Использование проектного метода обучения на уроках математики с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Автор: Решетник Ольга Петровна

О.П.Решетник

Приднестровье, г. Бендеры,

МОУ «Бендерская гимназия №1»

Использование проектного метода обучения на уроках математики с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

«Всякое знание остается мертвым,

если в учащихся не развивается

инициатива и самодеятельность:

учащегося нужно

 приучать не только к мышлению,

но и к хотению»

Проектная деятельность - одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системах образования разных стран мира.

Проект-форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи

Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических задач- проектов.

Основные требования к использованию проектов

-наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска решения;

-теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельная деятельность учащихся;

-структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

-использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для ее решения, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).

 

Тематика проектов может касаться какого- то теоретического вопроса школьной программы, связанного с углублением знаний отдельных учеников по этому вопросу. Однако чащу всего темы проектов относятся к какому- то актуальному вопросу, требующему привлечения знаний учащихся  не по одному предмету, а по нескольким.

Проекты могут быть разными по типологии

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализация, видеофильмы.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком - либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Этот тип проектов призван научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.

Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, государства. Это может быть учебное пособие, модель.

Ролевой проект наиболее сложен. Участники принимают на себя определенные роли. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра.

 На каких предметах лучше всего «работает»  метод проектов?

 В первую очередь это предметы, ориентированные на формирование гражданской, информационной, коммуникативной компетенций: иностранный язык, обществознание, ИЗО, технология, информатика.

Но это не значит, что такой «серьезный» предмет как математика не допускает введения метода проектов. Систематическое построение учебной программы по математике, условие высокого качества знаний «на выходе»- диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Поэтому реализация проектной деятельности на уроках математики лучше всего происходит в форме межпредметных проектов: «ОШЕЛОМЛЯЮЩИЕ ЗАДАЧИ» (математика и экология),  «Проценты простые и сложные. Уроки арифметики в классической литературе».

Проекты могут выступать неотъемлимой частью внеклассной работы по математике: «Интересные числа», «Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне», «ПИФАГОР и теорема, которая сделала его знаменитым», «Такая разная геометрия».

Некоторые темы учебного курса математики допускают использования метода проектов на уроках: «ПЛОЩАДЬ и ПЕРИМЕТР ПРЯМОУГОЛЬНИКА» 5 класс, «ДИАГРАММЫ»  6 класс, «Сборник сказочных задач»

В моей практике получили распространение мини- проекты, продолжительность которых 1 урок или часть урока: «Свойства площадей и периметров», «Измеряем с помощью подобия», «Я хочу разбить цветочную клумбу». Это уроки математики по изучению геометрического материала и проводятся они на основе программы «ВСЕ вокруг - геометрия».

Чему учит

метод проектов, его использование на уроках?

1. Развивает общеучебные умения.

.           2. Развивает рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.

3.Формирует  исследовательские умения: умения самостоятельно найти информацию, умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи.

4. Формирует навыки оценочной самостоятельности.

5. Развивает умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умения коллективного планирования;

-умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-навыки делового партнерского общения;

-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

6. Развивает менеджерские умения и навыки:

-умение проектировать изделие;

-умение планировать деятельность, время;

-умение принимать решения и прогнозировать их результат;

-навыки анализа собственной деятельности.

7.Развивает   коммуникативные умения:

-умение вступать в диалог, задавать вопросы;

-умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс.

8. Формирует презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время  выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

 

Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся новых учебных умений по самостоятельному добыванию знаний. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини- проекты достаточно часто.

Проектная деятельность при правильной ее организации способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта. В проектной деятельности формируется и «откладывается про запас» опыт ребенка «быть личностью»- личностный опыт.

Приступая  к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути.

1.Всегда существует опасность переоценить результат проекта.

2.Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат.

3.Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы: отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения - основываются на действии, они должны быть прожиты.

 

Проект- это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x