные методы обучения повышают уровень познавательной активности детей. Учащиеся работают с интересом и желанием: внимательно слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практические задания – думая.

Подбирая и составляя задания к урокам, надо помнить высказывание К.Д.Ушинского: «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

Каждый учитель имеет свои профессиональные хитрости и приёмы, которые использует на разных этапах урока.

Готовясь к урокам, можно подобрать интересные высказывания учёных, писателей, мыслителей древности, чтобы лишний раз подчеркнуть значимость изучаемой темы, пробудить к ней интерес уч-ся.

 

Начало урока

 

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

 

Отсроченная отгадка. В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

 

Универсальная игра «Да-нет» учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать окружающих.  Учитель загадывает предмет (число, героя,..). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы.

 

Оцени себя сам. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

 

 Разнообразные варианты опроса в группе.

 

Мозговой штурм – это решение творческих, эвристических задач, имеющих большое число возможных решений. Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею.

 

Во время театрализации знания становятся пространством, в которое погружаются уч-ся со всеми своими эмоциями.

 

Игра в карты позволяет не только выявить пробелы в знаниях уч-ся, но и помогает усвоить материал, осуществить взаимоконтроль.

 

Объяснение нового материала

 

Привлекательная цель. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

 

Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

 

Пресс-конференция.

 

Вопросы к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

 

Найди ошибку.

 

Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить говорить его перед аудиторией, ставит ученика на место учителя.

 

Научно-исследовательская лаборатория. Проведение различных экспериментов.

 

Закрепление

 

Составление и отгадывание кроссвордов.

 

Логическая цепочка, деловые игры, взаимоопрос.

 

Там, где правит бал случай, - там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого используем игры в случайность. Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.(«Что? Где? Когда?», самолётик).

 

Предметные лабиринты помогут в интересной форме закрепить или проверить знания уч-ся.

 

Тренировочная контрольная работа, например, с использованием учебника.

 

Повторение

 

Составление опорного конспекта по теме.

 

Кто больше? Составит вопросов по заданной теме, вспомнит понятий и т.д.

 

Опрос-итог. В конце урока учитель задаёт вопросы: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?

 

Ответ у доски по вопросам учащихся.

 

Контроль

 

Светофор – это всего лишь полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зелёная. При опросе ученики поднимают светофор красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

 

Опрос по цепочке, лабиринт, тесты, восстанови предложение и т.д.

 

Найди у себя ошибки. Учитель проверяет работу, но не исправляет ошибки, а указывает их число. Ученик сам находит ошибки и исправляет их.

 

Домашнее задание

 

Учиться приятно, когда чувствуешь успех. В связи с этим используются разноуровневые домашние задания.

 

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным, когда учитель задаёт задание необычным способом (почта – дежурный раздаёт письма – задания; лотерея…)

 

Шифровка. (решить пример – ответ является номером задания или страницы; даётся ряд чисел, которые соответствуют порядковым номерам букв в алфавите…)

 

Конец урока

 

Попросить учащихся оценить своё эмоциональное состояние с помощью карточек со стилизованными рисунками  и т.д.

 

 

 

Учителю необходимо постоянно искать новые приёмы, привносящие элементы новизны, занимательности, пробуждающие интерес к знаниям. А воспитывая стремление к знаниям, мы формируем личность, умеющую мыслить, сопереживать, творить и созидать.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x