Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья «Использование природного материала в дидактических играх, упражнениях, опытах ».. Автор: Тарлопова Светлана Альбертовна

Автор: Тарлопова Светлана Альбертовна
В статье предлагается краткое описание дидактических игр и упражнений с использованием природного материала. Игры можно использовать как часть занятия, или в индивидуальной работе. 


Автор: Тарлопова Светлана Альбертовна

«Использование природного материала в дидактических играх, упражнениях, опытах ».

Учитель - дефектолог Тарлопова Светлана Альбертовна

Использование природного материала помогает педагогу решать огромное количество задач в разных образовательных областях. Природный материал развивает тактильные ощущения, обоняние, успокаивающе действует на нервную систему детей.

Прежде, чем природный материал становится дидактическим, его надо собрать и подготовить к использованию.

По возможности, собирать материал надо вместе с детьми. Попутно решаются задачи сенсорного развития: развиваются тактильные, обонятельные, зрительные, (при недосмотре взрослого и вкусовые) анализаторы. Формируются элементарные математические представления: пустой—полный, легкий—тяжелый, много—мало, один; большой—маленький и множество подобных задач. Также дети приучаются трудиться сообща, радоваться коллективному успеху.

Затем собранный материал надо подготовить к использованию: перебрать, очистить, промыть, просушить. К этой работе также привлекаются дети—не только для того, чтобы потрудиться, но и чтобы увидеть чудо—шишки в воде закрываются, становятся мягкими, а когда высыхают—чешуйки начинают топорщиться и становятся твердыми, листья деревьев после высыхания могут изменить цвет, становятся хрупкими.

Материал готов. Можно приступать к играм и упражнениям.

Дидактические игры.

«Погремушки».

Цель: дать (закрепить) понятие «пустой—полный», развивать координацию движений, мелкую моторику, слуховое восприятие. Расширять активный (пассивный) словарь.

Ребенок складывает желуди, каштаны, фасоль, камушки, в пластмассовые бутылки. В эту игру можно играть с ребенком на всех этапах развития. Сначала ребенок складывает только один вид материала, затем сам или с помощью педагога закрывает бутылочку и гремит—погремушка готова. Затем задания усложняются: предметы смешиваются, бутылочки могут быть с горлышками разного размера, предметы надо доставать из «чудесного» мешочка по словесной инструкции. Дети запоминают, как шумят каштаны, фасоль, желуди и узнают материал по звуку.

«Золушка».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, речевой активности ребенка.

Для малышей предлагаются перемешанные темная и белая фасоль, горох и фасоль. Для более старших детей горох и греча, греча и рис.

Дети раскладывают крупы или бобовые в разные сосуды с помощью пинцета, маленькой ложки или берут предмет щепотью.

«Выложи узор»

Цель: развитие зрительного, слухового восприятия. Закрепление употребления (понимания) в речи названий предметов.

На первых занятиях выкладывается узор педагогом с проговариванием: сначала шишка, потом два камешка и т.п. Ребенок выкладывает узор с опорой на образец. В соответствии с развитием ребенка, задание усложняется: выкладывание на карточке с нарисованными контурами, по памяти, по словесной инструкции.

Для выкладывания узоров используются плоды и листья деревьев, семечки фруктов и овощей, галька, ракушки, сучки, высушенные цветы и их лепестки.

«Что тяжелее?»

Цель: учить детей взвешивать предметы, использовать равноплечевые весы.

На первых занятиях детям предлагаются готовые весы. Дети помещают в чаши весов различные предметы и сравнивают их вес. Так они начинают понимать, что вес предмета не зависит от его размера, уточняются понятия «лёгкий —тяжёлый», «равновесие». Закрепляется понимание слов «одинаково, столько же» . Позже дети сами готовят весы, строят их кубиков и планок, на концы планок могут помещать тарелки, чашки для мелких предметов, и понимают, что и сосуды на разных концах планки должны весить одинаково.

 

«Прятки»

Цель: развивать тактильные ощущения, учить тонким неторопливым движениям, вызывать у детей радостные эмоции.

Предлагаются контейнеры, наполненные различным материалом: крупой песком, горохом, чечевицей и т. п. В контейнере спрятаны мелкие предметы. Ребенок должен найти их не рассыпав наполнитель. Варианты заданий: «найди собачку», «здесь спрятаны три игрушки, найди их» и т.д.

«Найди половинку»

Цель игры: Закреплять понятие « две половины- это две одинаковые части целого» , «половина – это ½ целого»

Развивать умение узнавать предмет по его части;

Закреплять употребление в речи слова «половина» , умение изменять существительные по падежам;

Развивать тактильные ощущения;

Развивать обоняние;

Закреплять знания о названии фруктов и овощей;

Коррекция восприятия основных цветов и их оттенков.

Детям предлагаются половинки фруктов и овощей сшитые из различного материала и наполненные зернами кофе, фасолью, крупами, сухой травой.

Дети ощупывают предметы, рассказывают о своих ощущениях, находят половинки одного целого.

В более сложном варианте половинки находятся в «чудесном» мешочке и дети находят половинки на ощупь.

С повязкой на глазах дети находят предметы с одинаковым запахом.

 

Игры с водой.

Цели: дать (закрепить) понятие сухой—мокрый, учить детей тому, что вода принимает форму сосуда, что в большой сосуд входит больше воды, чем в маленький, простейшим способам измерения воды. Показать, что если в сосуде мало воды можно опустить камешки, и вода поднимется. Развитие глазомера, координации движений.

