Использование приёмов развивающего обучения на уроках биологии в коррекционной школе

Автор: Коботова Татьяна Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

 

Коботова Т.А. (учитель биологии ОГБОУ «Школа № 10 г. Рязани»)

 

Одна из задач нашей коррекционной школы – это развитие речи и повышение познавательной активности учащихся с ОНР. Это обусловлено особенностями детей. 80% учащихся нашей школы – это дети с органическими поражениями ЦНС, что часто является причиной задержки психического развития (ЗПР). Для таких детей характерны: замедленность процессов приема и переработки информации; недоразвитие зрительно - пространственного восприятия; нарушения умственной работоспособности; интеллектуальной деятельности. Они не точно употребляют слова, с трудом произносят слова сложной слоговой структуры, не могут составить связного рассказа, у них нарушена вербальная память, наблюдается эмоциональная неустойчивость, снижена работоспособность.

Недостаточное развитие речи и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения. Это в свою очередь замедляет темп развития речи и других психических процессов.

Поэтому в работе используется формула развивающего обучения, которая включает в себя: развитие речи + развитие внимания + развитие памяти + развитие мышления + формирование положительной мотивации.

С этой целью используются различные коррекционные приемы, дифференцированный подход к детям с учетом особенностей их психического и эмоционального развития.      

Большое внимание на уроках уделяется  развитию психологической базы речи учащихся:

1. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы.

2. Развитие познавательного интереса детей через:

- использование нестандартной формы урока,

- включение игровых заданий,

- расширенное применение принципа наглядности.

3. Коррекция психических процессов, связанных с познавательной деятельностью.

4. Формирование положительной учебной мотивации.

5. Индивидуальный подход в соответствии с психическими особенностями каждого ребенка.

6. Использование упражнений на релаксацию.

Работа по развитию речи строится на основе следующего алгоритма:

1. Произношение слов сложной слоговой структуры.

2. Усвоение лексических значений новых слов.

3. Обогащение словарного запаса как в плане импрессива (развитие понимания понятий), так и в плане экспрессива (практического употребления их в речи при ответе).

4. Шлифовка грамматического строя речи.

5. Совершенствование связной диалогической и монологической речи.

Большое внимание уделяется созданию благоприятной психоэмоциональной атмосферы. Например, первый урок анатомии можно начать словами В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотню и тысячу лет чудесную музыку жизни».

На каждом уроке традиционно проводится речевая зарядка. Например, ребятам предлагается прочитать слова сложной слоговой структуры, объяснить их лексическое значение, прочитать скороговорку, вставить в слова пропущенные буквы, анаграммы.

Например, составить из букв каждой строки названия цветковых растений:

                       КА – РЕДЬ

                       ПУС – ТА – КА

                       ЦА – ГОР – ЧИ

                       ПАС – Я – ТУШЬ     КА – СУМ

                       РИ – АБ – КОС

                       ПОВ – ШИ – НИК 

                       НИ – ЗЕМ – КА – ЛЯ  

                       РЫШ – НИК – БО – Я  

                       НА – ЛЕ – БЕ  

                       ФЕЛЬ – ТО – КАР  

                       ФИ – ЛИС – ЗА  

                       НИ – Я – ПЕ – ТУ

C целью развития внимания (его объема, переключаемости, сосредоточенности и устойчивости) можно предложить ребятам найти ошибки в тексте: «Картофель – это фруктовое растение из семейства Крестоцветных. Он используется в пищу, причем очень вкусны его плоды – стручки. Картофель – это многолетнее растение».

Или пройти биологический лабиринт.

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Например, урок природоведения по теме «Вода» можно начать так: «Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (на улице лежит снег)

Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств».

Для развития памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания) предлагается разгадать кроссворд, составить рассказ по опорным словам или сигналам по изученной теме.                             

Специально подобранные задания способствуют развитию мышления (абстракции, обобщения, сравнения, аналогии, классификации): проблемные задания, загадки, выбор правильного ответа, ролевые игры, составление логических схем и т.д.

Развивая у детей воображение, можно предложить им закончить биологическую сказку или написать сочинение-миниатюру на предложенную тему. «Целый мир от красоты» - написал А.А.Фет. Так мы назвали наш не совсем обычный урок в седьмом классе, главной задачей которого было научиться видеть красивое в самом обыденном вокруг себя: красивое растение, красивое слово, красивую человеческую душу. В конце урока ребята написали сочинения  – миниатюры на тему: «Какой цветок (букет) я хотел бы подарить маме?» Вот лишь некоторые примеры:

«Я хотел бы подарить букет моей мамочке. Она очень любит цветы, особенно полевые. Её приводят в восторг обычные васильки или ромашки. У неё в комнате стоит любимая ваза и в этой вазе всегда есть цветы». (Крупеня Костя)

«Я бы хотел подарить своей маме красные и жёлтые тюльпаны, потому что это цвета веселья, радости, счастья. А я своей маме этого и желаю». (Миронов Егор)

 «Я хотел бы подарить маме букет луговых цветов. Я бы их сам набрал, это и бесплатно, и красиво, и маме будет приятнее тех цветов, которые продаются». (Елисеев Дима)

«Я бы подарил маме букет полевых цветов. Они такие милые и красивые, как мамины глаза. И скромные, как моя мама. Она будет любоваться ими, вдыхать их аромат и думать о лете». (Блинцов Саша)

Такая форма работы, как проектная деятельность,  используется не только на уроках, но и во внеклассной работе по предмету. Примеры проектов:

«10 добрых дел школы № 10»,

«Сквер на главной улице Рязани»,

«Деревья сквера»,

«Ядовитые растения»,                        

         «Светоч земли рязанской И.П. Павлов»,

«Вред курения»,

«Выхухоль»,

«Быть здоровым здорово»,

         «Вклад М.В. Ломоносова в изучение космоса» и другие.                            

С большим интересом ребята участвуют в моделировании. Например, создание объемных моделей: строение  клетки (6 класс), строение цветка растений различных семейств (7 класс) и другие. При создании моделей учащиеся работают по предложенному алгоритму.

Формированию положительной мотивации у учащихся способствует создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы и ситуации успеха, педагогика сотрудничества, игровая и проектная деятельность, моделирование.

Каждый учитель должен помнить слова К.Д. Ушинского: «…дитя требует деятельности беспрестанно   и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».

Использование разнообразных педагогических приемов позволяет развивать познавательную активность учащихся, осуществлять коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления), формировать положительную мотивацию.

                                                                                                         

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x