Ребенок самостоятельно или с помощью педагога наливает, переливает воду в различные сосуды в зависимости от цели игры. Например, надо напоить большую и маленькую собачек. Сначала подбираются миски подходящего размера. Затем наливается вода. У маленькой собаки маленькая миска—в неё вошёл один стакан воды, у большой собаки большая миска, в неё входит несколько стаканов воды. Воду в стаканы можно наливать разными способами: зачерпнуть из таза, налить из чайника, кувшина.

Очень нравиться детям поить птиц (упражнение по басне Эзопа «Ворона и кувшин»). Они очень жалеют птичку, которая хочет пить, пытаются втиснуть её в узкое горлышко бутылки. И радуются, что могут помочь птице, набросав в бутылку камешки.

Также интересно детям наблюдать, что камни в воде становятся ярче, блестят. А вот прозрачные стекла в воде не видны (поэтому нельзя заходить босиком в незнакомые водоемы, можно порезать ножки).

«Что тонет, что не тонет?»

С помощью воды дети знакомятся со свойствами предметов: камни и стекла тонут, пластмассовые и деревянные предметы держаться на поверхности. Предметы из бумаги плывут, но потом намокают и тонут.

«Купание малыша».

С помощью этой игры дети учатся понимать значение таких понятий как «горячий», «холодный», «теплый». Опытным путем узнают, как можно получить теплую воду, получают навыки безопасного поведения: сначала наливают холодную воду, затем её разбавляют горячей, чтобы узнать температуру воды надо потрогать сосуд с водой, а не совать всю руку в ведерко, или осторожно опустить в воду один палец. Также дети получают начальные знания о пропорциях: если горячей воды налить мало, вода будет чуть теплая, если больше, то и вода станет теплее. И конечно, в этой игре дети получают навыки ухода за малышом— они учатся бережно мыть куклу, обливать чистой водой, вытирать полотенцем.

Опыты с водой.

Очень любят дети опыты с водой в разных её состояниях: горячая и холодная, снег и лёд. Дети проводят исследования: в какой воде (горячей или холодной) быстрее тает снег, лёд. Что быстрее тает: снег или лёд, быстрее тает в воде или просто в ведерке. Дети узнают, что снег и лёд занимают больший объем, чем в растаявшем виде. Так же понимают, почему снег и лёд нельзя есть —в растаявшем снегу видна грязь (так как у нас довольно чистый воздух, для подстраховки я незаметно добавляю немного грязи: один раз снег растаял и вода была прозрачной).

И конечно, дети любят разводить в воде различные вещества: сахар, соль, цветные краски: опять уточняются знания о значении пропорций, развиваются вкусовые ощущения, зрительное восприятие цветов и их оттенков.

Игры с песком.

Цель. Учить измерять непрерывные множества, закреплять понятия «сухой-мокрый», развитие тактильных ощущений.

Дети узнают, что сухой песок не держит форму без сосуда, а мокрый— держит. Путем проб учатся добавлять в песок нужное количество воды, чтобы из песка можно было лепить. Узнают, что песок, хоть и мелкий, но он тяжелее воды. Очень полезно начинать учить рисовать прямые линии и окружности пальцем на песке— дети рисуют более успешно, чем карандашом. Для этого можно использовать следующие упражнения:

«Помоги цыпленку (собачке, малышу и т.п.) попасть домой» Ребенку надо провести на песке линию от фигурки до домика.

«Посади цветочки на клумбе»— ребенок рисует круг и сажает туда цветы.

Использование природного материала в других видах деятельности детей.

Природный материал незаменимый помощник на занятиях по ФЭМП, он широко используется как раздаточный, счетный материал, для формирования понятия непрерывных множеств.

Много различного природного материала используется в изобразительной деятельности —и как материал изобразительной деятельности и как инструменты. Дети используют высушенные листья, траву, цветы, чешуйки шишек, крупы для аппликаций, а могут рисовать пучком травы, или использовать цветы и листья вместо штампов. Из плодов деревьев, семян, веточек, палочек получаются чудесные фигурки животных и человечков, из сухих ягод — бусы. В начале занятий дети рассматривают природный материал, вспоминают, где его собирали, какое дерево подарило свои плоды. Затем подбирают те предметы, которые подойдут по форме, размеру. И приступают к работе.

Так же много природного материала используется для создания конструкций для сюжетных игр («Город», «Птичий двор», «Ферма»), для использования в настольном театре. Веточки с наклеенными листочками из бумаги, пластилина, из кусочков ткани, сухие листья на подставках — это деревья, еловые и сосновые шишки можно покрасить краской и они тоже становятся похожими на деревья, кусты. Из мелких камней можно создать скамеечки, ограды. Из прутьев получаются заборы и сараи. Сухая трава, желуди, каштаны — еда для животных.

Очень интересно оформлять природные ландшафты используя поддоны с песком. В песке удобно закреплять фигуры, делать «озера», «ручьи». Легко менять ландшафт, так как следы от предыдущего быстро исчезают.

Плоды и семена заменяют различные продукты для игр «Магазин «Овощи и фрукты» , «Продуктовый магазин».

Когда игровой материал подготовлен детьми самостоятельно или с помощью взрослого, игра становится ярче, интересней.

Также природный материал используется для самомассажа: шишки хорошо массируют руки, каштаны и жёлуди можно зашить в подушечки и предлагать детям посидеть на них. Для подвижных детей они действуют успокаивающе.

Каштаны, желуди, фасоль можно использовать как наполнитель для сухого бассейна для рук — детям нравиться погружать руки и перебирать гладкие прохладные предметы.

Кладовые природы и фантазия педагога поможет детям с ОВЗ развить свои умственные способности, речь, фантазию.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×